«Построение геометрического орнамента на основе интеграции предметов художественно-эстетического направления»


Защита проектной работы учителя технологии и ИЗО
Хорошенькова Н.М. МОУ «Гарболовская СОШ»
Слайд 1
Уважаемые коллеги!
Вам представляется проектное задание «Построение геометрического орнамента на основе интеграции предметов художественно-эстетического направления»
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего и общего образования прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «..освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области. Отсюда следует, что логика современной образовательной ситуации есть логика интегративного познания мира.
Слайд 2
Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:Сорвешь цветок,А где-то во Вселенной,В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин
Слайд 3
Проблема интеграции в педагогике художественного образования не нова. Эту тему исследовали Н.Э. Басина, Г.Г. Ефремова, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие.
Слайд 4
Исследования данной темы обусловлена потребностью современного обучения, поскольку, работая по стандартам нового поколения, мы должны осуществлять деятельный подход к обучению. Для предметов художественно-эстетического направления-одной из организационных форм для достижения целей является связь теории и практики и изготовление детьми готового продукта.

Технологию интегрированного обучения используют:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах;
- при недостатке времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных предметах;
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого материала, выходящего за рамки изучаемого предмета.
Слайд 5
Объект исследования- процесс формирования знаний, умений и навыков
при построении геометрического орнамента
Предмет исследования- педагогические условия развития интеграции
предметов изобразительного искусства, черчения и технологии
Слайд 6
Целью исследования- разработать дидактические материалы по построению геометрического орнамента через уроки ИЗО, черчения, технологии.
Слайд 7
Задачи:
изучить теоретический материал об использовании и назначении геометрического орнамента в изделиях ДПТ;
разработать дидактический материал по построению геометрического орнамента;
использовать дидактический материал в учебном процессе
Слайд 8
Можно предположить, если на уроках изобразительного искусства, черчения и технологии показать взаимосвязь предметов по построению геометрического орнамента, то усвоение материала будет намного эффективнее и результативнее.
Слайд 9
Разработать визуальный ряд при объяснении нового материала. Ознакомить с историей геометрического орнамента.
Слайд 10
Ознакомить с видами орнаментов
Слайд 11
Акцент сделан на геометрический орнамент. Такие интегрированные уроки проходят в три этапа, например,
Слайд 12
На уроке черчения, учащиеся знакомятся последовательностью деления окружности на части с помощью инструкционной карты. Выполняют чертеж мотивов, применив элементы геометрических построений с помощью линейки, циркуля и изготавливают шаблоны для будущего изделия.
Слайд 13
На уроках изобразительного искусства готовят несколько вариантов эскизов. Уделяя особое внимание подборку цветовой гамме. В работе используют наглядные дидактические пособия.
Слайд 14
На уроках технологии по выбранному эскизу и чертежу изготавливают готовый продукт, применив технологию изготовления изделия. На таких уроках большая часть урока отведена на самостоятельную деятельность обучающихся.
На всех трех уроках учащиеся используют наглядные пособия, инструкционные карты, образцы готовых изделий и мотивов.
Слайд 15
Примеры использования геометрического орнамента,  при оформлении изделий декоративно-прикладного искусства
Слайд 16
Анализируя результаты экспериментальной работы в ходе исследования отмечено, что повысилась мотивация обучения, повысился интерес к предметам
изобразительного искусства, черчения, технологии, улучшилось качество знаний и умений учащихся через соединение теории и практики и в результате создания совместного творческого продукта.
Слайд 17
Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.
Слайд 18
Спасибо за внимание!

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Поскольку, работая по стандартам нового поколения, мы должны осуществлять деятельный подход к обучению, для образовательной области «Технология» одной из организационных форм для достижения целей является связь теории и практики и изготовление детьми готового продукта. Всем хорошо известно, что многие технологи очень широко используют проектные технологии в обучении. Учителя черчения тоже используют элементы проектных технологий, но им сложнее, так как на уроках черчения очень трудно детям выдать готовый продукт, и учащиеся не представляют до конца связь изучаемого материала с жизнью. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Задачи:
изучить теоретический материал об использовании и назначении геометрического орнамента в изделиях ДПТ;
проанализировать, как ……
использовать в учебном процессе дидактический материал
В качестве объекта исследования выступает процесс изготовления дидактического материала по трем образовательным областям ИЗО, черчение, технология.
