«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
Консультация для педагогов «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» инструктор по ФК ,МБДОУ д\с №8 Деревянко.О.А. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.) организация работы дошкольного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю.Белая, Л.А. Венгер, Е.Е.Кравцова, М.В.Лазарева, И.А.Модина, Ю.Н.Рюмина, Е.Г.Юдина и др. Нахождение психологических и методических основ интеграции различных видов детской деятельности является, по мнению Л.А.Парамоновой, «ключевой проблемой современной дошкольной дидактики». Механизм реализации принципа интеграции включает в себя: 1.Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 2.Интеграция детских деятельностей. 3.Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей. 4.Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области. Вышеперечисленные варианты интеграции достаточно хорошо знакомы практическим работникам системы дошкольного образования. С целью обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в нашем детском саду уже третий год ведется работа по организации туристско-краеведческой деятельности (ТКД). Была разработана дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Азбука туризма». Данная программа предназначена для дополнительных занятий с детьми. В 2010-11,12. учебном году по этой программе занимались дети нашего Доу. В течение года с детьми проводился цикл теоретических и практических занятий, раскрывающих вопросы экологического воспитания, ознакомления с природным и ближайшем окружением, краеведения, ориентирования и элементарным знаниям и умениям в туризме. В зависимости от темы занятия использовались различные способы организации детей, а также место их проведения: как в помещении, так и на свежем воздухе. Исходя из возрастных возможностей и особенностей воспитанников занятия проводились как с целой группой детей, так и с подгруппой. В ходе работы по программе решались задачи по всем образовательным областям: формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие выносливости, ловкости и волевых качеств («Физическая культура»); сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни («Здоровье»); формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения формирование предпосылок экологического сознания («Безопасность»); приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности(«Социализация»); развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, формирование элементарных представлений о туризме и ориентировании («Познание»); развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей («Коммуникация»); формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений («Чтение художественной литературы»). В процессе проведения занятий ТКД использовались разные формы работы по видам детской деятельности: игры с правилами (игровая деятельность); подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования (двигательная деятельность); реализация проектов (продуктивная деятельность); беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок (коммуникативная деятельность); совместные действия, поручение, задание, реализация проекта (трудовая деятельность); наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами (познавательно-исследовательская деятельность). Выбор методов зависит от вида занятия и его основной задачи. На первых занятиях формируются первичные знания, затем они углубляются, расширяются и уточняются. А на итоговых занятиях идет обобщение, систематизация знаний и закрепление практических умений и навыков. Мной был составлен тематический план работы, включивший в себя 3 цикла занятий: 1.По теме «Природное окружение. Экологическое воспитание» (Осень; зима; весна; лето; экологические беды наших лесов; чистая вода-источник жизни); 2.По теме «Ознакомление детей с ближайшим окружением. Элементарные краеведческие знания» (Моя семья; мой детский сад; моя деревн) 3.По теме «Туризм и элементы ориентирования» (Туризм и его разновидности; туристическое снаряжение; виды рюкзаков, их укладка; знакомство с палаткой; виды костров; оказание доврачебной помощи; питание в походе; знакомство с компасом; ориентирование по компасу; знакомство с картой и планом; топографические знаки). Проверка знаний, умений и навыков детей проходит во время проведения различных конкурсов, практических занятий, соревнований, экскурсий и в повседневной жизни. Общий итог работы подведется во время участия команды детского сада на слете туристят (ежегодный спортивно-развлекательный праздник для дошкольников, проводимый в апреле в ДОУ). Здесь детям необходимо показать свои навыки в туризме (рассказать о видах костра, о походной кухне, поставить палатку); рассказать о лекарственных растениях, о животных, справиться с заданием по ориентированию с использованием компаса.
В целом хочется отметить, что использование туристско-краеведческой деятельности хорошо сказывается на итоговых результатах освоения детьми образовательной программы и формирование у них интегративных качеств, составляющих портрет выпускника: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе ребенок.
Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Автореферат Начало формы
Конец формы Диссертация Начало формы
Конец формы Артикул: 408309 Год: 2010 Автор: Тымко, Наталья Васильевна Ученая cтепень: кандидат педагогических наук Место защиты диссертации: Москва Код cпециальности ВАК: 13.00.01 Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования Количество cтраниц: 191 Оглавление: Введение. Глава 1. Интеграция общего и дополнительного географического образования детей как педагогическая проблема. § 1.1. Социально-исторический анализ развития географического образования школьников. § 1.2. Исторические и социально-педагогические предпосылки развития дополнительного туристско-краеведческого образования детей § 1.3. Проблема интеграции общего и дополнительного образования детей в педагогической науке ишкольной практике. Выводы по первой главе. Глава 2. Моделирование процесса интеграции общего и дополнительного образования в туристско-краеведческой деятельности детей. § 2.1. Туристско-краеведческая деятельность как средство интеграции общего и дополнительного географического образования детей. § 2.2. Разработка структурно-функциональной модели процесса интеграции общего и дополнительного географического образования. § 2.3. Опытно-экспериментальная апробация модели интеграции общего и дополнительного географического образования в общеобразовательной школе. Выводы по второй главе. Глава * 3. Опыт интеграции общего и дополнительного географического образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. § 3.1. Создание в общеобразовательном учреждении педагогических условий интеграции общего и дополнительного географического образования детей. § 3.2. Разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. § 3. 