Статья«Создание экологических проектов , как средство обеспечения метапредметных результатов в организации образовательного процесса по географии»
Статья
Учителя географии
ГКООУ «Волгоградская санаторная школа – интернат «СОЗВЕЗДИЕ »»
Родиной М.В.
«Создание экологических проектов , как средство обеспечения метапредметных результатов в организации образовательного процесса по географии»
«Создание экологических проектов, как средство обеспечения метапредметных результатов в организации образовательного процесса по географии»
В связи с современными требованиями ФГОС, перед каждым учителем встает проблема поиска новых путей их реализации. Наиболее перспективным методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является проектная деятельность.
В своей работе я использую разные виды проектов, но, для обеспечения метапредметных результов более широко применяю экологические проекты. Это обусловлено их основными принципами: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход, единство интеллектуального и эмоционального начал в процессе изучения и улучшения окружающей среды. Поэтому при создании эко проектов идет процесс освоения обучающимися на базе нескольких учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Например, при создании проекта «Проблемы экологической рекламы в Волгограде», учащимся пришлось использовать знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства, информатики, театра для создания своей экологической рекламы. Без математических расчётов не смогли обойтись ученики в таких проектах, как «Уходя, гасите свет! (проблемы энергосбережения)», «Проблема бытового мусора». Знания по химии очень понадобились в проектах «Экология дома», «Где воздух чище, трава зеленее? (экологический рейтинг районов Волгограда) ». Умения, полученные на уроках труда, помогли ученикам в проекте «Проблема бытового мусора» не только теоретически обосновать возможность вторичного использования мусора в быту, но и практически создать полезные вещи из мусора.
А при создании проекта «Глобальное потепление: миф или реальность?» ученики изучали исторические хроники времен Великой Отечественной войны, сравнивая в них описания климата с современным. Большинство эко проектов опирается на знания географии, биологии. Оформление любого проекта невозможно без умений, полученных на уроках информатики, музыки, изо.
Экологические проекты помогают мне реализовать основную концепцию ФГОС-системно – деятельностный подход и его основные принципы: деятельности, непрерывности, целостности, творчества. Создают условия для развития личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Так как эко проекты, как никакие другие, порождают у ребенка стремление к активной творческой практической деятельности. Например, поиск, сбор информации в разных источниках, организация и проведение необходимых экспериментальных исследований, критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах). Так при работе над проектом «Проблема бытового мусора» ученики на протяжении месяца изучали состав и количество своего бытового мусора, проводили расчеты, сколько 1 человек в среднем выбрасывает мусора за день, неделю, месяц. Изготавливали из мусора полезные вещи. Разрабатывали рекомендации по уменьшению бытового мусора. Обширную деятельность провели создатели проекта «Проблемы экологической рекламы в Волгограде»: обследовали весь город, газеты, телепрограммы Волгограда на наличие экологической рекламы, выявив её отсутствия, создали сами плакаты, видеоролики, видеофильм. И самый главный результат-после создания проектов у многих учащихся происходит изменение социальной позиции с пассивной на активную - понимание, что их участие даже в малых делах помогает решению многих экологических проблем.