Конспект урока по по обществознанию для дошкольников и младших школьников Птицы — наши друзья


Управление образования администрации Старооскольского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Берёзка» комбинированного вида







Из опыта работы
«Организация работы с родителями
по проектной деятельности».


Социальный проект «Птицы – наши друзья»



Воспитатели:
Постовалова Н.А.
Назарова Т.А.

















Старый Оскол, 2014
Из опыта работы «Организация работы с родителями
по проектной деятельности».


Белгородская область,г. Старый Оскол
МБДОУ Д/С 24 «»Берёзка»
Воспитатели: Постовалова Н.А.
Назарова Т.А.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому мы начали работать над проблемой взаимодействия  детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями по проектной деятельности».
Совместная подготовка по проектной деятельности  сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось действовать самим.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями через проектную деятельность. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.













Социальный проект «Птицы – наши друзья»

А. Яшин
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо
Вот и выпал снег, пришли морозы - зима полностью вступила в свои права. В это время особенно тяжело приходится друзьям нашим пернатым - птицам. За короткий зимний день они просто не успевают найти достаточно корма для поддержания своих жизненных сил. Поэтому в холодные и снежные зимы погибает большое количество птиц. А ведь в наших силах помочь пережить им это непростое время, необходимо изготовить кормушку и организовать подкормку. Птицы быстро привыкнут к кормлению в определённом месте. Наблюдение за ними доставит много позитивных минут взрослым, а особенно детям.
Создавая социальный проект «Птицы – наши друзья» мы учитывали понимание каждым участником проекта, какую практическую помощь он может оказать в защите окружающей его природы.

Тип проекта: информационно-практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатели.
Организаторы проекта: Постовалова Н.А., Назарова Т.А.
Практическая значимость проекта:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение дошкольников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       
Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.
Цель проекта: Формирование гуманной, социально – активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Привлечение внимания воспитанников и родителей  к природоохранной деятельности и формирование умения её организовывать.
Задачи проекта:
1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах;
2. Развить интерес к проектной деятельности, обучить работе в группе и индивидуально по плану проекта;
3. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;
4. Развивать творческие способности, трудовые навыки;
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно.
6. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.
7.Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
Предполагаемый результат:
- воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц.  Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.
- родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.  
Основные методы и формы реализации проекта:
- определение темы, постановка цели и задачи;
- определение методов и приёмов работы;
-подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- подбор материала для творческого труда;
- составление перспективного плана.
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки, кормушки, дидактические игры.

Этапы реализации проекта

Этапы /
Создание необходимых условий для реализации проекта:
Содержание
работы
Целеполагание

1.  Подготовительный этап:
- обсуждение  цели и задач с воспитанниками и родителями.
- обоснование, предсказание путей реализации проекта.
- подбор познавательной, художественной литературы.
- отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.
- проведение бесед по проекту.

НОД
«Зимующие
птицы»
Углублять представление о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов...) учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелётных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Рассказать о том какую пользу приносят птицы в природе, какую помощь оказывают птицам люди зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах.


Вечер загадок и отгадок
Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками; продолжать активизировать познавательные способности детей.


Худ. лит. Чтение стихов В.Витка «Синица», Т.Белозёров «Зимнее утро», В.Берестов «О чём поют воробушки»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.


Знакомство с картиной «Птичья столовая», просмотр иллюстраций
зимующих птиц, рассказ воспитателя о зимовании птиц
Воспитывать умение размышлять, рассуждать, делать выводы, желание помогать птицам в зимних условиях.


Экологическая беседа: «Птицы в лесу»
Формирование у детей представления о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.


Дидактические игры: «Что за птица?», «Подбери перышко»
«Кто где зимует?» «Раздели птиц на перелётных и зимующих»
«Птичья столовая»




Воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.


Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих.


Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от осознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.


Под. игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Найди птицу», «Птицы и автомобиль», «Птички и кошка». 


2.Основной  (практический) этап.
- оформление альбома про зимующих  птиц.
- составление описательных рассказов о зимующих птицах.
- изучение корма для подкормки птиц.
- выставка кормушек.
- выбор места для кормушек.
- наблюдение за зимующими птицами.
- в течение всего проекта ежедневное кормление птиц (использование разных кормов)
- оформление плакатов «Покормите птиц зимой».
- оформление памяток «Чем кормить птиц?»
- наблюдение за поведением птиц на кормушках.
- создание дневника наблюдений.
Викторина «Зимующие птицы»
Закрепить знание детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представление детей о месте обитании зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных условиях.


Рисование «Птицы зимой»

Лепка «Какие птицы живут в зимнем лесу»

Аппликация «Снегирь на ветке рябины»

Рисование «Птицы зимой»
Развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.
Обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приёмы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.
Уточнять представления детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус.
Развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.









Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц

Изготовление дидактических игр совместно с родителями: «Зимующие  птицы», «Четвертый лишний», «Кто на кормушке», «Сколько птиц на кормушке», «Дорисуй птицу», «Узнай птиц по описанию».   
Воспитывать бережное отношение ко всему живому желание заботиться, развивать творческие умения, фантазию в придумывании и изготовлении дидактических игр, кормушек для птиц.

 3. Заключительный  этап.
- подведение итогов  реализации проекта:
- организация итогового мероприятия «Кто живет рядом с нами»
 (награждение  активных участников    проекта).
- организация фотовыставки «Птичья столовая»
- презентация социального проекта «Птицы - наши друзья» проекта (освещение опыта работы).
Экскурсия по участкам детского сада
Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.


Ежедневное заполнение дневника наблюдений.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе; вести наблюдения за объектами природы.


Кормление
птиц
Наблюдение за птицами в естественной среде.


Обсуждение с
детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек
Уточнить представления детей о птицах: какие виды птиц прилетают, какие корма любят, как ведут себя.


Итог проектной деятельности:
Расширились познавательные интересы у детей и родителей о представлении жизни птиц. На протяжении всего проекта было положительное эмоциональное отношение радоваться своему успеху и успеху друзей.Сформировались навыки заботливого отношения к птицам. Возникла готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как птицам, так и другим животным.
На первом этапе дети показали свои знания о птицах: они различают перелётных и зимующих птиц нашего региона, с лёгкостью узнают ворону, синицу, воробья, дятла, снегиря. Дети осознают необходимость помощи птицам в зимний период, так как понимают, какую важную роль играют птицы в природе и чем полезны для человека. В беседах о птицах, ребята думали, чем их накормить. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц дети узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки - вместо помощи это наносит птицам вред.
На втором этапе все участники проекта приняли участие в практической деятельности по воплощению раннее изученных теоретических знаний о зимующих птицах, представили рисунки про зимующих птиц, а также плакаты и листовки, призывающие помочь птицам, зимующим в нашем городе выжить в зимнее время. Родители совместно с воспитанниками дома сделали кормушки из разного материала: деревянные кормушки, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок), а также изготовили разнообразные дидактические игры.
На третьем этапе готовые кормушки взрослые вместе с детьми развесили во время прогулки и заполняли их кормом. Так же дети  развесили свои  кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. После окончания акции участники проекта раздали листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе детям из других групп нашего детского сада.
Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но ребята нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А дети рады тому, что их труд не прошёл даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.
В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» Издательство: Сфера Год: 2007
2.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, 2009.
3.Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева Приложение к журналу «Управление ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2009 .
4.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006.
5.Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи А.А.Майер Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2008. № 3.
6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 2010.






















13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 415