3. Оценка эффективности интеграции общего и дополнительного географического образования детей. Выводы по третьей главе. Введение: Актуальность исследования. Модернизация системы образования предполагает обновление содержания и результативности обучения и воспитания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности и формировании у нее гражданских, социальных и профессиональных компетенций. Общее образование регламентировано в современной российской школе образовательными стандартами, классно-урочной системой обучения и в полной мере не способно создать оптимальные условия для формирования у обучающихся практико-ориентированных компетенций. Для этого требуется не только дополнительное время, но и другие, неформальные формы организации практического познания окружающего мира и закономерностей его развития. Общеобразовательные учреждения ищут пути решения данной проблемы, в том числе за счет использования ресурсов дополнительного образования детей. Одним из таких ресурсов является туристско-краеведческая деятельность детей, которая, по мнению В.П.Голованова, П.И.Истомина, Ю.С.Константинова, В.М.Куликова, А.А.Остапца-Свешникова и др., имеет отличительные признаки: - выполняет в системе непрерывного формального образования «восполняющую» роль, т.е. осуществляет «доведение образования до полноты»; - обеспечивает органичное сочетание базового (основного) и дополнительного образования в практической деятельности; - расширяет возможности социальной среды, в которой ребенок раскрывает собственное «Я», реализует и развивает потенциальные способности, приобретает полезный жизненный опыт, адаптируется к современным социально-экономическим условиям; - характеризуется динамичностью, исторической обусловленностью, многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью воздействия на личности ребенка и взрослого, отношениями сотрудничества и сотворчества между ними, особой эмоционально-нравственной окрашенностью, обеспечивает взаимодействие воспитания и социализации в развитии личности; - целью и одновременно результатом, «ядром» является ребенок -личность, его особая внутренняя позиция субъекта деятельности; является средством активизации каждого ребенка в обучении, воспитании и развитии через освоение специфического содержания, форм, методов; успешно реализует природные потребности, «естественные инстинкты» (в том числе - инстинкт «кочевья») детей в их человеческом и гражданском становлении и развитии; - способствует приобретению практико-ориентированных знаний, умений, навыков, компетенций; - позволяет ребенку получить ориентацию по широкому спектру профессий, через социально-профессиональные пробы приобрести практический опыт начальной профессиональной деятельности; может стать индивидуальным маршрутом неформального образования ребенка при его активном взаимодействии с окружающим миром, высокой степени самодеятельности и познавательной активности, сочетании умственногои физического труда; обладает оздоровительным эффектом. Мы рассматриваем интеграцию общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей на примере школьной географии. Туристско-краеведческая деятельность использует наряду с другими географические методы познания окружающего мира (краеведческий, экспедиционный, картографический, наблюдения, исторический и др.), применение которых в обучении школьной географии, по мнению ученых И.В.Ду шиной, В.П.Дронова, В.П.Максаковского, М.А.Никоновой, Л.М.Панчешниковой, В.А.Щенева и др., направлено на формированиегуманистического мировоззрения, комплексного представления о планете Земля; знакомит с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы, а также развивает умения школьника самостоятельно и ответственно действовать при проектировании и реализации социально-профессиональных ролей в жизнедеятельности. Вместе с тем, существуют противоречия: между необходимостью взаимодействия и преемственностиформального и неформального образования как перспективного направления в повышении компетентностиобучающихся школ, и отсутствием разработанной модели интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности; между ограниченными возможностями учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, и широкими ресурсами неформального образования, имеющимися в арсенале туристско-краеведческой деятельности в мотивации детей к учению, самообразованию, реализации потребностей в интеллектуальном развитии, познавательной и исследовательской самореализации, с другой стороны; между потребностью общества в компетентной личности, с одной стороны, и низким уровнем остаточных знаний и сформированности предметных географических компетенций увыпускников общеобразовательных школ, с другой стороны. Данные противоречия обусловили проблему исследования: какими педагогическими условиями можно обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей в общеобразовательном учреждении, способствующими формированию у школьниковпредметных географических компетенций. Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы, состояние теории и практики взаимодействия формального и неформального образования обусловили выбор темы исследования: «Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей». Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей как средства формирования географических компетенций обучающихся. Объект исследования: интеграция общего и дополнительного образования детей как средства формирования компетентности школьников. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие интеграцию общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей как средства формирования предметныхгеографических компетенций. В основу исследования была положена гипотеза о том, что интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей в общеобразовательном учреждении будет обеспечивать формирование предметных географических компетенций, если: - определена сущность и разработана структурно-функциональная модель интеграции общего и дополнительного образования в процессе занятий детей туризмом и краеведением; - разработаны и теоретически обоснованы педагогические условия интеграции: подготовка педагогов к обеспечению интеграции, организационное и программно-методическое обеспечение интеграции, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; - определены индикаторы и критерии оценки эффективности интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования: 1. Раскрыть социально-педагогические предпосылки необходимости взаимодействия общего и дополнительного образования как средства формирования у школьников предметных географических компетенций. 2. Разработать структурно-функциональную модель интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. 3. Разработать программное и организационно-методическое обеспечение процесса интеграции. 