Мастер-класс Волшебное оригами. Оформление подарков
Государственное бюджетное учреждение
для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Петровский детский дом
Ишимбайский район
Республика Башкортостан
Мастер – класс
« Волшебное оригами.
Оформление подарков»
Подготовила и провела:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Г.В. Бахчева
с. Петровское, 2016 г.
Тема: «Волшебное оригами. Оформление подарков.»
Форма: мастер-класс.
Цель : оказание консультативной и практической помощи педагогам и воспитанникам в использовании техники оригами в творческом процессе при оформлении подарков.
Задачи: - создать творческую атмосферу;
- обучить практическим приемам изготовления простейших фигурок оригами;
- развивать художественный вкус в процессе работы.
Оборудование: на каждого участника по 8заготовок из листа бумаги красного и 4 зелёного цвета, по количеству участников заготовки для бантиков квадратной формы, по количеству участников ножницы, нитки, компьютер, мультимедиа проектор, книги по оригами, фигурки из бумаги в технике оригами.
План мастер-класса.
Введение. Вступительное слово педагога.
Основная часть МК.
Теоретическая часть «Значение оригами в жизни человека».
Практическая часть «Цветок – лотос, украшение – бантик».
Физкультминутка «Все захлопали в ладоши».
Фотографирование работ, выполненных детьми.
III. Заключительная часть МК.
1. Рефлексия.
2. Подведение итогов.
3. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
.
Ход мастер-класса.
I. Введение. Вступительное слово педагога.
Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые. Меня зовут Галина Владимировна и я являюсь одним из многочисленных поклонников искусства оригами и активно применяю эту практику в работе с нашими детьми: на занятиях, в свободной деятельности. Сегодня я хочу поделиться с вами умением делать простые украшения на подарок к различным праздникам. На этом мастер-классе я познакомлю Вас с простыми атрибутами оформления небольших подарков. Это лотос и красивый бантик. А эпигафом к мастер-классу я хочу взять такие слова китайской пословицы: Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому –
И я пойму.
Мне очень нравится это искусство-оригами своей простотой и доступностью, сложностью и оригинальностью, красотой и незатратностью. Свои навыки я вложила в программу дополнительного образования «Волшебный мир оригами».
II. Основная часть МК.
1. Теоретическая часть «Значение оригами в жизни человека».
Оригами, первоначально зародившееся в Японии как складывание различных фигурок из бумаги, за свою многовековую историю превратилось в целую науку и распространилось по всему миру. И это не случайно, так как сгибание является простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека каких-то особенных навыков, а только воображения.
Для чего же нужно оригами? Для старших детей занятия оригами - это эффективное средство развитие памяти, внимания воображения, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, речи. Для педагогов - уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта; для психологов - это одно из направлений арттерапии, возможность оказания психологической помощи больному ребенку посредством искусства; для логопедов - способ развития речи ребенка.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях.
Но наряду с этим , оригами- это прекрасное хобби для всей семьи. Особый интерес к искусству оригами, его прикладное применение в подарочном декоре связаны с усилением в России моды на японскую культуру: кухню, предметы искусства и быта, традиции страны восходящего солнца.
В России в современном художественном оформлении подарков и цветов использование знаний оригами позволяет создавать разнообразные и необычные варианты упаковок. В технике оригами можно научиться складывать оригинальные и удобные конверты, коробочки, подставки. Фигурки птиц, сердечки, снежинки, декоративные пояски в умелых руках станут яркими элементами индивидуальной упаковки подарков ко дню рождения, свадьбе, Новому году, Пасхе, дню Св. Валентина и др. торжествам и праздникам.
Мы уже не первый год с детьми занимаемся оригами , участвуем в различных конкурсах.
Всю информацию об оригами я беру из книг, представленных на нашей выставке и Интернет - ресурсов.
2. Практическая часть «Цветок – лотос, украшение – бантик».
Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом мира стал белый журавлик,Символом счастья – бумажный кораблик.Сказочных бабочек, розовых зайцевВыполнить можно при помощи пальцев.Я предлагаю попробовать с вамиВыучить технику «оригами».
Сегодня я научу Вас делать оформление небольших подарков. Вот таких как эти. Для начала мы вспомним технику безопасности при работе с ножницами и правилами труда :
- Я хочу познакомить вас с Правилами оригамистов.1) Работай старательно, складывай фигурку на столе.2) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.3) Всегда держи фигурку так, как держит её педагог.4) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.5) Сделал правильно сам – помоги соседу.6) Соблюдай ТБ при работе.
Сначала сделаем вот такой цветок - лотос.
Для работы нам потребуется: цветная бумага, нитки. Для простоты у вас уже готовые заготовки прямоугольной формы 8 штук красного цвета и 4 зелёного. Мы сделали их, разделив обыкновенный лист А4 на 4 части.
Сгибаем каждый прямоугольник пополам вдоль длинной стороны. Загибаем углы к середине с одной и с другой стороны.
Сгибаем листочек пополам сгибами наружу.
Для зелёных листочков делаем шаги 3-4. Затем сгибаем листочек пополам сгибами внутрь. На один зелёный листочек оригами приходится два розовых.
Вкладываем листочки один в другой как на фото.
