Конспект внеклассного занятия для 1 класса «Птицы — наши друзья»


Кулакова Жанна Владимировна
МОБУ «Волховская городская гимназия», город Волхов Ленинградской области
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Внеклассное занятие в 1 классе
«Птицы - наши друзья»
Цели:
1. Расширять кругозор учащихся о мире птиц, побуждать интерес к его познанию.
2. Закреплять и дополнять знания учащихся о пользе, которую птицы приносят человеку.
3. Развивать мышление, творческое воображение, смекалку, фантазию.
4. Воспитывать экологическую культуру, чувство прекрасного, любовь к природе, бережное отношение к птицам.
5. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по охране птиц зимой.
6. Формировать навыки социальной коммуникации.
Оборудование: плакат с кроссвордом; картинки с изображениями птиц (петух, дятел, сорока, синица, сова, воробей, голубь, снегирь, клёст, скворец, грач, ласточка); плакат «Птицы – наши друзья»; жетоны с изображениями силуэтов птиц; элементы костюмов птиц; книга Н. Сладкова «Имена птиц»; книги (из библиотеки) для выставки; рисунки (иллюстрации из книг) героев сказок; карточки с буквами и словами; карточки с числами; картинки с изображением разных видов корма; фотографии кормушек; образцы поделок оригами; подносы с кормом для птиц; цветные карандаши и фломастеры; булавки, ножницы, магниты, грамоты, муз. центр.
Занятие проходит в форме игры. Класс делится на команды. Ведущие: учитель и ученики 5-го класса. Жюри: родители учащихся и работник детской библиотеки.
Ход занятия.
1. Организация игры.
Учитель.
Уважаемые гости, дети! Сегодня мы играем в игру. А название этой игры мы узнаем, разгадав кроссворд.
Я буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать.

Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу.
На когтях на ствол сосновыйВлез монтер красноголовый.Он трудился на весу,Но не вспыхнул Свет в лесу...
Верещуньи, белобоки,И зовут их всех ...
Ей на месте не сидится:Все летает целый день,Суетится, суетится,Целый день звенит: "Тень-тень!" Угадай-ка, что за птица? То веселая ...
И в лесу, заметьте, дети,Есть ночные сторожа.Сторожей боятся этихМыши - прячутся, дрожа:Очень уж суровыФилины и ...
Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.
В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".

Учитель.
Молодцы! С заданием справились! Итак, название нашей сегодняшней игры – «Птицы – наши друзья».
В этой игре родители и работник детской библиотеки образуют жюри. Ученики 5-го «Б» класса будут моими помощниками, а вы, первоклассники, разделитесь на команды.
Для этого каждый из вас выберет жетон.
Рассмотрите, что изображено на его обратной стороне.

