Краеведческие проекты в дополнительном образовании детей: опыт педагогического сотрудничества


Краеведческие проекты в дополнительном образовании детей: опыт педагогического сотрудничества

Основной целью педагогической деятельности в наше время становится воспитание личности, способной встраиваться в социум, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, достигать результата и нести за него ответственность.
Используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей можно существенно влиять на формирование духовных, нравственных качеств воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, способствовать становлению патриотически ориентированной личности.
Для реализации этих задач необходимо применение на занятиях по изобразительному искусству технологий, позволяющих выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы постепенно «уйти» от традиционной подачи готового знания, материала или опыта. Одной из таких технологий является «метод проектов», который нацелен не только на развитие личностных качеств ребенка, но и требует от самого педагога владения исследовательскими умениями и навыками.
Применяя проектную технологию в работе с детьми, педагог стимулирует их познавательную деятельность, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления. На занятиях мною активно используется метод проектов для развития творческих способностей детей, активизации индивидуальной деятельности, формирования исследовательских навыков. В основу нашей проектной деятельности положено сотрудничество, совместная развивающая деятельность педагога и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом хода работы и результата. При этом организация занятий предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками, а также получение опыта ценностного отношения; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Дети самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде.
На наших занятиях реализуются как краткосрочные, так и длительные проекты. Один из проектов, которым мы с ребятами занимались в течение всего учебного года, был посвящен памятной дате события, не просто относящегося к истории родного края, но и являющегося поворотным моментом в ходе Великой Отечественной войны, – 70-летию Великой Победы под Сталинградом. Этот проект назывался «Я живу на земле Сталинградской».
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Для того чтобы воспитать патриотов своего города, надо знакомить детей с историей города, с историей страны, с людьми, которые прославили нашу землю, с их подвигами. Жители Волгограда с раннего детства должны воспитываться в уважении к великому подвигу города-героя, подвигу, которым восхищаются во всем мире; а также гордиться нашими известными земляками.
Целью проекта «Я живу на земле Сталинградской» являлось формирование у детей и подростков гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств: искренней любви к своему городу, Отечеству, уважения славного прошлого и преклонения перед героическим подвигом мужественных защитников Сталинграда.
Проект состоял из пяти основных этапов, пяти «П»:
На первом этапе – «Проблема» - с учащимися проводилось обсуждение темы проекта. Нами были выделены такие подтемы проекта, как «Мирный Сталинград до войны», «Дети военного Сталинграда», «Я славлю имя героя», «Сталинградская Победа глазами юного поколения», «История моей семьи в истории города».
На втором этапе – «Проектирование» – обучающиеся объединились в группы в соответствии с названиями выделенных подтем проекта, определили вид деятельности (рисунок, мультимедийная презентацию подтемы, организация выставок). После этого были разработаны задания, вопросы для поисковой деятельности, организованы экскурсии, встречи с поисковиками, с членами организации «Дети военного Сталинграда». Кроме того, был также составлен планы работы над иллюстрацией книги Деи Григорьевны Вразовой, члена Союза журналистов России, организатора поискового отряда «Огонь памяти», и разработано положение о проведении районного конкурса «Родился я, чтоб славить подвиг Сталинграда».
На третьем этапе – «Поиск информации» – обучающие осуществляли поисковую деятельность по соответствующим подтемам с помощью литературы, сети Интернет. В рамках третьего этапа проекта были организованы поездки в музеи города: музей – панораму Сталинградской битвы, музей изобразительных искусств им. И.Машкова, встреча с членами организации «Дети военного Сталинграда», участие в мероприятиях Детско-юношеского центра, посвященных Сталинградской Победе. По итогам посещений музеев, памятных мест, бесед и встреч с людьми, имеющими непосредственное отношение к историческим событиям, проводилось обсуждение тем рисунков, делались эскизы. Педагог на данном этапе консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей.
Целью четвертого этапа – «Продукт» – было создание обучающимися творческих композиций (рисунков), мультимедийных презентаций по выбранным подтемам, презентации проекта. Задачей педагога на этом этапе является стимулирование деятельности воспитанников и консультативная поддержка по мере необходимости.
Пятый этап – «Презентация» – представлял собой организацию выставки детских работ в Детско-юношеском центре, защиту проекта перед обучающимися ДЮЦа, участие в конкурсах детского рисунка по данной тематике на различных уровнях. На данном этапе также велась работа по созданию портфолио проекта.