Четыре получившиеся группы прикладываем друг к другу, связываем посередине и отгибаем в форме звезды.
И начинаем выворачивать по одному листочку лотоса. Сначала выворачиваем через один листочек. Выворачивать надо очень аккуратно, начиная с краешка, чтобы не порвать у основания.
Следующий листочек выворачиваем через один от предыдущего. И так все четыре. Потом выворачиваем оставшиеся четыре верхних красных листочка.
Следом - второй ряд красных листочков так же через один. И , наконец, выворачиваем все зелёные листочки оригами цветок лотоса.
Цветок лотоса является символом чистоты и красоты, символом долголетия, баланса и мира.
3. Физкультминутка «Все захлопали в ладоши».
Красивые лотосы для оформления подарков вы изготовили, а теперь немного отдохнём и сделаем ещё один сувенир.
Все захлопали в ладоши – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим - тише, тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
А теперь делаем красивый бант для украшения подарка.
Для работы нам потребуется квадратный лист бумаги и ножницы.
Бумага у нас односторонняя, значит мы положим её цветной стороной вниз.
В основе бантика лежит базовая форма «Двойной квадрат», которая используется в очень многих поделках оригами.
Вначале, складываем лист по диагоналям и серединам сторон.
Далее вгибаем боковые стороны по указанным на фото линиям.
В результате у нас получается, как бы 2 квадрата. Вот так делается базовая форма «Двойной квадрат».
Сверху, с глухой стороны, сгибаем уголок на нужную длину (см. указанные выше размеры). Затем уголок отгибаем, линию немного разглаживаем пальцами и перегибаем на другую сторону. Таким образом, линии получатся более выделенные и с ними будет проще дальше работать.
Разворачиваем нашу заготовку. Внутри у нас получился маленький квадрат. Нам его нужно вогнуть вовнутрь. Смотрите внимательно на фото и повторяйте.
Теперь сверху к вертикальной линии сгибаем каждую сторону, получаются такие отогнутые полосочки.
Переворачиваем деталь и делаем также с другой стороны.
Сейчас нужно аккуратно развернуть нашу заготовку, но не до конца. Те полосочки, которые только что сделали, должны остаться неразвернутые. Внутри этой детали получится красивый квадратик – узелок бантика. Сравните свой вариант с фото.
Переворачиваем заготовку. По обозначенным на фото линиям ножницами или канцелярским ножом делаем разрезы.
У квадратов справа и слева сгибаем уголки. Теперь уже наша деталь стала больше похожа на бантик.
Продолжаем . Нижнюю часть разрезаем по вертикали и формируем хвостики бумажного бантика.
Справа и слева немного их сужаем, сгибая бумагу. Здесь можно обрезать по этим линиям, а можно просто оставить сложенными.
По намеченным линиям вырезаем более изящные кончики.
Осталось только спрятать уголки бантика под центральный квадратик (узелок). Можно капнуть чуть клея, чтобы они не выскакивали. Чем меньше бантик, тем больше вероятность этого.
Думаю, бантики пригодятся не раз: и коробочку подарочную украсить, и на рамочку или цветок приклеить, или даже на елку как новогоднюю игрушку повесить.
В настоящее время бантик обычно ассоциируется с подарком. Однако это также важный символ стиля. В давние времена бантик был частым украшением не только женского, но и мужского образа. Также в некоторых культурах бантики были символами любви.
4. Фотографирование работ, выполненных детьми..
Вот какие красивые бантики и лотосы вы изготовили. А как вы думаете, как можно украсить ими подарки?
( Дети демонстрируют способы оформления подарков).
А сейчас все выйдем из-за парт и сделаем групповое фото с выполненными работами.
(Фотографирование детей со своими работами).
III. Заключительная часть МК.
1. Рефлексия.
Вспомним наш мастер-класс, ответив на вопросы:
Что мы делали? (цветок лотоса, бантик)
Из каких материалов мы их делали?
В какой технике выполнили изделие?
Какие инструменты нам понадобились?
О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
Какова потребность в изделии (этот предмет для себя, для дома, для учреждения)?
Основные затраты на изготовление изделия (стоимость)
Основные этапы изготовления.
Поиск информации (книги, интернет, консультация педагога, родители).
2. Подведение итогов.
Мы слаженно сегодня трудились. На слайде презентации вы видите недописанные предложения. Выберите для себя - то предложение, которое вам хочется прочитать и продолжить вслух, дополнив его.
1.Было трудно…
2.Я понял, что…
3.Теперь я могу…
4.Я почувствовал, что…
5.Я приобрел…
6.У меня получилось …
7.Я смог…
8.Я попробую…
9. Меня удивило…
10.Мне захотелось…
Спасибо за участие в моём мастер-классе и закончить его хочу небольшим четверостишьем:
Дать хочу вам на прощанье
Один очень полезный совет:
Занимайтесь с детьми оригами –
Чудесней занятия нет!
3. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/996-master-klass-dlya-vospitatelej-isskustvo-origami-v-tvorcheskom-oformlenii-detskih-rabot
http://holidayseveryday.ru/master-klass-origami-cvetok-lotosa/
http://goldvesti.ru/uncategorized/bantiki-iz-bumagi-svoimi-rukami.html
http://reffan.ru/referat_otrotrbewbewjgerna.html