Все ли узнали, кто изображен на обратной стороне жетона?
(Птицы, силуэты птиц)
А что это за птицы?
(Воробей, сорока, голубь)
А как вы догадались? Ведь на жетоне изображен только черно-белый силуэт птицы!
(У сороки - длинный хвост, воробей - нахохленный, взъерошенный, кругленький, у голубя – тело крупное, голова – маленькая, круглая, лапки – короткие).
Учитель.
А теперь объединитесь в команды в соответствии с изображениями птиц на ваших жетонах.
У нас получилось три команды. Каждая команда занимает вой игровой стол, на котором карточка с силуэтом вашей птицы.
Начинаем игру!
2. Конкурсы.
Ученик 5-го класса.
Первый конкурс нашей игры – «Название команды».
Каждая команда должна придумать себе название. Для этого нужно использовать название птицы, силуэт которой изображен на ваших жетонах. Можно добавить к нему другие слова, чтобы название получилось интересным.
Придуманное название запишите в свои жетоны, чтобы получилась эмблема.
Теперь каждой команде нужно выбрать капитана.
(Дети выбирают капитанов).
Ученик 5-го класса.
Когда команда выбрала капитана и у всех ее членов готовы эмблемы – команда должна встать возле своего игрового стола.
Предоставляется слово каждой команде для приветствия.
(1-я команда: «Шустрые воробушки»
2-я команда: «Шумные сороки»
3-я команда: «Важные голуби»)
Предоставляется слово жюри.
(Жюри оценивает выполнение задание: оригинальность названия, организованность команды).
Ученица 5-го класса.
Следующий конкурс называется – «Птичьи имена».
Команды по очереди произносят названия птиц. Выигрывает та команда, которая назовет больше названий.
Предоставляется слово жюри.
(Жюри оценивает и определяет победителя).
Молодцы, ребята! Много названий знаете! А сможете ли вы узнать птиц по описанию их внешнего вида, повадкам и поведению.
Учитель.
Следующий конкурс в нашей игре – «Узнай птицу».
1-й ученик в костюме воробья. Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный. Спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу.
(Воробей).
2-й ученик в костюме синицы. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко – жёлтое. Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держась на самых тонких ветках.
(Синица).
3-й ученик в костюме снегиря. Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Они держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты.
(Снегирь).
4-й ученик в костюме дятла. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. Он украшение нашего леса. Он труженик леса.
(Дятел).
5-й ученик в костюме сороки. Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
(Сорока)
6-й ученик в костюме клеста. Это небольшая птичка красного цвета, с крепкими лапами и характерным крестообразным клювом. Их еще называют северным попугайчиком. Такое прозвище они получили потому, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям.
Учитель.
Предоставляется слово жюри.
Учитель.
Следующий конкурс в нашей игре – «Очумелые ручки».
Ребята, на уроках труда мы с вами уже познакомились с японским искусством складывания из бумаги – оригами. И научились складывать некоторые игрушки. Теперь посмотрите, каких птиц можно сложить, используя технику оригами!

Сейчас каждая команда будет складывать из бумаги таких птичек. Пятиклассники объяснят и помогут выполнить задание этого конкурса.
А теперь пусть капитаны команд представят на суд жюри поделки своих команд!
Учитель.
Слово предоставляется жюри.
Учитель.
А теперь послушайте отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Николая Сладкова «Имена птиц».
Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечетка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия-прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка - это та, что поет на заре. Лунь - это тот, что «сед, как лунь». Кукушка... «Кукушка, кукушка. Сколько мне лет еще жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица — и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».
Ребята, кто из вас хотел бы прочитать эту книгу? Почему?
Ученик 5-го класса.
Следующий конкурс называется – «Ну- ка, прочитай»
На карточках «спрятались» названия птиц. Чтобы их прочитать, надо в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.
1. З Е С К Е А В З Д О А Р Е Т Д Ц Т.
2. К У Г О Т Р К У А Ч О Т.
3. Р Е Л А М С Т Я О Е Р Ч К У М И У Я.
4. Е К Ж С У Т О П Ж В К У А Т П Е.
Выигрывает команда, которая быстрее других прочитает «спрятанные» слова.
Предоставляется слово жюри.
Учитель
А теперь, ребята, послушайте интересные сведения об этих птицах:
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.
Учитель.
А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся!
Предлагаю всем вместе станцевать «Танец утят»