4. Разработать и экспериментально проверить в общеобразовательном учреждении индикаторы и критерии оценки эффективности интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные подходы по общетеоретическим вопросам деятельности личности А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, К.К. Платонова, В.И.Лебедева и др.; научные исследования о путях взаимодействия общего и дополнительного образования школьников В.П.Голованова, В.А.Горского, Л.А.Дорохиной, В.Н.Иванченко, В.И.Казаренкова и др.; по проблемам интеграции общего и дополнительного образования детей Т.Н.Гущиной, Е.Б.Евладовой, А.В.Золоторевой, С.Л.Паладьева, В.П.Топоровского и др.; взгляды на образовательные и воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности Н.К.Крупской, Ю.С. Константинова, В.М. Куликова, А.А.Остапца-Свешникова, Ю.А.Поповича, Л.П.Слесаревой, Д.В.Смирнова и др.; ряд концепций обновления географического образования в российской школе авторов И.И.Бариновой, В.А.Горбанева, И.В.Душиной, В.П.Дронова, А.А.Лобжанидзе, В.П.Максаковского, Н.Н.Петровой, Л.М.Панчешниковой, М.В.Рыжакова, В.И.Сиротина и др.; научные идеи по использованию краеведческого принципа, взаимосвязи урочных, внеурочных и внешкольных занятий в обучении школьной географии Г.В.Володиной, С.М.Губаненкова, И.Ю.Данилиной, А.П.Климовой, И.С.Матрусова, В.В.Николиной, В.А.Щенева и др. Методы исследования: теоретические - анализ научной, научно-методической и специальной литературы; классификация, сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические - педагогическое наблюдение, анализ образовательных программ общего и дополнительного образования, практические занятия и семинары, анкетирование, собеседование; педагогический эксперимент - мониторинг, статистическая обработка и анализ результатов исследования. Экспериментальной базой исследования являлись Государственное образовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа № 443» Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы и туристско-краеведческие объединения дополнительного образования детей Государственного образовательного учреждения «Дом детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А.А. Остапца-Свешникова» Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы. Диссертационное исследование выполнено в рамках направлений v исследований Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» проект 5.2. «Психодиагностика образовательных систем. Взаимодействие и преемственность формального, неформального и внеформального образования». Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (2001-2003 гг.) включал в себя изучение и анализ научно-методической литературы, исследование опыта работы образовательных учреждений по реализации географического образования школьников; формулирование проблемы исследования, обоснование её актуальности, определение задач и научного аппарата исследования. На втором этапе (2004-2006 гг.) проводилась ОЭР по проверке основных положений гипотезы, а именно: уточнены основные понятия, разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции, выявлены педагогические условия, обеспечивающие интеграцию общего и дополнительного образования, проведенконстатирующий и формирующий эксперименты, разработаны и апробированы научно-практические рекомендации для педагогов. Третий этап (2007-2009гг.) заключался в проведении обобщающего эксперимента, систематизации и статистической обработке экспериментальных данных. Формулировались выводы исследования, оформлялась диссертация. Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Предложена структурно-функциональная модель интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей, позволяющая на практике в общеобразовательном учреждении сформировать предметные географические компетенции через: координацию целей (результатов) и задач; обеспечение взаимодействия и преемственности содержания двух сфер образования; использование технологий (проектного и учебно-исследовательского обучения), методов (личностно-ориентированного образования, коллективной творческой деятельности, социально-профессиональных проб) и форм организации практико-ориентированной деятельности (походы, экскурсии, экспедиции, индивидуальные образовательные маршруты, краеведческие конференции, уроки, предметные олимпиады). 2. Разработаны и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие интеграцию общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей в общеобразовательном учреждении: подготовка педагогов к обеспечению интеграции, организационное и программно-методическое обеспечение интеграции, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. 3. Краеведческий музей общеобразовательного учреждения показан как центральное звено туристско-краеведческой деятельности, который обеспечивает взаимодействие и преемственность содержания формального и неформального образования школьников; реализует практикообеспечивает взаимодействие и преемственность содержания формального и неформального образования школьников; реализует практико-ориентированные формы деятельности (походы, экспедиции, экскурсии, индивидуальные образовательные маршруты, краеведческие конференции, уроки, олимпиады и др.); обеспечивает возможности обучающимсяпублично представлять результаты своей учебно-познавательной деятельности. 4. Определены индикаторы эффективности интеграции общего и дополнительного образования в туристско-краеведческой деятельности детей: образовательная результативность на примере географии (на уровне обучающихся, педагогов, общеобразовательного учреждения); и социально-педагогическая результативность (на уровне родителей обучающихся и на уровне общеобразовательного учреждения); уточнены их критерии оценки и показатели. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - в условиях общеобразовательного учреждения показаны возможности интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей; уточнено содержание определения «интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей» как средства формирования предметных географических компетенций; - определены структура и механизм интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей в общеобразовательном учреждении; выявлен и описан информационно-диагностический уровень интеграции, дополняющий уровни координационный, взаимодействия и сотрудничества, интеграции. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в практику общеобразовательного учреждения структурно-функциональной модели процесса интеграции общего и дополнительного образования (на примере географии) в процессе туристско-краеведческой деятельности, направленной на формирование предметных географических компетенций школьников. Разработаны методические рекомендации, предназначенные для учителей-предметников, воспитателейгрупп продленного дня, классных руководителей, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования по организации и проведению учебных занятий, экскурсий, проектированию учебно-исследовательских краеведческих заданий обучающихся; по руководству проектными и исследовательскимиработами школьников; по организации воспитательных мероприятий; по проектированию содержания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по географии и на межпредметной основе; по использованию форм и средств туристско-краеведческой деятельности в формальном и неформальном образовании детей. Разработано, апробировано и уточнено в практике туристско-краеведческой деятельности содержание, подготовленных автором, рабочих тетрадей для выполнения краеведческих исследований обучающихся. Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается целостным подходом к решению поставленной проблемы, применением комплекса методик, позволяющих производить взаимную проверку полученных данных и давать им объективную оценку, адекватных предмету и задачам исследования; количественным и качественным анализом опытно-экспериментальной работы; обобщением опыта работы педагогов средней общеобразовательной школы № 443 и Дома детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А.А.Остапца-Свешникова г. Москвы. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на уроках географии, экологии, биологии, истории, москвоведения, экономики, русского языка, окружающего мира, мировой художественной культуры и основ безопасности жизнедеятельности; при организации занятий по программам дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля; при проведении экскурсий и других образовательных мероприятий с детьми в краеведческом музее общеобразовательного учреждения; в процессе повышения квалификации руководителей, педагогов и других специалистов образовательных учреждений г. Москвы. Основные положения исследования и результаты экспериментальной работы докладывались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Москва, 2006-2009 гг.; Рязань, 2008-2009 гг.; Сургут, 2009 г.; Переяславль-Хмельницкий (Украина), 2009 г.). Обсуждение хода и результатов исследования состоялось на заседаниях: Ученого совета НОУ ВПО Институт технологии туризма (2006-2009 гг.), Ученого совета РОО Академия детско-юношеского туризма и краеведения (2006-2009 гг.), а также на заседаниях лаборатории дополнительного образования и проблемного научно-методического совета по проблемам общего среднего образования Учреждения РАО «ИСМО» (2006-2009 гг.). Основные положения диссертации отражены в 26 публикациях. Положения, выносимые на защиту: 1. Интеграция общего и дополнительного географического образования в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательном учреждении обеспечивает формирование предметных географических компетенций школьников координацией целей (результатов) и задач; взаимосвязанностью, взаимодополнением и преемственностью в содержании двух сфер образования (закрепление, расширение и углубление школьных географических знаний в процессе туристско-краеведческой деятельности, обогащение содержания школьного курса географии краеведческим материалом, собранным в туристско-краеведческих походах и экспедициях), реализацией технологий (проектного и учебно-исследовательского обучения), использованием методов (личностно-ориентированного обучения, коллективной творческой деятельности, социально-профессиональных проб) и форм организации практико-ориентированной деятельности (поход,экскурсия, экспедиция, индивидуальный образовательный маршрут, краеведческие конференции, уроки, предметные олимпиады и Др.); взаимодействием и сотрудничеством руководителей, учителей, педагогов, детей, их родителей и социального окружения в организации, регулировании и управлении совместной деятельностью. 2. В обобщенном виде структурно-функциональная модель интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей в общеобразовательном учреждении состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых блоков (целевого, диагностического, организационно-содержательного, процессуального и результативного); взаимосвязи между блоками обеспечиваются коррекцией. 3. Педагогическими условиями, обеспечивающими интеграцию общего и дополнительного образования детей в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательном учреждении, являются: подготовка педагогов к обеспечению интеграции, организационное и программно-методическое обеспечение интеграции, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. 4. Индикаторами эффективности интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности, детей являются образовательная и социально-педагогическая результативность. Критериями оценки образовательной результативности на уровне обучающихс ·я являются: качество географических знаний, сформированность предметных географических компетенций и туристско-краеведческих навыков; на уровне педагогов: мотивация на участие в интеграционном процессе, обогащение опытом практической деятельности по туризму и краеведению, участие в научно-исследовательской работе, степень удовлетворенности участием в интеграционном процессе; на уровне общеобразовательного учреждения: количество школьников - участников географических олимпиад, краеведческих конференций и конкурсов; количество педагогов, включенных в туристско-краеведческую деятельность; количество проведенных экскурсий и др. образовательных форм в школьном музее, владение педагогами методиками организации краеведческой поисково-исследовательской работы. Критериями оценки социально-педагогической результативности на уровне родителей являются: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ребенком, мотивация родителей на организацию здорового образа жизни, овладение активными формами организации отдыха и досуга средствами туризма, участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования; на уровне образовательного учреждения: престиж школы в среде родителей; количество школьников и их родителей, вовлеченных в туристско-краеведческую деятельность; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; профессиональные достижения педагогов, количество проведенных на базе образовательного учреждения окружных, городских и региональных туристско-краеведческих мероприятий. