Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в 6 классе (при изучении темы: «Погода. Одежда»)
Методическая разработка на тему:
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в 6 классе
(при изучении темы: «Погода. Одежда»)Выполнила:
учитель МБУ СОШ № 89
город Тольятти,
Титаренко Галина Федоровна
Содержание
Пояснительная записка__________________________________1
Цель и задачи проекта___________________________________2
Виды заданий __________________________________________4
Дидактический материал_______________________________5-7
Заключение. Рефлексия. _________________________________8
Список источников _____________________________________8
Пояснительная записка
Как отмечали В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, именно подростковый возраст является особо благоприятным для развития коммуникативной компетенции, т. к. общение становится в этот период ведущим видом деятельности. Коммуникативная цель определяет весь учебный процесс. Формирование основ критического мышления (рассуждать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.д.) положительно сказывается на формировании коммуникативных УУД. Основной формой речевого общения является диалогическая речь, где особую роль в творческом процессе играют проблемные вопросы, которые являются необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учеников в обсуждение актуальных проблем, побудить к высказыванию своей точки зрения, задуматься по поводу неожиданных аспектов привычных событий или отношений, а также вырабатывается командный дух, правильность принятия решений, аргументированность выводов.
Посредством диалогов, бесед, дискуссий, языковых игр, через создание специальных речевых ситуаций достигается коммуникативный, системно - деятельный подход в обучении. Выслушивая разные мнения, учитель поощряет активность учащихся. Групповая форма работы оправдывает себя только тогда, когда каждый участник группы включен в активный процесс работы согласно своим индивидуальным учебным способностям.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Целью своей работы ставлю выявление наиболее эффективных приёмов при формировании коммуникативных УУД на уроках английского языка (в рамках урока – обобщения по теме «Погода. Одежда. - У природы нет плохой погоды»), где учащиеся работают в группах (командах) и им предлагаются следующие задания:Дидактический материал
- Разминка в начале занятия о прогнозе погоды на сегодня
- Составление небольшой речевой ситуации: о чем ты думаешь, когда
слышишь слово: “weather”, “autumn”, “winter” и т.д.
- ответьте на вопросы, глядя на картинки: что люди носят зимой и осенью,
чтобы не простудиться
- составление Word square – словесного квадрата со словами по теме
Word Square
Word
a greenhouse Sentence
Meaning
Situation (5 sentences)
Word Square
Word
Indian summer
Sentence
Meaning
Situation (5 sentences)
- просмотр видеоролика «The World Weather Forecast», ответы на вопросы
- выполнение задания по картинке: Рисуем словами. Составление рассказа с
опорой на картинки,
- упражнение на подстановку слов по смыслу;
Fred and his little sister Peg go for a walk. It is a cold day. Fred puts on his warm brown 1______________, a sweater, a cap, a jacket, warm 2_______________ and 3______________.
Peg puts on a warm sweater, blue jeans, a coat, high boots, a warm cap and 4_______________.
They take their dog Rex with them. The dog doesn’t have 5______________ on. Soon he is very cold and wants to go home.
- выполнение упражнения по словообразованию
Use of English. Word building.
We can see some climatic changes in different parts of the world climateSome scientists think the world is becoming hotter. scienceWinters has becoming warmer. warmThere are more carbon dioxide because of there are fewer trees. fewThe climatic changes can be dangerous for our fragile planet. dangerThe weather in April is always changeable. changeIt was a grey misty morning. mistThis information was in daily programme. day- сравнение перевода пословиц в английском и русском вариантах;
English proverbs Russian translation
Every cloud has its silver lining. У каждой темной тучи есть серебряная полоска.
There’s no bad weather, there are bad clothes. Плохой погоды нет, есть плохая одежда.
Into every life a little rain must fall. В каждой жизни должно быть хоть немного дождя.
After rain comes fair weather. После ненастья наступает хорошая погода.
Small rain lays great dust. Небольшой дождь густую пыль прибивает.
It is an ill wind that blows nobody good. Плох тот ветер, который никому добра не приносит.
The wind cannot be caught in a net. Ветер сетью не поймаешь.
If there were no clouds, we should not enjoy the sun. Если бы не было облаков, мы бы не любили солнца.
Make hay while the sun shines. Готовь сено, пока солнце светит.
The morning sun never lasts a day. Утреннего солнца никогда весь день не бывает.
- выполнение кроссвордов;
Crossword “Clothes”
C
1 O A T
B
2 L O U S E
S
3 H O E S
H
4 A T
S
5 H I R T
J
6 E A N S
S
7 A N D A L S
1.You wear it on your body in cold weather.
2. Girls wear it on their bodies in hot weather.
3. You wear them on your feet.
4. You wear it on your head.
5. Boys wear it on their bodies in warm weather.
6. Boys and girls wear blue … now.
7.You wear them on your feet in hot weather.
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-докладов по прогнозу погоды на завтра;
Заключение. Рефлексия на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, команды-соперницы). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (определяют тему урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), высказывают собственное мнение по отношению к работе команды-соперницы. Корректируют ошибки своих одноклассников. Считают количество жетонов. Определяется победитель. Игра позволяет каждому учащемуся восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
Список источников.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /О. А. Карабанова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158.