Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 49
___________ (И. В. Юрьева)
«____»___________ 2015 г.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Составила:
Педагог-психолог
МОУ СОШ №49
Маширова Л. К.
г. Копейск
Актуальность программы
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Качественные изменения, происходящие в системе образования России, направлены на формирование особой культуры поддержки и помощи обучающихся в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогического сопровождения, способствующего развитию личности и позитивной «Я – концепции». Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся, их успешное обучение и развитие в социально-педагогическом пространстве образовательной среды, поэтому ФГОС ООО содержат новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, развивающие способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В связи с этим возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система направлена на формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Программа рекомендована для реализации в образовательных учреждениях, занимающихся опережающим введением ФГОС ООО, а также заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, школьным психологам и социальным педагогам, занимающимся вопросами развития личности учащихся.
Пояснительная записка
Качество образования на современном этапе понимается как уровень межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в образе модели будущей жизненной ситуации. Таким образом, целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую составляющую, как умение учиться.
Разработка программы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. При этом приоритетной целью новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Данная цель осуществима через решение важнейшей задачи современной системы образования по формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», формированию способности к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов.
При этом первостепенную роль играют:
личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения отслеживается:
успешность деятельности учащегося;
осуществление деятельности без нарушений физического и психического здоровья;
удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности и рассматривается как систематическая деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся, их успешное обучение и развитие в социально-педагогическом пространстве образовательного учреждения. На основе данного подхода и была разработана программа психологического сопровождения образовательного процесса в школе, в которой раскрывается содержание и процедура психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО.
Цель: создание оптимальных социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях введения ФГОС ООО.
Задачи:
защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
профилактическая работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, педагогов, родителей.
Программа рассчитана для учащихся с 5 по 9 класс.
Сроки реализации программы 5 лет.
Этапы реализации программы:
I этап - подготовительный
поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).
II этап – практический
введение в школьную практику (школ - экспериментальных площадок) проведения психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО;
поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-педагогического сопровождения;
создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;
корректировка системы психолого–педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО;
определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
III этап – корректирующий
обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО;
определение перспектив дальнейшего совершенствования психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО.
IV – обобщающий
итоговый мониторинг результатов психолого–педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО;
анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении.
Ожидаемые результаты:
Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
Сформированность универсальных учебных действий включает три основных блока:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- морально-этическая ориентация.
Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Успешная адаптация и социализация выпускников школы.
Создание мониторинга психологического статуса школьника.
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Механизм экспертизы программы: Итоговый мониторинг интеллектуального и личностного развития обучающихся по окончании основной школы, портрет выпускника основной школы.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся
в рамках введения ФГОС ООО.
1. Профилактическое направление связано с предупреждением возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В ходе психопрофилактической работы осуществляется:
решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей;
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
2. Диагностическое направление направлено на выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Консультативное направление – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учителя, обучающиеся, родители; может быть индивидуальной и групповой.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности.
Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающее направление – индивидуальная или групповая работа по формированию потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционное направление – индивидуальная и групповая организация работы, прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Коррекционная работа направлена на уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Просветительско-образовательное направление способствует формированию потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития, созданию условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, приобщению педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре.
Профориентационное направление позволяет сделать процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным. Работа направлена на самопознание и самоопределение, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей, результатом которой становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов жизненного пути.
ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС основного
общего образования
Класс Направление деятельности УУД Срок проведения Предполагаемый результат
1. Психолого-педагогическая диагностика
5 класс 1. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской в 5 классах Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные I этап
Октябрь–
ноябрь
II этап Апрель– май Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска
2. Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. ЯсюковойПознавательные Сентябрь Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД
3. Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. ЯсюковойПознавательные
Сентябрь Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД
4. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн Личностные Октябрь Изучение самооценки
5. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. ЛускановойЛичностные Ноябрь Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД
6. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.ФотековаПознавательные Ноябрь Изучение сформированности словестно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД
7. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» Личностные Октябрь Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД
8. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л. А. ЯсюковойРегулятивные Ноябрь 2. Консультационная и просветительская работа
1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников. По запросу сентябрь - апрель 2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов В течение года Повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе
3. Коррекционно-развивающая работа
1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь – апрель
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны
2. Цикл тренинговых занятий (3 занятия) «Я пятиклассник!» Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь, декабрь Развитие самосознания и рефлексивных способностей
3. Курс О.И. Александровой «Здоровье и благополучие детей – общая забота школы и родителей» Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь – май Развитие самосознания и рефлексивных способностей
4. Курс Г.К. Селевко «Познай себя» для учащихся 5 классов. Данная программа открывает серию «Самосовершенствование личности» Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь – май Развитие основных качеств личности
5. Курс психологии для учащихся 5 классов «Психология» Дубровиной И. В., Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь – май Развитие самосознания и рефлексивных способностей
6. Курс А.И. Савенкова «Путь в неизведанное» (проектная деятельность) Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь – май Развитие исследовательских способностей учащихся
4. Аналитическая работа
Апрель (по результатам сформированности УУД Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
1. Психолого-педагогическая диагностика
6 класс Пакет методик (приложение 2) ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Ноябрь-декабрь Изучение сформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД.Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД
2. Коррекционно-развивающая работа
Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе.Занятия рассчитаны на работу с младшими подростками, учащимися 5 -6 классов. На групповых занятиях подростки учатся разбираться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать ответственность на себя за свои поступки. ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Сентябрь – май Развитие самопознания и самовоспитания школьников, совершенствование их общения со взрослыми и сверстниками
3. Аналитическая работа
Апрель (по результатам сформированности УУД) Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении
1. Психолого-педагогическая диагностика
7 класс Пакет методик (приложение 2) ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Сентябрь – май Изучениесформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД.Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД
2. Коррекционно-развивающая работа
Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. (7-8 класс). Занятия посвящены наиболее актуальным темам для подросткового возраста. Основная цель занятий – помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Сентябрь – май Развитие способности эффективного взаимодействия, повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции учащихся
3. Аналитическая работа
Апрель (по результатам сформированности УУД) Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении
1. Психолого-педагогическая диагностика
8 класс Пакет методик (приложение 2) ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Февраль- март Изучениесформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД.Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД
2. Коррекционно-развивающая работа
1. Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. (7-8 класс). Занятия посвящены наиболее актуальным темам для подросткового возраста. Основная цель занятий – помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Сентябрь – май Знакомство с процессами самоутверждения личности в нравственной, социальной, творческой сферах и полоролевом поведении
3. Аналитическая работа
Апрель (по результатам сформированности УУД) Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении
1. Психолого-педагогическая диагностика
9 класс Пакет методик (приложение 2) ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Декабрь Изучениесформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД.Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД
2. Коррекционно-развивающая работа
«Учимся выбирать профиль обучения» Меттус Е.В., Турта О.С.Занятия курса помогут разобраться в своих желаниях, оценить свои возможности, увидеть перспективы профессионального будущего. ЛичностныеКоммуникативные РегулятивныеПознавательные Сентябрь – май Определение подростками своего «Я» в мире профессий.
3. Аналитическая работа
Апрель (по результатам сформированности УУД) Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении