Самоанализ: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШЕЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СВЕТЕ ФГОС











АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ГУРОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ПАВЛОВНЫ,
учителя химии
муниципального автономного образовательного учреждения
г. Калининграда лицея №23


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШЕЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СВЕТЕ ФГОС

















г. Калининград
2016 год

Аналитический отчет
Формирование универсальных учебных действий
у старшеклассников на основе принципов компетентностного подхода в образовании и метапредметных образовательных технологий в свете ФГОС

ЦЕЛЬ:
На основе принципов компетентностного подхода в образовании, метапредметных образовательных технологий и личностно ориентированного метода обучения, выявить психолого-педагогические условия формирования и развития научного стиля мышления и мотивационной компетентности у старше-классников, создать условия для приобретения ими универсальных учебных действий, деловой компетентности и позитивного социального опыта.

Рис. 1. Гурова
Валентина Павловна,
учитель химии, заведующая кафедрой естественных наук МАОУ лицея №23,
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук.

ЗАДАЧИ:

Выявить сущность мотивационной компетентности школьника.

Разработать модель формирования мотивационной компетентности у учащихся и экспериментально проверить ее эффективность в процессе активных методов и форм обучения химии с компонентом экологических проблем как проблем в окружающей природной среде и обществе.

На основе эффективного использования современных образовательных технологий заложить формирующие основы мотивационной компетентности учащихся, создать условия для формирования универсальных учебных действий, научного стиля мышления, активной гражданской позиции, патриотизма, культуры, приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Высокие результаты учебных достижений обучающихся
при их позитивной динамике

Учащиеся VIII- XI классов, где я веду предмет «химия», постоянно, в том числе за последние три года, показывают высокие результаты учебных достижений при их позитивной динамике (См. приложение 1).
При 100% успеваемости средний балл и качество знаний
по годовым отметкам за три последних года составил:
Таблица1

Классы
2013
2014
2015


Ср. балл
% качества
Ср. балл
% качества
Ср. балл
% качества

8 - 9 - 10 «ит»
З,91
82,61
4,17
85,62
4,20
90,0

8 - 9 - 10 «м2»
4,29
95,83
4,33
92,59
4,63
96,3

8 - 9 «л1»
-
-
4,18
91,13
4,54
96,0

8 - 9 «ит»
-
-
3,92
87,69
4,03
93,08

10 - 11 «э»
-
-
4,67
95,24
4,72
100,0


Динамика роста успеваемости
Таблица2

Класс

Кол-во
уч-ся
У Ч Е Б Н Ы Й Г О Д



2012/2013
2013/2014
2014/2015



Средн. балл
%
кач-ва
%
успев.
Средн.
балл
%
кач-ва
%
успев.
Средн.
балл
%
кач-ва
%
успев.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24
4,29
95,83
100







9м2
27



4,33
92,59
100




10м2
27






4,63
96,3
100

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ит
23
3,91
82,61
100







9ит
29



4,2
58,62
100




10э
21






4,67
95,24
100


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис. 2 Динамика роста успеваемости (средний балл) по предмету «химия»
Растет количество выпускников,
сдающих экзамен по выбору предмет «химия».
При этом выпускники показывают
высокие результаты:
Таблица3
9 класс


11 класс


Количество
выпускников
средний балл
%
качества

Количество
выпускников
средний балл
%
качества

2012-2013
5
5
100

4
4,5
100

2013-2014




4
4,5
100

2014-2015




7
4.71
100


Высокие результаты учебных достижений моих учащихся подтверждает независимая оценка качества знаний мониторинговой службой лицея.
Средний балл и качество знаний
по исследованию 9-х классов составил:
Таблица 4

Класс

Кол-во
уч-ся

У Ч Е Б Н Ы Й Г О Д



2012/2013
2013/2014
2014/2015



Средн. балл
%
кач-ва
%
успев.
Средн.
балл
%
кач-ва
%
успев.
Средн.
балл
%
кач-ва
%
успев.

9м1
28
4,29
95,83
100







9-ф
30
4,02
75,83
100







9ит
29



4,07
85,33
100




9м2
27



4,33
92,59
100




9ит
26






4,10
73,08
100

9л1
28






4,18
92,86
100

9л2
25






3,80
80,42
100



По результатам экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ)
мои учащиеся сдают предмет «химия» с высокими показателями:

-2013 год:
- выпускники 9-го классов сдали экзамен с результатом от 84 до 96 баллов - 4 человека, с результатом 100 баллов – 1 человек (Петрухина Алина);

- выпускники 11 классов – с результатом 89 баллов – 1 человек, с результатом 100 баллов – 1 человек (Серегина Елена);

-2014 год:
- выпускники 11 классов сдали экзамен с результатом 92 балла – 1 человек;

- 2015 год:
- выпускники 11 классов - с результатом от 87 до 94 баллов – 2 человека.
(См. приложение 1).
Сегодня к образованию и воспитанию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Поэтому, одной из главных своих задач как учителя и воспитателя, считаю: научить обучающихся универсальным учебным действиям, навыкам научного стиля мышления, мыслить и действовать творчески, то есть вооружить их таким важным умением, как умение учиться, изыскивать и анализировать информацию с целью освоения новых знаний и получения конечного результата.
Мой многолетний опыт школьной практики убеждает в том, что школьники недостаточно компетентны не только в области жизнедеятельности человека, способов самопознания, но и в понимании собственной мотивации учения. Важность осознания личностно значимых для учащегося побуждений в учении, осмысленного целеполагания, определения приоритетов в образовательных ценностях, на мой взгляд, не требует доказательств.
В рамках личностно ориентированного обучения я на своих уроках на протяжении ряда лет занимаюсь проблемой развития широкого спектра деловых качеств школьников. Деловыми, на мой взгляд, являются такие качества личности, которые обеспечивают успешную деятельность в любой сфере ее проявления и включают в себя совокупность специальных умений и навыков, необходимых для реализации личностного потенциала школьника.
Личностно ориентированный подход к обучению школьников мною реализуется через активные методы формирования экологических знаний учащихся в рамках программного изучения химии. Для этого мною используется метапредметный подход в обучении и метапредметные образовательные технологии, позволяющие решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.
Одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять «Кто я в этом мире?» и «Развитие системы Природа-Человек-Общество».
Химия, как предмет развивающая личность, - это, конечно же, не свод знаний и опытов, а определенная творческая ситуация, в которой выясняется не только что и почему, но и зачем человеку это надо? Каков смысл нашей экспансии в природу? Где граница дозволенного? За что предстоит ответить человеку как субъекту космосогенеза?
Чтобы ответить, на все поставленные вопросы, мною были разработаны авторские программы:
Программа курса: «Экология и химия» (c региональным компонентом) для X-XI классов (2003 г.), которая включает модель экологизации школьного химического образования (Рис. 4);
Программа «Химические основы здоровья» для VIII-IX классов (2004 г);
Программа «Человек и его здоровье» (2006г., дополнена и переиздана в 2010 г.) -
- победитель I Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку в номинации «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном учреждении» (Москва - Ярославль, 2011 год).