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка библиографии, приложения. Заключение: Выводы по третьей главе. Педагогические условия интеграции общего и дополнительного географического образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей являются совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, обеспечивающих целенаправленность интеграционного процесса с использованием педагогамисовременных педагогических технологий, средств и форм туристско-краеведческой деятельности, которые способствуют формированию географических компетенций школьников: - подготовка педагогов к обеспечению интеграции (формирование мотивационной заинтересованности, операционная подготовка и создание коллектива педагогов-единомышленников); - организационное и программно-методическое обеспечение интеграции (создание координационного Совета школы, который организует научно-методическую подготовку и повышение квалификации разных категорий педагогов по основам детского туризма и краеведения, способствует формированию коллектива педагогов-единомышленников; создает традиции туристско-краеведческой деятельности; руководит деятельностью школьного краеведческого музея, обеспечивающей взаимодействие и преемственностьсодержания формального и неформального образования школьников, реализацию практико-ориентированных форм деятельности; руководит деятельностью школьной библиотеки по созданию каталога по краеведению, обеспечению роста и обновлению библиотечного фонда по географии, туризму и краеведению; проводит мониторинг и коррекцию развития интеграционных процессов); - разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (представлен краеведческим исследованием по географической или межпредметной проблеме), заключающиеся в сотрудничестве обучающегося и педагога-в практике туристско-краеведческой деятельности (походе, экспедиции, экскурсии) с целью наблюдения конкретного исследуемого объекта или явления в естественных условиях и сбора краеведческой информации, и учитывающие: историко-географические и социально-экономические особенности района путешествия; интересы, потребности, половозрастные и психофизическиеособенности детей; уровень овладения школьниками знаниями по географии и другим дисциплинам, спецификой программы туристско-краеведческой направленности, сформированности предметных географических компетенций; профессионализм руководителя краеведческого исследования, заинтересованность и пожелания родителей обучающихся. Реализация педагогических условий обеспечивает взаимодействие и сотрудничество всех субъектов интеграционного процесса и его «прохождение» по уровням интеграции. Исследование эффективности процесса интеграции в условиях общеобразовательного учреждения направлено на выявление его реального состояния, анализ динамики изменений, происшедших с субъектами интеграции, а также определение эффективности влияния процессов интеграции на развитие субъектов. Для определения эффективности интеграции общего и дополнительного образования использованы индикаторы: образовательная и социально-педагогическая результативность, и критерии их оценки. Под образовательной результативностью понимается степень успешности функционирования педагогической системы общеобразовательного учреждения в достижении цели интеграции двух сфер образования в процессе туристско-краеведческой деятельности (обеспечение взаимодействия ипреемственности содержания общего и дополнительного образования школьников), выраженной результатами педагогической деятельности, и отраженной в критериях и показателях на уровнях: обучающихся, педагогов и общеобразовательного учреждения. Под социально-педагогической результативностью понимается степень функционирования педагогической системы общеобразовательного учреждения в достижении социальной значимости интеграционного процесса, отраженной в критериях и показателях на уровнях: родителей и общеобразовательного учреждения. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 119 учителей и педагогов дополнительного образования, 1112 обучающихся и 983 родителя. Для проведения эксперимента были выбраны контрольная группа (62 воспитанника Дома «Родина» - учащиеся школ Восточного округа г.Москвы, обучающиеся по тем же программам по географии, что и участники экспериментальной группы, но в интеграционном процессе не задействованы) и экспериментальная группа (29 обучающихся средней школы № 443 г.Москвы, на базе которой осуществлялась интеграция). Совокупность примененных методов исследования позволила на примере географии выявить позитивную динамику развития процесса интеграции общего и дополнительного географического образования в туристско-краеведческой деятельности детей. В ходе экспериментальной апробации модели интеграции (на примере географии) в общеобразовательной школе № 443 г.Москвы в 2004-2009 гг. была достигнута положительная динамика формирования у школьников предметных географических компетенций. Заключение. В заключении представлены научно-практические данные, полученные в ходе проведённого исследования, в целом подтверждающие правомерность положений выдвинутой гипотезы и позволяющие сформулировать следующие выводы: 1. Проведенный анализ позволил установить, что туристско-краеведческая деятельность возникла как средство обучения детей естественным наукам, обладает обучающим, познавательным, развивающим, воспитательным и оздоровительным потенциалом. Реализуя практико-ориентированные функции общего образования, туристско-краеведческая деятельность имеет общие научные методы познания окружающего мира с географической наукой и способствует мотивации обучающихся к закреплению, расширению и углублению географических знаний, формированию предметных географических компетенций на основе их применения в практической деятельности и связи с жизнью. 2. Интеграция общего и дополнительного географического образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей позволяет на практике в общеобразовательном учреждении сформировать предметные географические компетенции через: координацию целей (результатов) и задач; обеспечение взаимодействия и преемственности содержания двух сфер образования; использование технологий (проектного и учебно-исследовательского обучения), методов (личностно-ориентированного образования, коллективной творческой деятельности, социально-профессиональных проб) и форм организации практико-ориентированной деятельности (походы, экскурсии, экспедиции, индивидуальные образовательные маршруты,уроки, краеведческие конференции, предметные олимпиады и др.). Интеграция содержания общего образования происходит через закрепление, расширение и углублениешкольных географических теоретических знаний в практико-ориентированной туристско-краеведческой деятельности обучающихся; содержание школьного курса географии обогащается результатами дополнительного образования туристско-краеведческой направленности: краеведческим учебно-дидактическим материалом. Механизмом интеграции двух сфер образования в процессе туристско-краеведческой деятельности является взаимодействие субъектов в рамках педагогического процесса, выраженное в длительном личностномконтакте и имеющее следствием взаимные изменения в деятельности, поведении, установках, отношениях. Взаимодействие проявляется в сотрудничестве, когда всеми субъектами достигается понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения. 3. В обобщенном виде в общеобразовательном учреждении структурно-функциональная модель интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей состоит из взаимозависимых блоков (целевого, диагностического, организационно-содержательного, процессуального и результативного); взаимосвязи обеспечивает коррекция интеграционного процесса на каждом последующем уровне интеграции. Реализация структурно-функциональной модели предполагает интеграцию двух сфер образования на основе принципов дополнительности, доступности обучения, связи обучения с жизнью, рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной деятельности; развивающего,воспитывающего и оздоравливающего характера обучения. 