Методический семинар:«Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования»
«Ознакомление с художественной литературой
детей дошкольного возраста
с использованием наглядного моделирования»
«Без чтения нет настоящего образования,
нет, и не может быть ни вкуса, ни слога.
Чтением человек переживает века»
/ А.И.Герцен/
Актуальность:
Когда-то невозможно было представить жизнь без книг. А что же сейчас? В век компьютеризации, всесильного телевидения - книги проиграли битву за читателя, слушателя, наблюдателя.
Читать сейчас стали гораздо меньше. Вы скажете, да нет, не всё так плохо. Будто по инерции, книги всё-таки ещё покупают, читают детям перед сном или в выходные дни.
Но используются они не в полной мере и это очевидно.
В основном это просмотр фильмов по мотивам известных произведений, в лучшем случае чтение, либо рассказывание.
А что может заменить общение с книгой «наедине», шуршание страниц, запах типографии, эмоции, запечатленные на страницах прочитанной главы, а то самое место, где хотелось плакать или кричать с героем произведения?
А ведь книги могут стать основой для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества, а также нравственного аспекта.
В связи с этим была определена цель и выдвинуты задачи.
Использовать книгу в полной мере и извлекать как можно больше пользы для развития детей.
Цель: Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой.
2.Способствовать с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения в процессе пересказывания детьми литературных произведений.
3.Побуждать детей к использованию наглядных моделей и схем, для составления историй.
4. Формировать умение создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.
5.Развивать умение подбирать заместители по цвету, величине,
форме, характеру персонажа сказки.
Какие же выбраны пути, чтобы достигнуть этой цели.
При ознакомлении с художественной литературой детей дошкольного возраста использую наглядное моделирование, стараюсь наполнить их жизнь интересной и увлекательной деятельностью. Применение наглядного моделирования доступно детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.
Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.
На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.
Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.
Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.
Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.
Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предлагается им самим разложить заместители в нужном порядке.
После овладения детьми сериационным рядом, используется двигательное моделирование.
Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее).
Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж.
В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа.
Иногда используется цветовая символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными.
Помогая ребенку, надо не просто играть с предметами -заместителями, но и чётко соблюдать последовательность действий сказки, что помогает ему анализировать основные события и связь между ними. Ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показывает основные действия и события сказки.
Когда дети научатся работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки, им даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.
И конечно, новое задание может вызывать новые трудности. Одно дело, когда придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина, и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже не просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю. Дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения.
Использование заместителей, символов, моделей в интеграции с пятью образовательными областями - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
Использование наглядного моделирования в системе работы дает положительный результат, что подтверждается данными мониторинга уровня освоения образовательной области речевого, социально-коммуникативного, познавательного развития детей дошкольного возраста.
С коллегами:
В результатах своей работы видим положительные тенденции: у детей возрастает интерес к художественной литературе. И в связи с этим предлагаем коллегам внедрять данный опыт в работу. Делимся своими идеями, наработками, понимая значимость и важность проблемы на интернет-сайтах, конкурсах, семинарах, педагогических советах, открытых просмотрах.
Работа с родителями:
Сделать своими сторонниками родителей всегда непросто. Для решения данной проблемы возникла необходимость поиска интересных форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда дают желаемый результат. Реализуя разные проекты, шаг за шагом, мы пришли к инновационной деятельности, которая заключалась в создании семейного клуба «Витаминчик». Целью которой является оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми. Воспитанники с интересом рассказывают в детском саду, с каким произведением они познакомились дома, совместно с родителями. И это не только традиционное чтение книг перед сном. Это и обыгрывание сказок всей семьей, придумывание другой концовки произведения, рассуждения о правильности поступков главных героев, постановка с помощью предметов заместителей… А главное это эмоции всех участников семейных «драматизаций», признание неизвестных талантов родных людей, развития умения, в основном у взрослых, быть всем вместе здесь и сейчас.
А всему «виной» старая когда-то пылящаяся книга на полке.
Достижения
О том, что наша деятельность приносит свои плоды, говорят наши победы в различных конкурсах и смотрах.
И, конечно же, результаты мониторингов наших воспитанников, добрые слова признания родителей, коллег, которые воспользовались нашим опытом.