и целый ряд методических пособий и дидактического материала для реализации данных программ.
Рис. 3. Авторские программы В.П. Гуровой (Приложение 9).

В авторские образовате6льные программы мною включены те знания и умения, которые касаются трех важнейших аспектов экологизации образования: – окружающая среда, экономика, общество и имеют прямое отношение к реальной жизнедеятельности учащихся, а также формированию у них основ здорового образа жизни.

Реализация авторских программ осуществляется в VIII-XI классах в рамках плановых урочных занятий, элективных курсов и внешкольной деятельности. Обучением химии с экологизированной составляющей ежегодно охвачено семь-девять классов (от 170 до 240 человек) (См. приложение 1) .
Введение экологических компонентов знаний в основной курс обучения обеспечивает более высокие результаты формирования и развития у учащихся базовых химических знаний и умений, мотивирует их познавательный интерес.












Рис.4. Моделирование поведения

В результате проведенных экспериментальных исследований, посвященных вопросам формирования и развития компетентности учащихся в области мотивации учения, мною были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие этому явлению. Это:
а) - формирование мотивационной компетентности у старшеклассников должно стать одной из целей процесса обучения и воспитания; б) - данный процесс должен рассматриваться как единство двух взаимосвязанных деятельностей – педагогической и учебной; в) - позиция учителя должна отражать его отношение к мотивационной компетентности как одной из ценностей школьника.
В связи с этим, мною была разработана модель процесса формирования мотивационной компетентности учащихся.
Таблица 5
Модель формирования мотивационной компетентности учащихся
Компоненты
процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Диагностический
Наблюдение, беседы, анкетирование и др. Обсуждение результатов диагностики с учащимися, другими учителями, родителями.
Определение у себя знаний о мотивации, уровня развития своей мотивации, способностей самопознания и пр.


Целевой
Определяет цели формирования мотивационной компетентности, соответствующие уровням ее развития.
Намечают цели саморазвития мотивационной компетентности, осознают их значимость для себя.


Содержательный
Определяет содержание занятий по вопросам мотивации учения, приведение примеров саморазвитии и прочее.
Усваивают информацию, необходимую для развития мотивационной компетентности.


Процессуальный
Организует деятельность учащихся. проводит консультации, осуществляет поддержку учащихся в сфере самопознания и саморазвития.
Осуществляют рефлексию, обмениваются опытом, проводят диагностику мотивации младших школьников, беседы и пр.


Аналитический
Анализирует процесс формирования мотивационной компетентности, определяет динамику развития.
Осуществляют самооценку компетентности, намечают дальнейшие шаги для самосовершенствования.


Представленная модель более 10 лет успешно применяется мною в собственной педагогической деятельности и внедряется в педагогическую практику целого ряда учителей-предметников нашего лицея и других общеобразовательных организаций города Калининграда и Калининградской области.
Одной из особенностей Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) второго поколения является деятельностный характер обучения. В свою очередь деятельностный подход к освоению содержания образования предполагает проблематизацию.
Содержание курса химии я представляю учащимся как решение той или иной проблемы. Что такое проблема? Это совсем не то, когда тебя спрашивают: «Какие у тебя проблемы?» За этим ничего не стоит. Слово «проблема» происходит от греческого «проблео» - бросание вперед. Оно обозначает некоторую, сложившуюся в объективную трудность, которую необходимо разрешить
Как только мы, совместно с учащимися, находим способы и средства решения проблемы, - проблема перестает быть как таковой, и превращается в задачу. Таким образом, каждое мое занятие (урочное, элективное или внеурочное) состоит из нескольких этапов: 1. Определение Проблемы;
2. Поиск способа решения Проблемы и перевода ее в Задачу; 3. Решение Задачи; 4. Рефлексия (анализ) способа решения Задачи и полученного Результата.
Для развития необходимых компетентностей в ходе обучения я создаю специальные условия для организованной групповой и индивидуальной деятельности учащихся, обеспечивающей их мотивацию, развитие универсальных учебных действий в области самообразования, коммуникации, и готовности к самостоятельному действию.
Использование метапредметного подхода в обучении через выполнение различных заданий применяются мною на плановых уроках химии, а также на элективных курсах и во внеурочной деятельности. С целью формирования как социальных и познавательных мотивов в обучении, использую различные формы познавательных заданий: вопросы, расчетные задачи, тесты, рефераты, проектные и исследовательские работы. Содержание предмета преподношу учащимся не как готовое задание, а как система познавательных задач, решая которые, школьники самостоятельно формулируют теоретические положения.
Так реализуется деятельностный и мыследеятельностный характер обучения, формирующий и развивающий у учащихся универсальные учебные действия и ключевые компетенции. Такое обучение способствует повышению интереса к предмету «химия» и сопутствующим ей дисциплинам (физика, математика, биология и т.п.). Оно повышает самостоятельность учащихся, стимулирует их творческую активность, способствует интеллектуальному развитию, формированию универсальных учебных действий и научного стиля мышления.
Применяя деятельностные и мыследеятельностные формы обучения я создаю условия для применения Формулы успеха: U = Cn + Md + C, где U – успех, Cn – способность, Md - мотивация достижений, C ситуация (внешние факторы) и Модели формирования деловой компетенции.
Модель формирования деловой компетенции предполагает развитие личностного познания проблемы и ее решения на нормативно-правовом, социальном и персональном уровнях. В результате развивается мотивация, формируются метапредметные компетенции учащегося (познавательные, регулятивные, коммуникативные), формируется и развивается позитивный социальный опыт.
Процент успеваемости и качества обученности учащихся в процессе изучения экологизированного курса химии в рамках программ VIII-XI–х классов можно отследить по таблицам 1-5 приложения 1и приложению 5.