4. Программное и организационно-методическое обеспечение процесса интеграции предполагает создание в общеобразовательном учреждении координационного Совета, который организует научно-методическую подготовку и повышение квалификации разных категорий педагогов по основам детско-юношеского туризма и краеведения; способствует формированию коллектива педагогов-единомышленников; создает традиции туристско-краеведческой деятельности для вовлечения в нее педагогов, школьников и их родителей, общественного актива социума. Деятельность школьного краеведческого музея как центрального звена туристско-краеведческой деятельности, координирующего планирование и организующего учебно-познавательную деятельность обучающихся по направлениям музейной работы, способствует удовлетворению образовательных потребностей школьников, их самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию на индивидуальном образовательном маршруте; совместно со школьной библиотекой обеспечивает рост и обновление библиотечного фонда по географии, туризму и краеведению, его использование на уроках, во внеурочной и внеклассной, внешкольной работе и краеведческих исследованиях обучающихся. 5. Педагогическими условиями, обеспечивающими интеграцию общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей в общеобразовательной школе, являются: подготовка педагогов к обеспечению интеграции; организационное и программно-методическое обеспечение интеграции, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. 6. Образовательная и социально-педагогическая результативность является индикаторами эффективности интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. В ходе экспериментальной апробации модели (на примере географии) в средней общеобразовательной школе № 443 г. Москвы в 20042009 гг. была достигнута положительная динамика формирования у школьников предметных географических компетенций. Результаты, полученные в ходе проведённого исследования, в целом подтвердили правомерность положений выдвинутой гипотезы, но не претендуют на исчерпывающий анализ проблемы интеграции общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. Список литературы: 1. Абрамов JI.C. Географический департамент Академии наук XVIII века Текст. / JI.C. Абрамов. // География в школе. 1999. - № 6. - С. 35-43. 2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Текст. : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.11 / Е.А. Александрова.- Тюмень, 2006. 364 С. 3. Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности школьника Текст. / Ю.С. Андрюшова // География в школе. 2002. № 6. - С.49-52. 4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Текст. / Ю.К. Бабанский. -М., 1982. 416 С. 5. Барабанов В.В. Основные результаты единого государственного экзамена 2006 г. Текст. / В.В. Барабанов. // География в школе. 2007. №3. - С. 41-45. 6. Башмаков М. Индивидуальная программа Электронный ресурс. / М. Башмаков. http : // zdd. lseptember.ru /2005/04/10.htm. 7. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. Текст. / В.С.Безрукова. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Сверд. инж.-пед. ин-т.-Свердловск, 1990. С.5-25. 8. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. Текст. : учеб.-метод. пособие. / В.А. Березина.- М.: АНО «Диалог культур», 20907. 512 С. 9. Богучарсков В.Т. История географии и ее преподавания в Вузах России Текст. : автореф. дис. . д-ра геогр. наук : 07.00.10 / В.Т. Богучарсков. -М., 2006. 64 С. 10. Ю.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. 2003. -№10,- С.8-14 11. Большая Российская энциклопедия. Текст. : в 30 т. / Преде, науч.-ред. совета Ю.С. Осипов; отв. ред. C.JI. Кравец. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2006.- Т. 6. - 767 С. 12. Буковский М.Е. Юный исследователь. Текст. : учеб. программа. / М.Е. Буковский. Тамбов: ТОИПКРО, 2006. - 73 С. 13. Васильев П.М. Интеграция учебной и внеучебной деятельности как основа адаптации студентов вузов. Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / П.М. Васильев М., 2004. - 165 С. 14. Волков Б.С. Основные психологические термины и их определения Текст. : учеб. пособие. / Б.С. Волков. М.: Центр пед. образования, 2007. -80 С. 15. Волов В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе. Текст. : автореф. . д-ра пед. наук : 13.00.01. / В.Т. Волов. Казань, 2000-32 с. 16. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология Текст. : учеб. пособие для слушат.системы дополнительного пед. профес. образования. / С.Г. Воровщиков. /Методическая библиотека М.: 5 за знания, 2007. - 304 С. 17. Выготский J1.C. Педагогическая психология. Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1996. 480 С. 18. Гаязов P.P. Интеграция деятельности учреждений общего и дополнительного образования в физическом воспитании сельских школьников. Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / P.P. Гаязов. -Чебоксары, 2006. 236 С. 19. География в современной школе. Текст. : Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. Н.И. Яковлевой. М.: МИОО, 2008. - 416 С. 20. Гоголь Н.В. Мысли о географии. Текст. : в 7 т. / Н.В.Гоголь. // Собрание сочинений / Под общей ред. С.И.Машинского, М.Б. Храпченко. М.: Худож. литератур, 1986. - Т. 6. - С. 99-107. 21. Горский В. А., Дикинов Х.М. Технология разработки авторской программы дополнительного образования. Текст. / В.А. Горский, Х.М. Дикинов. // Теория и практика дополнительного образования. 2008. -№5(273). - С.61-63. 22. Горский В.А., Журкина А .Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей. Текст. / В.А. Горский, А.Я. Журкина. // Дополнительное образование. 1999. - № 1. - С. 4-6. 23. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании Текст. / А.Я. Данилюк. // Педагогика. 1998. - № 2, С. 8-12. 24. Дик Н.Е. Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии. Электронный ресурс. / Н.Е. Дик. http: // www/ecostal.ru / ped 006.html 25. Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии Текст. / В.П. Дронов. // География и экология в школе XXI века. 2005. - № 6. - С.31-34. 26. Дорохина JI.A. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждениигимназического типа Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / JI.A. Дорохина. Нальчик, 2006. - 162 С. 27. Елисеев А.В. Что наиболее важно в обучении географии? Текст. / А.В. Елисеев // Географии и экология в школе XXI века. 2005 - № 6 - С. 39-40. 28. Заир-Бек С.И. Файбусович Э.Л., Финаров Д.П. К 90-летию со дня основания Комиссии географического образования Русского географического общества Текст. / С.