Выступление на педсовете на тему Развитие критического творческого мышления учащихся в условиях гуманизации образовательного процесса
Выступление на педсовете
Развитие критического творческого мышления учащихся
в условиях гуманизации образовательного процесса
(Из опыта работы руководителя МО учителей русского языка и литературы
Каспарян Елены Тевановны,
МБОУ лицей №3
г.Минеральные Воды)
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.
А основным смыслом образования в этом становится развитие личности. Это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка. Гуманизация требует установления связей сотрудничества. Такая переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя.
Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это даёт возможность учащимся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.
Индивидуально-творческий подход осуществляется, конечно, и на уроках русского языка и литературы. Большое значение для развития творческой личности имеет непрерывность процесса гуманизации: начиная с 5-го класса, ребёнок должен быть, вовлечён в исследовательскую, творческую деятельность. Так, учитель Барабанова И.В. активно использует такую форму работы, как творческие диктанты, творческие работы, например, используя рифмы, написать стихотворные строки:
…лица …братцы …старается
…мыться …браться …получается);
свободные диктанты, выборочные изложения (сочетая эти задания по русскому языку с литературным материалом – библейскими легендами и древнегреческими мифами), изложения с дополнительным заданием
(предположить продолжение текста и дописать рассказ В.Бокова «Пеструкин»).
Развивая творческое мышление учащихся, мы ориентируем их не столько на изучение известного, сколько на «приращение» к нему нового, на отношение собственного «продукта». Так, ученики 6кл. Слепеньковой А.В. готовят вместе с учителем творческие проекты по литературе, связанные с произведениями Ж. Верна, составляют кроссворды, викторины по литературным произведениям, участвуют в уроках-концертах.
На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же, что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Применительно к образованию это означает гуманизацию, предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству, человеколюбие в обучении и воспитании, ориентация на ребёнка, его потребности и психологические особенности. В целях осуществления этих принципов учитель Каспарян Е.Т. в качестве основного метода на уроках литературы использует диалог, работу в парах и в творческих группах. Такая форма работы позволяет вырабатывать умения сотворчества, сотрудничества, сопереживания. Каспарян Е.Т. тесно сотрудничает с психологом лицея, создаёт на уроках атмосферу комфорта, успешности, реализует возможности учащихся.
Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берёт на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем. Авторитет учителя зависит не только от его работы на уроках, но и от работы с учащимися во внеурочное время. Учителя МО русского языка и литературы активно реализуют программу сотрудничества с Центральной Городской библиотекой «Литературный гид». Целью этой программы является развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста, создания «художественной атмосферы», увлекательной игровой деятельности, встречи с интересными людьми. Учитель Агапова Н.А. руководит драматическим кружком. По данным анкетирования внутри лицея атмосфера наибольшей доброжелательности присутствует на уроках учителя Тотровой А.С.
Многие члены МО сотрудничают с НОУ. На открытом заседании литературной секции выступали учащиеся 10 и 11 кл. (учителя – Агапова Н.А., Слепенькова А.В.).
Общество нуждается в личностях ярких, самодостаточных, испытывающих потребность в активной деятельности, способных к осознанному выбору, а такую личность может воспитывать только школа гуманистической ориентации.