Результаты учебных достижений учащихся за последние три учебных года дают основание полагать, что внедренные мною в педагогическую практику моделей: а) - поведения учащихся; б) - формирования и развития деловой компетенции; в) - формирования и развития мотивационной компетентности, а также применение инновационных форм и методов обучения на основе компетентностного подхода в процессе изучения экологизированного курса химии в рамках программ VIII-XI–х классов, дают положительный результат с позитивной динамикой (См. приложения 1,5).
______________________
_________________


Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебному предмету
В рамках элективных курсов, плановых уроков химии, а также во внеурочной деятельности, опираясь на принципы компетентностного подхода и личностно ориентированного образования, мною организована совместная учебно-познавательная, творческая проектная деятельность, направленная на реализацию познавательного мотива учащихся, осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. При этом применяю инновационные метапредметные педагогические технологии, в том числе технологию проектного обучения.
Мотивирую обучающихся на участие в различных по уровню предметных олимпиадах и конкурсах, где они показывают высокие результаты, отмечены дипломами и грамотами (См.приложение 5).

Всероссийская олимпиада школьников по химии
Таблица 6

Год
Количество участников
Количество победителей
(призеров)

а) - школьный этап

2012/2013
10
2 – победителя 5 - призеров

2013/2014
13
1 – победитель 6 - призеров

2014/2015
14
3 – победителя 5 - призеров

б) – муниципальный этап
2012/2013
2
1 – победитель - Губанов Кирилл

2013/2014
5
1 – победитель - Винниченко Максим

2014/2015
6
1 – победитель - Кравец Андрей

- 2013/2014 г.- Олимпиада БФУ им. И. Канта по химии «Будущее с нами» (Калининград)
- Шендрикова Мария (10 М-1 класс) – победитель.
- 2014/2015 г. Открытая интернет-олимпиада по химии «Физтех-лицея им.П.Л .Капицы» (Москва) - Семененя Яна (11 М-1 класс) – победитель

Рис.5. Награды победителей олимпиад по химии
Шендриковой Марии (10 «м-1» кл.) (БФУ им. И. Канта, Калининград, 2014 г.)
Семененя Яны (10 «м-1» кл.) (Физтех-Лицей им. П.Л. Капицы, Москва, 2015 г.)

Ежегодно учащиеся моих классов в количестве от 20 до более 60 человек (См. приложение 5) принимают участие в творческих конкурсах и дистанционных олимпиадах по химии. Выступают с докладами на различных по уровню научно-практических конференциях. Таких как:
Международная научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование, Наука, Профессия» (Самара)
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского (Москва, Калининград);
Российская научная конференция школьников «Открытие» (Ярославль);
Городская «Открытая XXI ученическая научно-практическая конференция
«Поиск и Творчество» (Калининград);
Региональный конкурс водных проектов старшеклассников (Калининград;)
Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
«Интернет-проект по химии» (Ярославль) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
Международный Проект «Инфоурок» (Москва) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие.



Рис.6. Победители и лауреаты Всероссийских и региональных
конкурсов и конференций (2012/2013 год)

Таблица 7
Результаты международных дистанционных олимпиад и конкурсов
проекта «ИНФОУРОК» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])


Год

Классы /
Количество участников
Результаты
(количество, %%)



Дипломы
Сертификаты участников



I-степени
II - степени
III-степени


Международная олимпиада по химии

2014-2015
8-11 кл.
/
63 чел.
40 чел.
/
63,5%
12 чел.
/
19%
6 чел.
/
9.5%
5 чел.
/
8%

Международная олимпиада по химии «Осень», «Зима»

«Осень -
2015»
8-11 кл.
/
52 чел.
22 чел.
/
42,3%
11чел.
/
21%
7 чел.
/
13,5%
12 чел.
/
23%

«Зима -
2016»
8-11 кл.
/
54 чел.
28 чел.
/
52%
21 чел.
/
39%
1 чел.
/
1, 85%
4 чел.
/
7, 15%

I Международный конкурс для школьников и дошкольников «Мириады открытий»

2015-2016
8-10 кл.
/
49 чел.
3
5
1
40









Рис. 7. Победители Всероссийской олимпиады по химии Интернет-проекта «Путешествие в мир химии» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(2013/2014 уч. год













Рис. 8. Конкурсная исследовательская работа учащихся
Ларютина Романа и Попович Вадима –
победитель Всероссийского эколого-краеведческого конкурса «Природа родного края»
(Москва, Ярославль – 2014 г.)

В 2012/2013 и 2013/14 учебных годах мною было подготовлено по 4 команды от 8-10 классов (всего 20 человек ежегодно) для участия в двух турах Всероссийской дистанционной олимпиады по химии Интернет-проекта «Путешествие в мир химии» (Ярославль, Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). «Путешествие в мир химии» – это Интернет-проект для тех, кто любит узнавать новые научные факты, готов совершать собственные открытия, хочет получить полезные знания и навыки по компьютерным технологиям. В данном проекте учащиеся знакомятся с интересными химическими проблемами, пробуют свои силы в выполнении творческих заданий, выполняют контрольные работы, решают задачи по химии, обмениваются творческими электронными ресурсами, разработанными своими силами.

В 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах учащиеся моих классов от 50 до более 60 человек приняли активное участие в Международных и Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах по химии в рамках Проекта «ИНФОУРОК» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Проект «ИНФОУРОК» - это социальная сеть работников образования, сайт взаимопомощи для учителей, на котором можно делиться своими разработками, где каждый учитель может получить массу полезных материалов для своей работы, в том числе – создать свой собственный сайт для размещения своих методических разработок. Проект «ИНФОУРОК» организует и проводит самые массовые Международные и Всероссийские олимпиады по всем предметам, где учащиеся моих классов принимают активное участие, показывая при этом высокие результаты с положительной динамикой (См. приложение 5.)


























Рис. 9. Победители Международного конкурса «Мириады открытий»
проекта «ИНФОУРОК» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
(2015/2016 уч. год)

Исследовательские и проектные работы моих учащихся неоднократно публиковались в научных изданиях и материалах научно-практических конференций.
Так, тезисы исследовательских работ Носачевского Константина и Шерстобитова Александра: «Чистый воздух – наше здоровье. Оптимизация транспортных систем»; Тараненко Арсения и Медведева Егора: «Модель экологически устойчивой и надежной системы обращения с отходами в Калининградской области»; Чазова Виктора и Губанова Кирилла: «Все дело – в воде» опубликованы в Научном издании «Химия и современное общество».
(«Химия и современное общество», Калининград:
Из-во БФУ им. И. Канта, 2011. - С. 50-52; 53-55; 58-59).
Исследовательские работы Набиева Руслана: «Содержание тяжелых металлов в воде культурно-бытового назначения»; Седойкина Павла: «Содержание тяжелых металлов в продуктах питания» и Кунича Алексея: «Содержание тяжелых металлов в воде бытового назначения» опубликованы в Материалах XIII городской ученической научно-практической конференции «Поиск и творчество». (Калининград: Изд-во Управление образования мэрии
г. Калининграда, часть 1. 2006. - С. 24-26).
Тезисы экологического проекта учащихся: Лизунова Петра и Костюкевич Ольги «Экологические и экономические аспекты утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и пути их решения», исследовательской работы учащихся: Петрова Вадима, Батуриной Ольги и Дельцовой Татьяны «Значение воды для организма человека» опубликованы в Материалах XV-й Международной экологической конференции молодежи «Эко-2009»,
(М: Изд-во ИТИО РАО, 2009. – С. 81-86).