Шестой дополнительный этап – это рефлексия, где обучающиеся оценивают свою работу над проектом, обсуждают, что из запланированного получилось хорошо, что больше всего запомнилось, какие возникли проблемы и как они были решены.
Подводя итоги работы над данным проектом, можно отметить, что ребята активно вовлекаются в интересный процесс краеведческой исследовательской деятельности, целью которой является практическое применение полученных знаний, начиная с эскиза и заканчивая конечным результатом; им нравится защищать свои проекты, т. к. в них были реализованы их личные идеи, задумки, и раскрыт творческий потенциал каждого участника. Работая над этим проектом обучающиеся обратились к героическому прошлому нашего города через познавательно-поисковую деятельность, творческую активность, это дало возможность реализовать на практике активную гражданскую позицию, приобщиться к опыту предшествующих поколений, привить любовь к родному краю, гордость за подвиги своих земляков, желание продолжить изучение славной истории Родины.
Еще один проект, связанный с жизнью нашего города, – «Православные святыни Волгограда», целью которого стало воспитание духовно-нравственных качеств воспитанников, интеллектуальное и творческое развитие детей на основе реальной деятельности, связанной с освоением отечественного историко-культурного наследия. Дети сделали сообщение об известных им храмах Волгограда, об истории их создания, об особенностях архитектуры. В рамках этого проекта дети более подробно познакомились с часовней-усыпальницей Святого Георгия Победоносца, открытой в 2008 году в память о воинах-сибиряках, погибших в Сталинградской битве. Наш Детско-юношеский центр находится рядом с Аллеей Славы в Советском районе. Начинается эта аллея с упомянутой часовни-усыпальницы. Летом ребята выходят на пленер и рисуют аллею и часовню. Они хорошо знают историю строительства аллеи, не раз ходили туда. Одна из обучающихся, Анникова Виктория, подробно изучила подвиги сибиряков, сделала много эскизов часовни, создала большую картину, изображавшую аллею и часовню, и защищала свой проект на конкурсе-фестивале «Православные святыни Волгограда и Волгоградской области».
В настоящее время многие из детей работают над проектом «Волгоградский сувенир». Целью проекта является создание игрушки-сувенира нестереотипного дизайна, которая будет представлять регион не односторонне, т.е. не только напоминать о Великой Отечественной войне, Сталинградской битве, а отражать историческое наследие Волгограда и Волгоградской области, богатство природных ресурсов, репрезентировать историко-культурные и архитектурные памятники и важные городские объекты. После того как проблема была поставлена педагогом, ребята стали искать интересные особенности Волгоградской области: природные, культурные, исторические. В процессе этой деятельности они узнали для себя много нового, открыли массу интересного. Своими открытиями обучающиеся делились с одногруппниками, показывали статьи, распечатки.
На втором этапе проанализировав весь материал, соразмерив возможность создания сувенира-игрушки, ребята решили сделать два сувенира: один в виде тоннельной открытки, представляющей Волгоградский Планетарий, а другой – «Я люблю ходить к реке» – в технике оригами.
Еще один проект, над которым сейчас работают наши дети, – это иллюстрация стихов М.К. Агашиной. Конечным этапом этого проекта будет участие в конкурсе, посвященном жизни и творчеству волгоградской поэтессы. Целью проекта является укрепление у обучающихся чувства гордости за родной край, известных людей, воспитание патриотизма. Прежде чем приступить к иллюстрированию, ребята познакомились с биографией поэтессы, принесли сборники стихов, распечатки из сети Интернет, затем выбрали строчки, которые они хотели бы проиллюстрировать, и только потом начали работу над композицией, выбором художественного материала. При этом педагог консультирует, обсуждает с детьми выбранный материал, советует, как правильно скомпоновать на листе иллюстрацию, подсказывает правильность работы красками.
Как видно из вышеизложенного, особенностью краеведческих проектов в дополнительном образовании детей на занятиях по изобразительному искусству является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, или закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на знакомые инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. В результате проектной деятельности обучающиеся приобретают новые знания и овладевают новыми способами действия. Педагог здесь играет роль наставника, консультанта, который так же, как и дети, вовлекается в интересную работу, получает радость от творческой деятельности и сотрудничества с детьми.