Учитель.
Следующий конкурс – «Кто лучше знает сказки».
Этот конкурс проведет наш библиотекарь..Каждой команде предлагаю посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок и их авторов.
Галчонок. (Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот».)
Попугай. (Г. Остер «Зарядка для хвоста».)
Соловей. (Г. X. Андерсен «Соловей».)
Гусь. (С. Лагерлеф. «Чудесное приключение Нилъса с дикими гусями».)
Петушок. (А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке».)
Ворон. (Г. X. Андерсен «Снежная королева».)
Сова. (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».)
Ласточка. (Г. X. Андерсен «Дюймовочка».)
Жар-птица. (П. Ершов «Конек-горбунок».)
Воробей. (К. Чуковский «Тараканище».)
Лебедь. (Г. X. Андерсен «Дикие лебеди».)
Утенок. (Г. X. Андерсен «Гадкий утенок».)
Библиотекарь..Героев сказок назвали правильно. Но не всех авторов вспомнили. Приглашаю вас на этой неделе в библиотеку, чтобы взять для чтения эти и другие книги о птицах.
Предоставляется слово жюри.
Ученик 5-го класса.
(Читает стихотворение Елены Благининой)
Морозы жестокие
В этом году...
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В ее конуре Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Учитель.
Ребята, что же для птиц страшнее: холод или голод?
Почему?
Действительно для птиц зимой страшнее голод.
За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
Мы с вами уже повесили на территории школы кормушки, которые вы изготовили с родителями дома.
Вот фотографии этих кормушек.
(Некоторые фотографии прилагаются на отдельном листе к конспекту).
Учитель.
Следующий конкурс – «Птичья столовая».
А чем же мы можем накормить птиц?
Из предложенных продуктов выберите то, что можно положить в кормушку для птиц.
(Семена подсолнечника, тыквы, арбуза, кабачков, сушеные яблоки, тертая морковь, сушеные грибы, овес, пшено, несоленое сало, крошки пшеничного хлеба, ржаной хлеб, соль).
Какие из предложенных продуктов не годятся для подкармливания птиц?
Почему?
(Дети объясняют).
Учитель.
Слово предоставляется жюри.
Ученик 5-го класса читает стихотворение.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.
Не богаты их кормаГорсть зерна нужна,Горсть одна – и не страшнаБудет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.
Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.
Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.
(А. Яшин)
Учитель.
В процессе кормления птиц используйте приговорку:
«Птичка, птичка, вот тебе водичка. Вот тебе и крошка на моей ладошке».
Давайте повторим хором и запомним.
Пусть наша ласка и забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях! Пусть пернатые прилетают к нам! Каждый день в кормушках их будет ждать свежий корм!
3. Подведение итогов.
Учитель.
Для подведения итогов игры слово предоставляется жюри. Кроссворд нарисован на ватмане. Располагается на доске.
Загадки отгадывают и дети и взрослые.
Отгадку в кроссворд записывает один из учеников 5-го класса, помогающий учителю.
Название игры – на доске.
Дети выбирают жетоны, расположенные на доске.
На обратной стороне изображены силуэты трех птиц: воробья, сороки и голубя.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети объясняют и доказывают.
Дети объединяются в команды.
Дети рассаживаются за столы.
У каждой команды есть по два куратора – пятиклассники, помогающие организовывать деятельность команды.
Для этого у детей на столах находятся фломастеры и цветные карандаши, булавки.
Дети встают.
Для представления команды встает капитан, название команды дети произносят хором.
Оценка жюри выражается в количестве жетонов с соответствующими силуэтами птиц, которые вручаются команде (помещаются на доску).
Команды называют птиц по цепочке.
Ученики 5-го класса одеты в костюмы птиц. Выходят по очереди и говорят свои слова.
Ответы детей. После правильного ответа ученик 5-го класса показывает изображение птицы, которую представлял.
Показываю готовые образцы поделок.
В каждой команде ребята выбирают тех птичек, которых хотят сложить и выполняют это с помощью пятиклассников.
Капитаны помещают поделки с помощью магнитов на доску.
Таким образом, на доске получается выставка работ команд.
Показ книги.
Карточки для каждой команды одинаковые.
Должны получиться слова: скворец, грач, ласточки, сова.
Проверка - карточки на доске.
Информацию о птицах сообщают пятиклассники. Напротив карточек с названиями птиц помещается карточка с числом.
Дети встают в круг. Повторяют за пятиклассниками танцевальные движения.
Рисунки с изображением героев вывешиваются на доску.
Дети обсуждают в командах сказки, вспоминают названия и их авторов.
При проверке показывается книга
Ответы детей.
На доску вывешиваются фотографии этих кормушек.
На подносах для каждой команды лежит корм для птиц.
На доску вывешиваются картинки с изображением корма.
Дети выбирают ржаной хлеб – он закисает в зобу у птицы, что приводит к ее гибели, и соль, которая является ядом для птиц.
Дети повторяют хором.
Жюри подводит итоги игры. Вручает грамоты.