Об исследовательских работах и проектах моих учащихся была публикация в газете «Аргументы и факты.Калининград»,№4 (558) от 23.01.2008г.
(Корреспондент – Е. БОНДАРЕНКО).

Рис.10. Работы и публикации учащихся за период 2010-2015 годы



В нашем лицее открыты группы химико-биологической направленности, в которых я применяю различные формы дополнительных элективных курсов:
- для учащихся 9-х классов - «Основные главы неорганической химии.
Решение задач» - (18 человек);
- для 10 –х классов – «Химия в задачах» - (16 человек).
В своей практической педагогической деятельности технологию проектного метода обучения на уроках и во внеурочной деятельности применяю как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся. На мой взгляд, проектный метод обучения является одним из эффективных методов компетентностного подхода в обучении.
Проектно-исследовательская деятельность по сути своей индивидуальная работа с обучающимися, дающая возможность учитывать особенности каждого индивида (возрастных возможностей, личностных потребностей и индивидуальных особенностей детей). Поэтому, в зависимости от типа проекта, выполняемого школьниками, и методик исследований (эксперимент, опыт, мониторинг и т.п.), выбираю метод работы с обучающимися – групповой или индивидуальный. При этом я мотивирую учащихся на выполнение различных исследований, проведение экспериментов и опытов и, на основе полученных результатов, выполнение проектных работ.
Обучение с применением метапредметных образовательных технологий и технологии проектов основывается, прежде всего, на активности учащихся. Большую часть информации в процессе работы они должны добывать самостоятельно. Отсюда следует, что проблема формирования мотивационной компетентности в старшем школьном возрасте чрезвычайно важна и перспективна. Школьникам нравится обучение на основе технологии проектов. Те, кто имеют проблемы в обучении, могут быть успешны в рамках работы над проектом, что положительно сказывается на их самооценке и повышает мотивацию к обучению.
Оценку урочной и внеурочной деятельности обучающихся произвожу по критериям оценивания как педагогического метода (какие сформированы и получили дальнейшее развитие универсальные учебные действия и ключевые компетенции обучающегося в результате моего педагогического воздействия) и как оценку ученической работы (качество знаний, самостоятельность и качество выполненной работы).
Темы исследований и проектных работ учащихся затрагивают не только экологические проблемы и пути их решения, но и социальные вопросы (анкетирование, социологические опросы наблюдения и т.п.). Таким образом, в этой работе принимают участие учащиеся всего класса и параллели.
На основе своих исследований, (экспериментов, опытов) и результатов социологических опросов населения, школьники формируют выводы и разрабатывают программу практических действий по решению проблем защиты окружающей среды от негативных техногенных воздействий, формулируют оптимальные отношения «Человек – Природа». Все это способствует расширению их мировоззрения, воспитывает гражданственность, активную жизненную позицию и способствует приобретению позитивного социального опыта.
С введением в теорию и практику образования компетентностного подхода, в основе которого деятельностное и мыследеятельностное содержание, проблема компетентности и ее формирования у школьников стала актуальной.
Мои исследования в этой области позволяют сделать вывод, что проблема формирования мотивационной компетентности в старшем школьном возрасте чрезвычайно важна и перспективна, а многолетняя школьная практика свидетельствует о необходимости развития этого вида компетентности, оказывающего влияние на мотивацию учения, на личностный рост школьника.
____________

Достигнутые результаты в обучении и во внеурочной деятельности учащихся с их позитивной динамикой роста, дают основание полагать, что мое психолого-педагогическое воздействие оказывает и обеспечивает достаточно эффективное влияние на формирование и развитие мотивационной и других сфер индивидуальности школьника, формирование универсальных учебных действий, на личностное его развитие и саморазвитие.
______________________
_________________



Создание условий для приобретения обучающимися
позитивного социального опыта

С целью развития системы ученического самоуправления, формирования и развития организаторских способностей и навыков работы в коллективе, я использую индивидуальную работу и групповую коллективную деятельность, что позволяет вовлекать учащихся в общественно-ценностные отношения и приобретение ими позитивного социального опыта. При этом, создаю ситуацию успеха, что формируют значимые для них рефлексивные качества: самоанализ, самооценку, чувство ответственности.
Так, в дни празднования 70-летия образования Калининградской области учащиеся моего 10«мэ» класса подготовили и провели классные часы в параллелях 5-6-х классов, где они выступили с докладами: «Ученые Кенигсберга», «Калининградские улицы вчера и сегодня», «Архитектура Калининградской области», «Музеи Калининграда». Все это способствует приобретению у старшеклассников позитивного социального опыта, чувства ответственности и патриотизма.
В 2013/14 учебном году мною был подготовлен и проведен социолого-педагогический проект в форме школьной научно-практической конференции старшеклассников всех параллелей, посвященной 180 - летию со дня рождения Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА и 135 – летию со дня рождения А. ЭЙНШТЕЙНА.
Цели и задачи конференции были поставлены как образовательные, так и социальные, для решения которых была проведена большая подготовительная работа во всех параллелях 8-11-х классов лицея.
Были созданы условия для развития активности участия обучающихся в самоуправлении.
Организована инициативная организационная группа (10 человек) из числа учащихся 10-11 классов. В сферу деятельности, которой входили организационные работы по подготовке и проведению конференции (разработка плана подготовительной работы, назначение ответственных за исполнение работ по направлениям, работа в конкурсном жюри, оценка исследовательских и информационных работ учащихся, ведение конференции, награждение участников, подведение итогов и т.д.);
На классных часах с учащимися 8-х – 10-х классов были проведены уроки истории России периода творческой деятельности Д.И. Менделеева и А. Эйнштейна, изучена их биография. В роли докладчиков выступали учащиеся 11 классов ;
Организована выставка научной и художественной литературы, стенных газет и стендовых докладов всех параллелей 8-11-х классов, посвященных жизни и научному наследию этих великих ученых (всего 23 стенда, газет и наглядных пособий);
Организованы встречи с профессорско-преподавательским составом химико – биологического института БФУ им. И. Канта.
Всего было подготовлено 28 рефератов и докладов о жизни, творчестве учёных их научном наследии, которые сопровождались хорошо оформленными презентациями. Эффективность реализации этого социолого-педагогического проекта несомненна. Она явилась итоговым, завершающим этапом внеклассной деятельности учителей кафедры естественнонаучных дисциплин и учащихся, показала высокую мотивацию учащихся к изучению истории России, и зарубежных стран, глубокие знания учащихся и их высокую ответственность.