И. Заир-Бек, Э.Л. Файбусович, Д.П. Финаров // География в школе. 1997. - С. 87-91. 29. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения Текст. / Ю.П. Иванов. // География в школе 2000 - № 2. - С. 67-71. 30. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. Текст. / B.C. Ильин. М., 1984. - 286 С. 31. Интеграционные процессы в системе воспитания и образования Текст. : Мин. обр. и науки РФ. Тамбов, 2005. - 170 С. 32. Интеграция Текст. // Большая советская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1972. С. 307-308. 33. Интеграция общего и дополнительного образования Текст. : практ. пособие / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золоторевой, C.JL Паладьева. -М.: АРКТИ, 2006. 296 С. 34. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников. Вопросы теории и методики. Текст. / П.И. Истомин. М.: Педагогика. 1987.- 96 С. 35. История развития детско-юношеского туризма. Педагогика. Электронный ресурс. http: // www.ref/by/refs/62/З3887/1.html 36. Казаренков В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников Текст. : учеб. пособие. / В.И. Казаренков. М.: Логос, 2003. - 96 С. 37. Кононова Г.А., Спичак Е.С. Виды учебно-исследовательской деятельности по географии в школеестественнонаучного профиля Текст. / Г.А. Кононова, Е.С. Спичак. // География и экология в школе XXI века. 2007. - №4. - С.48-50. 38. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Текст. : учеб.-метод. пособие. / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов . 2-е изд., доп. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 208 С. 39. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельности учащихся в системе дополнительно образования детей. Текст. / Ю.С. Константинов. М.: ЦДЮТиК, 2001.- 180 С. 40. Концептуальные основы интеграции дополнительного и основного общего образования. Текст. : Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей», вып. №9. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 64 С. 41. Концепция географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100» Текст. : Вып. 3. / И.В. Душина, В.А. Кошевой, А.А. Летягин и др. // Школа 2100: Образовательная программа и пути ее реализации. М., 1999. - С. 240-260. 42. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе Текст. / авт. колл. под рук. В.П. Дронова // География в школе. 2000 -№2.-С. 37-43. 43. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Текст. : Правовая библиотека образования. М.: ТЦ Сфера, 2006. - С. 32. 44. Коротов В.М. Технология преподавания. Текст. / В.М. Коротов. -Самара. 1998.-236 С. 45. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. Текст. / А.А. Красновский. М,: Учпедгиз, 1953. -214 С. 46. Краткий толковый словарь русского языка. Текст. / Под ред. В.В. Розановой., 6-е изд., испр. М. Рус. язык, 1989. - 255 С. 47. Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин Текст. : в 5 т. / Н.К. Крупская. // Педагогические сочинения; Под ред. A.M. Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В. Руднева. М.: Педагогика. - 1978. - Т. 5. - 452 с. 48. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь: 35000 слов. Текст. / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Русский язык, 1994. - 832 с. 49. Лукашова О.П. География на рубеже веков: проблемы региона. Текст. / О.П.Лукашова. // Международная географическая конференция. -География в школе 1999. - № 8. - С. 88-89. 50. Любарский А.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности в школьномгеографическом образовании Текст. / А.Н. Любарский // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации. СПб.: ЛОИРО, 2006. - С. 405-408. 51. Мазур М.И. Образовательная среда школы как средство реализации " интеллектуального потенциала учащихся Текст. : автореф. . кан. пед.наук : 13.00.01 / М.И. Мазур. Новосибирск, 2006. - 28 С. 52. Максаковский В.П. Актуальные проблемы школьного географического образования: Текст. / В.П.Максаковский: докл. на дне учителя географии 8 апреля в Моск. гор. доме учителя // География: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2002. - № 30. - С. 2-6. 53. Максимова В.Н. Интеграция в системе образовании Текст. : учеб. пособие. / В.Н. Максимова. / Ленингр. обл. ин-т развития образования. СПб.: ЛОИРО, 2000. -83 С. 54. Максимов Г.Н. Три кита дидактики географии Текст. / Г.Н. Максимов // География в школе. 1997 - № 6 - С. 67-69. 55. Маленкова Л.И. Теория методика воспитания. Текст. : учебник / Л.И. Маленкова. М.: Пед. общество России, 2004. - 480 С. 56. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике Текст. / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под. общ. ред. П.И.Пидкасистого. М.:ТЦ Сфера, 2004. - 448 с. 57. Михайловский О.С. Географическое образование (в концепции непрерывного образования как высшей ценности для человека XXI века) Текст. / О.С. Михайловский // Непрерывное образование в России: пространство развития. -Саратов: 2006. С. 194-203. 58. Мухлаева Т.В. Философские основы интеграции в образовании. Текст. / Т.В. Мухлаева // Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты / Под ред. Р.Н. Авербуха, Н.П. Литвиновой, Т.В. Мухлаевой. -Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2004. С. 5-14. 59. Николина В.В. Детерминанты географического образования: Источники, определяющие целеполагание и особенности географического образования в средней школе. Текст. / В.В. Николина // География в школе. 2000. - № 7. - С. 44-47. 60. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании Текст. / В.В.Николина // География в школе.- 2002.- № 6 С.37-43. 61. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе Текст. : Парадоксы наследия, векторы развития. / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. - 272 С. 62. Новые ценности образования: принципы дополнительности. Текст. : науч. метод, сб. / Глав. ред. Н. Крылова. / объеден, ред. пед. журнала «Демократическая школа» и науч. метод, сб. «Новые ценности образования». М. 2006 - № 4 (28). - 182 С. 63. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / под ред. В.Н. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2003. - 912 С. 64. Новый федеральный учебный план: перспективы преподавания географии в основной школе Текст. // География и экология в школе XXI века. 2004. - № 4 - С. 4-7. 65. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся Текст. : Учеб.-метод. пособие. / А.Г.Озеров ; Под общей ред. Е.Л. Галкиной. М.: ФЦДЮТиК, 2007. - 160 С. 66. Отечественные экономико-географы XVIII-XX веков Текст. / под ред. Н.Н. Баранского, Н.П. Никитина, Ю.Г. Саушкина. М.: Гос.- пед. изд-во, 1957.-328 С. 67. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Текст. / А.А. Остапец-Свешников. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. - 87 С. 68. Паладев С.Л. Понятие интеграции в образовании. Текст. / С.Л. Паладев. // Интеграция дополнительного и других сфер образования : Монография / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золоторевой, С.