Предмет исследования.______________
Гипотеза исследования: если на уроках ИЗО, черчения и технологии показать взаимосвязь предметов по построению геометрического орнамента, то усвоение материала будет намного эффективнее и результативнее.
Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:Сорвешь цветок,А где-то во Вселенной,В тот миг звезда взорвется и умрет…Л. Куклин.
       Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.      Понятие «интеграция» может иметь два значения:а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).          Интеграция выполняет ряд функций в обучении:Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.        За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ней, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков.
          Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологи- ческая обстановка комфортная.Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных и коллективных форм работы , созданию подлинно творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и
эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы:
литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Литературное чтение», «Окружающий мир», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания.
Практическая направленность интегральных технологий на уроках изобразительного искусства.
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Б.М. Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного
искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости.
Одним из важных методических аспектов программы выделяется
«Сочетание изобразительного искусства с музыкой и литературой». Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока.
Как пример можно взять урок в 1 четверти 3 класса. Тема урока
«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни(ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки,песни. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для проведения интегрированных уроков с уроками чтения.
В программе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием.
В основу программы включена система межпредметных связей с
чтением и русским языком, позволяет почувствовать практическую
направленность уроков изобразительного искусства, их связь с
жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.
В своей практической работе я часто использую на уроках технологию интегрированного обучения. Мною дано несколько открытых уроков. Представляю конспект открытого урока на Районном семинаре завучей по УВР от 25.11.2011г.
Поэтому сегодня мы хотим немного рассказать о том, как частично выходят из этой ситуации учителя школы №92. В нашей школе 7 лет назад было образовано методическое объединение или лаборатория «Технологии и искусства», которая объединяет учителей технологии, учителя черчения, учителей изобразительного искусства и даже учителей музыки. Трудно при таком разнообразии предметов
выработать одну методическую тему работы. И мы решили использовать мета предметные связи учебных дисциплин, только на более высоком уровне, чем в прошлом, это интеграция предметов, так появилась единая методическая тема работы лаборатории «Использование интегрированного обучения в образовательной области «Технология и искусство».
Эта тема была выбрана с целью повышения мотивации обучения, повышения интереса к предметам, улучшения качества знаний и умений учащихся через соединение теории и практики и в результате создание совместного творческого продукта. Мы постарались приблизиться к технологии «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярного подхода к
образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
2
Лаборатория начала работу с проведения интегрированных уроков, используя при этом проектные технологии.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия или отработке понятий.
К использованию интегрированных уроков мы прибегаем в следующих случаях:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах;
- при недостатке времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных предметах;
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого материала, выходящего за рамки изучаемого предмета.
При планировании интегрированных уроков мы используем в основном технологию взаимодействия двух учителей: учитель черчения – учитель технологии; учитель черчения – учитель ИЗО; учитель технологии – учитель ИЗО, учитель ИЗО – учитель музыки. Взаимодействие строим в зависимости от темы и целей урока с равным или неравным долевым участием, если урок длится два или три урочных часа подряд. Но такие уроки проводятся редко из-за сложности подготовки, сложности корректирования календарно-тематического планирования, корректирования расписания уроков и других проблем. Чаще наш интегрированный урок проходит в два этапа, например, на уроке черчения учащиеся выполняют чертеж, на уроках технологии по этому чертежу изготавливают готовый продукт.
Приведем несколько примеров:
Интегрированный урок в 8 классе (девочки) на тему «Изготовление игольницы». Здесь мы применили технологию взаимодействия двух учителей на одном уроке с разным долевым участием каждого. Урок длился два урочных часа, по расписанию это были уроки технологии. Вступительную и заключительную части урока вел учитель технологии, так как материал ее предмета был системообразующим компонентом урока, первую часть урока вел учитель черчения, под руководством которого девочки выполнили чертеж основы игольниц, применив элементы геометрических построений. Вырезали ножницами и использовали как шаблон на втором этапе урока, который опять вел учитель технологии. На лоскуте ткани девочки вышили узор, применив технологию вышивки лентами, используя вычерченный шаблон, выкроили основу из этого лоскута ткани (две детали), соединили эти детали, заполнили наполнителем, обработали тесьмой по контуру игольницы.