Рис.11. Научно-практическая конференция «Прошлое,
Настоящее,
Будущее» (2013/2014 уч. год)





Педагогические аспекты:
1. В тему истории России менделеевского периода, его вклада в развитие российской науки и просвещения было «погружено» более 300 школьников разного возраста, в том числе и их родители. Приобретены и освоены определенные знания в этой области, сформирована мотивация к учению;
2. Учащиеся старших классов научились распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата и анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем.
3. В результате работы над темой учащиеся достигли высоких результатов в учебной и исследовательской деятельности. Это позволило развить у них способность к самообучению, совершенствованию своих знаний и опыта, формировать компетентность для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности, быть конкурентноспособным, а значит, и более успешным социально.



Социальные аспекты:
1. Сформировано и развито историческое и естественнонаучное мышление учащихся, созданы условия для приобретения ими позитивного социального опыта;
2. В результате участия в конференции у школьников формировались и получили дальнейшее развитие коммуникативные качества, организаторские способности и навыки, толерантность, желание и способность общения со сверстниками и взрослыми людьми - специалистами;
3. К теме конференции привлечено внимание широкого круга общественности, педагогов других специальностей, родителей учащихся.

С целью мотивации к учению и приобретения учащимися позитивного социального опыта, я в своей практической педагогической деятельности постоянно использую такую форму, как привлечение старшеклассников – участников Интернет-проекта «Путешествие в мир химии» к проведению практических занятий с учащимися начальной школы.

Такие занятия в начальной школе с проведением демонстра-ционных химических опытов способствуют формированию и раз-витию творческих спо-собностей старше-классников, мотивируют их на приобретение и усвоение новых знаний, формируют значимые для них рефлексивные качества: самоанализ, самооценку, чувство ответственности.
Рис. 12. Практические занятия по химии в начальной школе

Все это способствует приобретения ими позитивного социального опыта, коммуникативных качеств и организаторских способностей.
С другой стороны, такие занятия мотивируют учащихся младших классов к изучению естественных наук, позволяют формировать и развивать у них навыки исследовательской (опытнической) деятельности, а последующее награждение дипломами и грамотами за успешное проведение опытов – вызывает у них чувство восторга и личной значимости, «причастности к большой науке».


Вся моя педагогической деятельность
связана с классным руководством в старших классах.
Все 100% выпускников моего 11«М-Э» класса выпуска 2015 года (23 человека) продолжают обучение в ВУЗах:
г. Калининграда - 11 чел, в т. ч.:
- БГА - 1 чел; БФУ им. И. Канта - 7 чел;
- КГТУ – 2 чел; КФ СПбУ МВД РФ – 1 чел;
г. С-Петербург - 6 чел, в т. ч.:
- государственный университет - 1 чел;
- архитектурно-строительный университет – 1 чел;
- медицинский институт им. Павлова – 2 чел;
- политехнический институт – 1 чел;
- высшая школа экономики – 1чел;
г. Москва (училище ФСБ) - 1 чел;
Выехали на учебу за границу – 3 чел. (Польша, Испания, Чехия).

Три выпускника моего класса (Воронцова Екатерина, Мельникова Марина, Смирнова Юлия) окончили лицей с медалью.

В процессе изучения экологизированного курса химии в рамках программ VIII-XI–х классов рассматриваю «Экологию человека» преимущественно в медико-биологическом ракурсе, а «Социальную экологию» – в социально-экономическом. При этом неизбежно происходит слияние подходов. Это понятно – когда предметом изучения является человек, нельзя разделить медико-биологические и социально-экономические аспекты проблемы человека, речь может идти о преимущественном, преобладающем влиянии того или иного аспекта. В целом речь идёт о междисциплинарном подходе.
Такой подход, на мой взгляд, мотивирует старшеклассников к изучению естественных наук, формирует осмысленную профильную ориентацию и позитивный социальный опыт.
Так, за период 2013-2015 годы более 20 человек выпускников лицея связали свою учебу в ВУЗах на химических, биологических и медицинских факультетах с изучением предмета «Химия».

====================
В настоящее время являюсь классным руководителем 10«М-Э» (экономико-правового) класса. Веду их, как классный руководитель, с 2015/2016 учебного года.
Задачи, которые поставила перед собой, как классный воспитатель:
 Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума, создание условий для приобретения ими позитивного социального опыта;
Развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.
Исходя из поставленных задач, выстраивается
«Модель личности – выпускника»,
формированию и развитию, которого посвящена моя
педагогическая деятельность.


























Рис. 13. Модель формирования личности
Моя многолетняя учебно-воспитательная педагогическая деятельность нацелена на реализацию компетентностного подхода в общем образовании. Это ежедневный, кропотливый труд, предусматривающий последовательный процесс развития компетентной личности. Процесс, направленный на формирование у обучающихся системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны.

Исходя из этого, я постоянно веду психолого–педагогический мониторинг класса, внимательно наблюдаю за индивидуальным развитием учащихся, изучаю их интересы, сферы дарований с целью подбора определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
В основе психолого – педагогического мониторинга опираюсь на концепцию индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк, В.С. Мерлин) и концепцию педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк).
Применяю также эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, шкалирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности школьников.
Через реализацию авторской программы «Человек и его здоровье» (См. приложение 10) активно пропагандирую здоровый образ жизни (См. приложение 9).
Большое внимание в работе с учащимися уделяю внеурочной деятельности. Любые мероприятия: экскурсии, школьные мероприятия тематического плана: «День лицея», и др. дают возможность развития творческих способностей, формирования активной жизненной позиции. Воспитание через посильные поручения создают ситуацию успеха.
На основании данных исследований отслеживаю динамику роста, как классного коллектива в целом, так и отдельных учащихся.
Уровень воспитанности в классе довольно высок. В лексиконе учащихся практически отсутствуют грубые слова и выражения. Вредные привычки (курение, употребление спиртного) отсутствуют.