Л. 69. Паладьева. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005 -С.11-16. 70. Педагогическая энциклопедия. Текст. : в 4-х т. / Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров, А.И. Богомолов и др. М.: изд. Советская энциклопедия, 1964.-т. 1.-831 с. 71. Педагогическая энциклопедия. Текст. : в 4-х т. / Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров, А.И. Богомолов и др. М.: изд. Советская энциклопедия, 1964.-т. 3.-879 с. 72. Педагогическая энциклопедия: «трудные» дети. География. Электронный ресурс. http : // www. otrok. ru // teah / enc / index, php? n=4&f=33. 73. Петров К.М. Место географии в сообщающихся сосудах школьного и вузовского обучения Текст. / К.М. Петров. // Санкт-Петербургский ун-т -31 октября 2006 № 20 (3743) 74. Подповетная Е.В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качестваэстетического воспитания подростков Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Подповетная. -Мурманск, 2006.-210 С. 75. Попков Н. Методика преподавания географии. Электронный ресурс. / Н. Попков. http: // antoniordcter. narod/ru /паука/ geograf/ metodika/ index, htm. 76. Преподавание географии в 2007-2008 учебном году. Текст. : Метод, письмо / Под ред. Э.В. Ким. М.: МИОО, 2007,- 128 С. 77. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Текст. : учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. (Серия 78. Воспитание и дополнительное образование детей). М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 .- 224 С. 79. Редекоп Е.Д. Педагогические условия взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в туристско-краеведческой деятельности. Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.Д. Редекоп. М., 2005. - 32 С. 80. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания Текст. : учеб.-метод. пособие. / Н.И. Решетников. М.:ФЦДЮТиК, 2005. 104 С. 81. Рыжаков М.В. Содержание общего среднего образования: парадоксы развития. Текст. / М.В.Рыжаков. // Мир образования образование в мире. - 2004. - № 3. - С.3-14. 82. Рыжаков М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития Текст. /М.В.Рыжаков. // География в школе. 2003. -№ 10. С.47-53. 83. Семенова Н.М. Работа Центра детского творчества по интеграции общего и дополнительного образования детей. Текст. / Н.М. Семенова. Завуч. 2000. - № 7. - С. 10-15. 84. Сиротин В.И. Оборудование кабинета географии как средство решения задач географического образования: Текст. В.И.Сиротин / 85. Проект, подгот. А.А. Летягиным. // География в школе. 2001. - №2 -С.46-47. 86. Смирнов, Д.В. География в дополнительном образовании детей туристско-краеведческого профиля Текст. / Д.В. Смирнов // География в школе. 2008. - № 4 - С. 49-51. 87. Смирнова М.В. Качество современного географического образования школьников: Аналитический аспект Текст. / М.В.Смирнова. // География в школе 1999 - № 8. - С. 43-47. 88. Сотникова Н.Н. Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии. Текст. : автореф. . д-ра. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Сотникова. Ставрополь, 2006. - 49 С. 89. Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ: программа спецкурса. Текст. / Э.И. Сундукова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. - 24 С. 90. Сухомлинский В.А. О воспитании. Текст. / В.А. Сухомлинский. -М.: Политиздат, 1975. С. 76. 91. Сухоруков В.Д. Новации методики обучения географии. Текст. / В.Д. Сухоруков. География в школе. - 2007. - № 4. - С. 35-39. 92. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений Текст. / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. / Росс. Акад. наук Ин-т русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд. доп. - М.; Азбуковник, 1997. - 944 с. 93. Толковый словарь русского языка. Текст. : в 3-х т. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. Сост.: Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский. М.: Вече-Мир книги, 2001. т.1. 703 с. 94. Толковый словарь русского языка. Текст. : в 3-х т / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. Сост.: Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский. -.- М.: Вече-Мир книги, 2001. т. 2 - 688 с. 95. Топоровский В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы Текст.: Монография / В.П. Топоровский. СПб.: МОИРО, 2001.- 198 С. 96. Тымко Н.В. Социально-педагогические условия развития географического образования школьников в контексте становления туристско-краеведческой деятельности. Текст. / Н.В. Тымко. // Образование исамообразование. Казань - 2008. - № 2(8). - С.236-242. 97. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работеСПТУ. Текст. / Ю.С. Тюнников М., 1988 - 2-26 С. 98. Утепов М.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство становленияличностных достижений старшего школьника. Текст. : дис. . кан. пед. наук : 13.00.01 / М.Б. Утепов. Оренбург, 2004 176 С. 99. Ушинский К.Д. О камеральном образовании Текст. : в 6 т. Ч. I. Изучение Земли / К.Д. Ушинский. // Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 90-92. 100. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. Текст. / А.Е. Ферсман ; Очерки. изд. 4-е под ред. А.А. Кухаренко. М.: Изд-во Детская литература, 1975. 238 С. 101. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. А.В. Хуторской. // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. - 23 апреля. - http: // www. eidos. ru / journal / 2002 / 0423. htm. 102. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. А.В. Хуторской. // 103. Интерет-журнал «Эйдос». 2005. - 12 декабря. - http / www/ eidos/ ru / journal/ 2005 /1212. htm. 104. Чапаев H.K. Средства интеграции педагогического и технического знания в дидактикепрофтехобразования. Текст. / Н.К. Чапаев. -Свердловск, 1989. 22 С. 105. Шеманаев В.А. Подготовка будущего учителя географии к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании: Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / В.А. Шеманаев. Н.Новгород, 2004. - 19 С. 106. Щенев В.А. Место географии своей области в системе школьного географического образования. Электронный ресурс. / В.А. Щенев. httpiw.w.w.best referat.ru/referat 75338. html.
". · · · · · · · · · · · · · ·ИвдrtЉ · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Диссертация и автореферат на тему «Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей»Рисунок 1Диссертация и автореферат на тему «Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей». disserCat научная электронная библиотека.Root EntryTimes New RomanTimes ew RomanTimes New RomanTimes ew Times New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes ew RomanTimes New RomanTimes ew Консультация для педагогов 4*«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ 2-ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО ·-Times New RomanTimes ew RomanTimes New RomanTimes ew Times New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanКРАЕВЕДЧЕСКОЙ *