Преемственность дошкольного учреждения и начальной школы как условие повышения качества образования при переходе на новые образовательные стандарты



Преемственность дошкольного учреждения и
начальной школы как условие повышения качества
образования при переходе на новые образовательные
стандарты


Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Необходимо заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы : - совместная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т. к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно - развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Наше сотрудничество с детским садом «ТЕРЕМОК» началось более 10 лет назад.   Анализируя  состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что большинство из них – воспитанники детского сада "ТЕРЕМОК ".  За многие годы картина не изменилась.         
  Так в  2012-2013 учебном году выпускники детского сада №4 составили 48% первоклассников, в 2014-2015 учебном году – 53%, в 2015 – 2016учебном году – 70% первоклассников. Поэтому в нашем сотрудничестве были одинаково  заинтересованы обе стороны.
   В то  время  мы поняли необходимость по-новому  взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как между ними не существовало надёжной связи. Преемственность в нашей  деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных  программ. Она должна была охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе), но и воспитания.
Не всё сразу получалось гладко, приходилось браться  за многие незнакомые аспекты, совершенствуя совместную деятельность год от года.    Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) мы постарались свести к минимуму, чтобы  востребованность образования, полученного ребёнком в детском саду была ощутима  и  для педагогов, и  для родителей.  Ведь не секрет, что готовность к школе родителями часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а то, что у ребёнка могут быть не сформированы к 6-7летнему возрасту  фундаментальные личностные качества, рассматривается как второстепенная задача.  Но хороший учитель  всегда знает, что именно они (эти качества) и  служат  основой успешности школьного образования.
Таким образом, приоритеты были определены и сейчас мы чётко можем сформулировать   цель нашего взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса,  социокультурная адаптации дошкольника к условиям новой социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка.
 Наша задача - совместно разрабатывать и реализовывать модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
В реализации преемственности ДОУ и начальной школы мы  выработали для себя ряд условий:                         
сохранение самоценности каждого   возрастного этапа  развития ребёнка
обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
согласованность программ ДОУ и начальной школы;
сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);устранение дублирования программ;
сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
 необходимость уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);
Изучив все проблемы готовности детей к школе, их адаптацию и успешность в обучении, была разработана программа  совместной деятельности. 
165735344805Объединённый методический совет (зам.директоров ДОУ и начальной школы, руководитель м/о начальной школы, логопед, психологи)
Объединённый методический совет (зам.директоров ДОУ и начальной школы, руководитель м/о начальной школы, логопед, психологи)
Схема работы в программе сотрудничества ДОУ №4 и ОШ І-ІІІ ст.№2
2575560271145
165735205739Совместное методическое объединение воспитателей ДОУ и
учителей начальных классов
00Совместное методическое объединение воспитателей ДОУ и
учителей начальных классов

26803354451359658354451352680335378460
4185285408304Связь с родителями дошкольников и младших школьников (родит.собрания, индивид. встречи)
00Связь с родителями дошкольников и младших школьников (родит.собрания, индивид. встречи)
165735436880Изучение программ ДОУ и начальной школы
00Изучение программ ДОУ и начальной школы
2013585427355Изучение работы воспитателей ДОУ и учителей начальной школы(обмен опытом)
0Изучение работы воспитателей ДОУ и учителей начальной школы(обмен опытом)

41852851314450Проведение совместных мероприятий(ДОУ+школа+родители)
00Проведение совместных мероприятий(ДОУ+школа+родители)
4061460111442500517588511144253308985981075001657351209675Посещение занятий в ДОУ
00Посещение занятий в ДОУ
21183601209675Посещение уроков в начальной школе
Посещение уроков в начальной школе
1403985942975918210904875
525208555181529279853041651022985304165
232410116840Диагностика результатов преемственности по целям и задачам общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков
Диагностика результатов преемственности по целям и задачам общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков

2994660239395
556260324485 Совместный педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов
Совместный педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов

   В нашей работе мы применяем  следующие технологии  на основе личностной ориентации  педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно-личностная  технология;
- технологии на основе  активизации деятельности учащихся:  игровые, проблемное обучение,
- технология коммуникативного обучения.
- технология уровневой дифференциации.
Знакомство с нашими будущими учениками происходит задолго до того, как они становятся воспитанниками подготовительной группы.  Педагоги, администрация нашей школы приходят на праздники, воспитательные мероприятия в этот детский сад по нескольку раз в год.
Воспитанники детского сада приходят в школу на экскурсии , с удовольствием посещают учебные кабинеты, библиотеку. Это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Когда дети становятся постарше – начинается более кропотливая работа: подготовительные занятия, мониторинг сформированности психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе, психологическое сопровождения детей, нуждающихся в коррекции, консультации с родителями. 
По итогам работы  психолога детского сада каждый год  мы имеем перед собой реальную картину уровня готовности наших будущих первоклассников к  обучению в школе.
С результатами диагностики, проводимой в детском саду,на школьном уровне создаётся система взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Проведя все необходимые консультации, анкетирования, собеседованиясоставляем программу коррекции по адаптации детей к школе. Эта программа включает в себя следующие действия.
Индивидуальные беседы с родителями первоклассников об особенностях развития ребёнка 6-7 лет.
Родительский тренинг ( психологическая подготовка родителей к новой социальной роли)
Анкетирование родителей для выявления уровня адаптации ребёнка к школе.
Цикл занятий с детьми ,,Введение в школьную жизнь”.
Заполнение учителями опросника.( психологический анализ особенностей ребёнка)
Обработка психологами опросника, заполненного педагогом.
Проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и низкий уровень дезадаптацииЗаранее зная детей, их  возможности,  и потенциал, мы формируем обычно 3равных по способностям класса. В конце адаптационного периода психологи проводят диагностику комфортности пребывания первоклассников в школе.
За успешностью своих выпускников сотрудники детского сада следят на протяжении всех школьных лет. Каждый год для методической и психологической службы детского сада мы проводим мониторинг успеваемости их выпускников.  На совместных педсоветах обсуждаем результаты, намечаем пути к устранению пробелов, трудностей.
        Дети приходят к нам в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы со своей учительницей. Им не приходится привыкать к её требованиям, манере общения, технике речи.        
А сколько времени экономит на уроке учитель во время адаптационного процесса у первоклассников! Заранее известно кто правша, кто левша, кого с кем нужно посадить, кто как умеет держать ручку или карандаш  и много других мелочей, которые могут вносить сумятицу в учебный процесс. 
Согласованная и дружная работа с наших педагогов, психологов позволяет  оценить   адаптацию первоклассников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.  Данные ежегодного мониторинга показывают, что среди выпускников детского сада №4 дезадаптированных детей нет уже на протяжении 5-ти лет.
Сотрудничество с детским садом не заканчивается в начальной школе.  Родители с удовольствием оказывают шефскую помощь малышам и воспитателям ( помощь в организации выставок, выступлении, концерты и т.д.)
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.