С целью развития системы ученического самоуправления в классе, провожу индивидуальную и групповую работу с активом, в состав которого входят, кроме учащихся, члены родительского комитета. Совместно составляем полугодовой и месячные планы общественно-полезных дел и культурно-познавательных мероприятий.
Рис.14. Заседание актива класса совместно с родительским комитетом. Обсуждение плана
внешкольной работы на учебный год.
Каждый учащийся класса имеет поручение, соответствующее его интересам и индивидуальным особенностям. Все решения принимаются коллегиально, с последующим отчетом о проделанной работе перед коллективом. Класс охотно откликается на участие во всех общешкольных мероприятиях, активен в различных конкурсах, выпусках стенгазет, праздниках. На высоком уровне представили свой класс в областной благотворительной акции «Ты нам нужен».
С целью формирования гражданственности, воспитания патриотизма, привития культуры и сплочения коллектива, я постоянно через актив класса и родительский комитет организую различные тематические экскурсии по историческим местам Калининградской области, связанные с боевой и трудовой славой нашего народа.
Активную помощь и участие в общественной жизни класса принимают родители учащихся (родительский комитет), с которыми я постоянно поддерживаю контакт, посвящаю их в жизнь класса, совместно планируем мероприятия. Классные родительские собрания провожу регулярно в соответствии с планом лицея и по мере необходимости. Практикую приглашение на родительские собрания ведущих учителей-предметников, членов администрации лицея, специалистов медицины, правоохранительных органов и других сфер общественной жизни. Темы собраний разнообразные, однако, ключевые вопросы – это воспитание ребенка, развитие его интересов и творческих способностей, сохранение здоровья, формирование гражданственности и позитивного социального опыта (См. приложение 9 ).

______________________
_________________



Обеспечение высокого качества организации
образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,
в том числе информационных технологий,
в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

На своих предметных уроках, элективных курсах и во внеклассной деятельности использую инновационные формы и методы обучения: - проектный метод обучения (эксперимент, лабораторные опыты и исследования, разработка проектов и т.п.), метапредметные образовательные технологии (метапредметы «Знание», «Проблема», «Задачи»), широко применяю использование современных ИКТ.
На уроках практикую выступления учащихся с использованием ими интерактивных средств. Использование компьютерной презентации дает возможность формирования и развития у старшеклассников мотивации к учению, интерес к изучаемому предмету, а также позволяет развивать уверенность, лексику, ораторские способности.

С целью совершенствования знаний и навыков использования в образовательном процессе ИКТ, я в 2012 – 2014 годах прошла целый ряд курсов и семинаров в системе повышения квалификации при Педагогическом университете «Первое сентября», при Негосударственном образовательном учреждении «Институт современного образования», при Калининградском областном центре информатизации образования, КОИРО, а также в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века» (См. приложение 6).
На уроках, а также при проведении индивидуальных лабораторных работ (с использованием ноутбуков), широко применяю материал «Виртуальная лаборатория 8-11кл.» и другие учебно-методические комплекты. В то же время, не отказываюсь от практических лабораторных работ, где учащиеся проделывают практикум с натуральными веществами.
На уроках использую современные педагогические технологии и интерактивные методики: уровневой дифференциации, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
Более 6-и лет совместно с группой учащихся 8-11 классов принимаю участие во Всероссийском образовательном конкурсе «Интернет-проект «Путешествие в мир химии» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]., а с 2014/2015 учебного года - в Международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по химии в рамках Проекта «ИНФОУРОК» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Выполняем контрольные задания, решаем задачи по химии, обмениваемся творческими электронными ресурсами, разработанными школьниками.
Интернет-олимпиады и Интернет-конкурсы стали одной из составляющих в моей педагогической практике. Они предполагают интеграцию привычной и удаленной форм обучения, где ценны возможности ухода от традиционных стереотипов мышления, наращивание собственного образовательного потенциала, внедрение в процесс обучения таких понятий, как интерактивность, рефлексия, без которых нельзя обучать и воспитывать подрастающее поколение.
Интернет-олимпиады и конкурсы предоставляют мне широкие возможности приобщения детей к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании. Участвовать в них могут все дети, причем как группами, так и индивидуально.
Пример тому - количество учащихся, принявших участие в Международной олимпиаде по химии (2014/2015)- 63 человека; , Международной олимпиаде по химии «Осень», «Зима» (2015/2016) - 52 и 54 человека; I-й Международном конкурсе для школьников и дошкольников «Мириады открытий» (2015/2016) – 49 человек в рамках Проекта «ИНФОУРОК» (См.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приложения 5).
В своей профессиональной деятельности большое внимание уделяю самосовершенствованию и повышению педагогического мастерства, постоянно принимаю участие в различных конкурсах по разработке учебно-электронных ресурсов, разумно использую интересные находки и методики творческих учителей, делюсь своими знаниями и опытом.
В 2014 г. создала личный сайт - «http://Учительский сайт/Гурова-Валентина-Павловна» в сети образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «INFOUROK.ru» (Сертификат №39233).
На сайте опубликованы 19 (девятнадцать) научных статей, презентаций, учебных пособий, методических разработок. По состоянию на 01.04.2016 г. сайт посетили и воспользовались материалами более 4600 человек.



Рис. 15. Сертификат автора сайта Гуровой В.П. и свидетельства
о публикации методических материалов