Кроме этого мы проводим интегрированные уроки, используя технологию взаимодействия троих учителей лаборатории с разным долевым участием каждого.
Тема урока: Изготовление подарочного сувенира. Урок проводился с учащимися 8 классов и длился три учебных часа (черчение + технология), были
задействованы все учащиеся. Девочки должны были изготовить подарочную прихватку, мальчики - подарочный сувенир «Панно».
Наконец, у нас есть опыт проведения интегрированных уроков силами четырех учителей. Приведем краткое описание одного такого урока.
3
Тема урока «Подарок маме». Урок проводился в рамках предметной недели в канун Дня 8 марта. Девочки изготавливали подарочную упаковку, мальчики подставку под горячие блюда. Урок длился два урочных часа и был разделен на четыре этапа. На начало урока все дети находились в кабинете обслуживающего труда.
Первый этап урока – вступительная теоретическая часть была построенная на сведениях из истории костюма, демонстрации различных упаковок, «лакомников»,
подарочных «узелков», различных вариантов подставок под горячие блюда. Этот этап урока проводился учителем технологии.
Второй этап урока - конструктивная часть заключалась в выполнении чертежей на форматах А4 для изготовления упаковки (девочки) и изготовления шаблонов будущих подставок для горячих блюд (мальчики) и проводился под руководством учителя черчения. Выполнив вместе с учителем черчения чертежи на основе деления
окружности на 10 равных частей, дети вырезали необходимые элементы ножницами. Затем мальчики с учителем технологии перешли в кабинет технического труда для дальнейшей работы, девочки остались в кабинете обслуживающего труда. Третий этап урока - технологическая часть проходит под руководством двух учителей технологии в разных кабинетах с использованием практических умений и навыков
рукоделия, прикладного творчества, изобразительного искусства, умения работать с древесиной, использовать различные столярные инструменты.
Все дети справились с поставленной в начале урока целью: девочки изготовили праздничные упаковки, красочно их оформили и организовали выставку-показ, мальчики изготовили подставки под горячие блюда по образцу выполненных трафаретов, доработав их индивидуальными элементами из обрезков материала ДВП.
Результативность интегрированных уроков очень высокая. Дети с большим удовольствием работают, проходя по всем правилам этапы от замысла до конечного результата.
Изучая характеристики изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, мы пришли к выводу, что используя интегрированное обучение, деятельность
учителей нашей лаборатории тоже частично изменяется по сравнению с традиционным обучением. Предметом некоторых изменений является подготовка к
уроку: учитель пользуется не строго стандартным конспектом урока, а разрабатывает сценарный план, предоставляющий ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения, учитель использует не только учебник и методические рекомендации, а пользуется Интернет-ресурсами, материалами коллег, может обмениваться конспектами с коллегами.
Изменяется и форма урока. При традиционном ведении урока учитель применяет в основном фронтальную работу, при интегрированном применяется преимущественно групповая или индивидуальная работа. Изменения наблюдаются и в основных этапах урока. Если, при традиционно проводимых уроках при объяснении и закреплении
учебного материала большое количество времени занимает объяснение учителя, то здесь большая часть урока отведена на самостоятельную деятельность обучающихся.
В ведении самого урока мы тоже заметили изменения: ведение урока нестандартное,
урок ведут два или более учителя, это повышает интерес учащихся к уроку. Частично меняется и образовательная среда, она создается не только самим учителем, но и
частично детьми, это и изготовление наглядных пособий, и создание обучающих презентаций, которые учитель может в дальнейшем использовать на уроках. И,
4
конечно, отмечены изменения и в результатах обучения. Мы получаем не только предметные результаты, но и личностные, и мета предметные.
Отметим, что вот эти же и некоторые другие изменения прогнозируются в деятельности педагогов, работающих по стандартам нового поколения, поэтому мы считаем, что нами уже сделан первый шаг по переходу к новым Федеральным Государственным Образовательным стандартам и предлагаем желающим применение накопленного нами опыта. Тем более что этот опыт частично размещен на сайте Всероссийского фестиваля «Первое сентября».