На основе экспериментальных исследований, подтвержденных педагогической практикой, мною разработаны, апробированы и опубликованы в печати несколько авторских программ и методических пособий (См. приложение 10).
Материалы своей авторской программы «Человек и его здоровье» использую на уроках в 8-11 классах, на элективных курсах и в индивидуальной работе с учащимися и родителями.
Сущность этой программы состоит в том, она имеет здоровьеформирующее и здоровьесберегающее направление и содержит многообразие теоретических занятий (лекции, беседы, дискуссии), практические лабораторные работы (опыты, анализы), экскурсии на природные объекты, лаборатории ВУЗов, предприятия бытового обслуживания и тому подобное, а также выполнение учащимися самостоятельных исследовательских работ.
Цель программы: На базе основ экологических и химических знаний, общего представления об организме человека и конкретизации отдельных вопросов здорового образа жизни, сформировать и развить осмысленную мотивацию учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде.
Программа рассчитана на 72 часа с обязательным выполнением практической части –43 часа – (59%) и состоит их трех блоков (модулей):
«Биохимические основы здоровья» - (24 часа, 8 тем);
«Рациональное питание» - (24 часа, 10 тем);
«Вредные привычки и борьба с ними» - (12 часов, 5 тем);
Каждый блок завершается итоговым занятием для закрепления и оценки качества полученных знаний и умений, формирования собственной модели здорового образа жизни. Все учащиеся должны выполнить исследовательскую (реферативную) работу и специальные учебные задания, направленные на социальную активность в сфере охраны здоровья и мотивации формирования собственной модели здорового образа жизни.
Программа с 2006 года прошла апробацию в старших классах МАОУ лицея №23 г. Калининграда, а также в системе дополнительного образования на базе Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, туризма и краеведения, и МАОУ ДОД «Детско-юношеский дворец на Молодежной» Ленинградского района г. Калининграда.
В 2010 году Программа «Человек и его здоровье» была скорректирована, дополнена новым материалом и представлена на I-й Всероссийский Конкурс на лучшую методическую разработку в номинации «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном учреждении», где стала Победителем и награждена Специальным Дипломом.
(№3-7/177 от 31.08.2011г., Москва - Ярославль).
Второе издание Программы «Человек и его здоровье», сформировано как учебно-методическое пособие, и опубликовано в 2012 году.
(Калининград: Изд-во КОИРО, 2012. – 122 с.).
Программа внедряется в педагогическую практику учителей нашего лицея и других общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей города Калининграда и Калининградской области, в том числе, размещена на электронных образовательных ресурсах: intergu.ru; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и на моем личном сайте «Учительский сайт/Гурова-Валентина-Павловна», в сети образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «INFOUROK.ru»
В 2012 году мною в соавторстве с Гуровым В.А., доцентом кафедры педагогики и психологии КОИРО, было произведено корректирование, наполнение дополнительным материалом и издано вторым изданием методическое пособие по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся «От суммы знаний, умений и навыков – к творческому исследованию» (Калининград: Изд-во КОИРО, 2012. – 72 с.).
Данное методическое пособие - это продукт наших теоретических изысканий и многолетней практической педагогической деятельности с эффективным использованием современных образовательных технологий на основе принципов компетентностного личностно ориентированного образования, в том числе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Учебно-методическое пособие «От суммы знаний, умений и навыков – к творческому исследованию» было представлено на II-й Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку в области творческого воспитания детей и подростков, где оно стало Победителем и награждено Дипломом I степени. (№78/008/11-12, Москва - Ярославль, 2012 год).
Кафедрой педагогики и психологии КОИРО в системе повышения квалификации работников и специалистов образования организован образовательный модуль «Проектный метод в предметном обучении», в основу которого положено методическое пособие «От суммы знаний, умений и навыков – к творческому исследованию».
______________________
_________________


Наличие собственной методической системы,
апробированной в профессиональном сообществе

Мною сформирована собственная методическая система преподавания химии, в основу которой положена концепция развития компетентности и индивидуальных способностей, и, в первую очередь, – развитие интеллектуальной и мотивационной сфер учащихся. Особое внимание уделяю формированию универсальных учебных действий и развитию ключевых компетенций у обучающихся. Широко использую методы самоуправления, создавая ситуацию успеха.
Результаты исследований и экспериментов, а также эффективность предложенной мною системы преподавания химии с экологическим аспектом и модели формирования мотивационной компетентности легли в основу научной работы и диссертационного исследования на тему: "Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе".
Более 20 лет руковожу педагогической практикой студентов Химико-биологического института (специальность «химия») БФУ им. И. Канта. Постоянно участвую в реализации практикума для студентов по методике преподавания химии.
С целью обмена опытом работы, свои методические достижения и творческие находки я стараюсь широко пропагандировать в печати, публичных выступлениях на различных педагогических форумах, заседаниях методических объединений; провожу открытые уроки и мастер-классы, выступаю с докладами и презентациями на научно-практических конференциях международного, федерального и регионального уровня (См. приложения 2; 7; 8).
В рамках курсов повышения квалификации при Методическом центре МАУ г. Калининграда за последние три года дала следующие открытые уроки и презентации:
«Создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта» - 2012/2013 год ;
«Психолого-педагогические условия формирования и развития мотивационной компетенции у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе» - 2013/2014 год;
«Применение методических приемов и организационных схем в рамках метапредмета «Задача» - 2013/2014 год.

В соответствии с планом работы кафедры естественных наук лицея №23 дала несколько открытых уроков и презентаций:
Таблица 8
год
Где выступала
Тема выступления

2012/2013
МАОУ лицей №23
Открытый урок (10 класс)
«Химия и экология»


Заседание кафедры естественных наук МАОУ лицея №23
«Перспективы развития школьного образования в свете модернизации законодательства РФ в рамках ФГОС».
«Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения»



2013/2014
Расширенное заседание методического Совет лицея
Исследовательская работа в рамках школьной конференции «Прошлое, Настоящее, Будущее» «Педагогические идеи и деятельность Д.И. Менделеева»


Заседание кафедры естественных наук МАОУ лицея №23 «Метапредметный подход в обучении».
«Применение методических приемов и организационных схем в своей педагогической практике в рамках метапредмета «Задача»

2013/2014
Заседание кафедры естественных наук МАОУ лицея №23
«Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС»
«Формирование научного стиля мышления на уроках в рамках мотивационной компетентности в свете ФГОС второго поколения»


МАОУ лицей №23
Открытый урок с элементами эксперимента
Открытый урок – практикум (10 класс)
«Продукты питания. Углеводы. Качественные реакции на глюкозу, глицерин, крахмал»


Мои педагогические наработки (научные статьи, доклады, учебно-методические пособия и другой дидактический материал) опубликованы в ряде педагогический и научных изданий, а также на электронных образовательных сайтах (Приложение 2).
С 1994 года и по настоящее время (22 полных года) я возглавляю методическое объединение учителей естественного цикла лицея №23 в должности заведующей кафедрой естественных наук. Кафедра объединяет учителей химии, физики и биологии, всего - 10 человек. На заседаниях кафедры обсуждаются инновационные формы обучения учащихся естественным наукам, проводятся открытые уроки для профильных учителей естественного цикла лицея и школ города. Организовано постоянное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом химико-биологического и физико-математического институтов БФУ им. И.Канта, организуются встречи и круглые столы с привлечением ученых и преподавателей ВУЗов, специалистов органов управления образованием по обсуждению вопросов модернизации и приоритетов образования на современном этапе развития общества и т.п. Являюсь постоянным членом научно-методического Совета лицея.
Свой опыт работы в качестве заведующей кафедрой, а также теоретические основы и практические советы по организации методической работы в школьных профессиональных педагогических объединениях изложила в соавторстве с В.А. Гуровым, доцентом КОИРО, в методическом пособии «Научно-методическая работа в школе, Аспект организации» (Калининград, Изд-во КОИРО, 2011. – 84 с.).
______________________
_________________


Обеспечение непрерывности собственного
профессионального развития
Вся моя профессионально-педагогическая деятельность – это стремление к творческому поиску, достижению высокого уровня педагогического мастерства.
Имею ВЫСШУЮ квалификационную категорию (1998 год) бессрочно, как заслуженный учитель Российской Федерации (аттестационный лист от 19.10.1998, приказ от 20.09.1999 №529).
Кандидат педагогических наук. Диссертационное исследование на тему "Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе" защитила в 2005 году на диссертационном совете Д212.084.03 при Калининградском государственном университете (БФУ им. И. Канта) (Диплом от 15.06.2005 №156800).



Мой труд, как педагога, оценен различными государственными и отраслевыми наградами (См. приложение 4):

1. «Почетная Грамота Министерства образования РСФСР», (1990 г.);
2. «Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ» (2006 г.);
3. «Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ» (2010 г.);
4. Медаль «Ветеран труда», (1991 г);
5. Знак: «Отличник народного просвещения», (1991г.);
6. Почетное звание: «Заслуженный учитель РФ», (1998 г.);.


За весь период своей профессиональной деятельности неоднократно награждалась Дипломами, Грамотами, Благодарственными письмами (всего более 60 наград) от Губернатора Калининградской области, Окружного Советов депутатов Калининграда, Министерства образования Калининградской области, Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» и от других государственных образовательных и общественных организаций. В том числе за три года (Приложение 3).
Моя кандидатура на участие в Конкурсе поддержана профессиональным педагогическим сообществом, родительским и ученическим сообществом:
кафедрой естественных наук МОУ лицея №23;
Советом МОУ лицея №23;
Профессорско-преподавательским коллективом химико-биологического института БФУ им. И. Канта, в лице доцента, кандидата химических наук Долгань Е.К;
Профессорско-преподавательским коллективом Высшей школы педагогики БФУ им. И. Канта, в лице профессора, доктора педагогических наук Гребенюк Т.Б. ;
родительским комитетом и ученическим сообществом. (Письма поддержки – в приложении).
Постоянно принимаю участие в различных по уровню профессиональных конкурсах:
- 2012/2013 год – Победитель II Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку в области творческого воспитания детей. За разработку методического пособия по организации проектной деятельности в школе «От суммы знаний, умений и навыков – к творческому исследованию»;
- 2014/2015 год - Победитель V Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку в области творческого воспитания детей. За разработку программы образовательного модуля повышения квалификации работников образования «Проектный метод в предметном обучении учащихся в условиях перехода на ФГОС нового поколения»;
- 2014/2015 год - Победитель Международного креатив-фестиваля методических разработок «Инновации будущего» За разработку методического пособия по организации проектной деятельности на уроках химии.
Повышение квалификации за последние три года проходила при Педагогическом университете «Первое сентября», Негосударственном образовательном учреждении «Институт современного образования», «Центре информатизации образования», КОИРО, а также в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века». (См. приложение 6).
Мое участие в обучающих педагогических конференциях, семинарах и других мероприятиях отражена в (Приложениях 7, 8).
Постоянно принимаю участие в работе различных по уровню комиссий:
- по проверке знаний учащихся - участников олимпиад школьников по химии муниципального и регионального уровня (Приказ Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» от 12.11.2014 №ПД-КнО-1345;
- региональной предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся (Приказ Министерства образования Калининградской области от 31.03.14 № 244/1);
- в качестве эксперта в проведении аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию (Приказ Министерства образования Калининградской области от 14.12.2010 №815);
- в качестве эксперта мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю (Свидетельство об аккредитации от 24.06.2013 №452)
- в качестве эксперта для участия в работе экспертного совета по осуществлению процедур мероприятия «Денежное поощрение лучших учителей» (Письмо от 20.04.2015 № 3515).
Принимаю активное участие в общественной жизни лицея. С 2002 года являлась членом Совета лицея, а с 2008 года и по настоящее время – возглавляю Совет лицея.
______________________
_________________

Вся моя жизнь и трудовая деятельность посвящена главной миссии педагога – на основе синтеза собственных знаний и умений формировать целостное мышление обучающихся, в равной мере привнося в этот процесс достижения учёного и методолога,  своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности решать задачи всестороннего развития детей.
Я верю в безграничные возможности каждого обучающегося, верю, что каждый из них несет в себе свой путь, свою миссию. Эта вера является источником для моей оптимистической и творческой профессиональной деятельности.


Учитель ________________ В.П. Гурова










13PAGE 15


13PAGE 143015



Экологическое образование на основе базовых химических знаний и умений

Обучение учащихся правильному поведению

УЧАЩИЕСЯ

Работа с конфликтом интересов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
(КАК ПРОБЛЕМА В ПРИРОДЕ)

(КАК ПРОБЛЕМА В ПРИРОДЕ)

Труд
Готов к профессиональному образованию;
Адекватно оценивает свои
реальные и потенциальные возможности;
Умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты

Культура
Владеет основами коммуникативной культуры личности;
Понимает сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей;
Умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;

Семья
Внимательный, заботливый
сын (дочь);
Умеет создавать уют в доме, проявлять заботу о членах семьи;
Стремится к расширению знаний и умений в создании семейного очага





Знание
Испытывает потребность в
знаниях;
Умеет учиться, способен к
самообразованию;
Ориентируется в
общественно
политической и
экономической жизни
страны, имеет свою оценку происходящих событий


Отечество
Знаком с национальной культурой, традициями
страны;
Знает и уважает
государственные символы;
Обладает такими
качествами как
гражданственность и
патриотизм, чувством
ответственности;
Активно участвует в
общественной жизни
организации;
Является законопослушным гражданином

Выпускник-
личность

Человек
Уровень сформированности установок на здоровый образ жизни;
Осознает здоровье как одну из основных жизненных ценностей

Земля
Понимает и осознает экологические проблемы;
Активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем

Рис.16. Группа учащихся 9 «Л» класса - победители олимпиады по химии
Проекта «ИНФОУРОК» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
(2014-2015 год).