Рефлективное размышление о введении изменений в собственную практику.


Агаджанова Ш.С., завуч методист
Рефлективное размышление о введении изменений в собственную практику.
Проведение исследования на собственной практике в школе преследовали следующие цели: направленность, планирование урока, провести собственную практику преподавания для улучшения процесса обучения в классе. Используя и применяя 7 модулей Программы можно увидеть, что все модули используются в комбинированном виде на уроках. Каждый модуль преследует свои цели и задачи ,которые могут дать эффективный результат в процессе обучения. Планируя урок, внедрила и применила новые подходы в преподавании и обучении, чтобы состоялся диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Диалог – это разговор, беседа двух реже нескольких человек. Он способствует интеллектуальному развитию учеников. Взаимопонимание и тесное сотрудничество между одноклассниками, учениками и учителем приносит большую пользу. Ученики выражая свое понимание темы, осознают, что идеи могут быть разными , а учитель наблюдая за учениками понимает на какой стадии находятся ученики в процессе обучения .С целью применить первый модуль учителю необходимо создать группы в классной комнате, который преследует свои определенные цели и задачи урока. Во время практической работы в школе первые группы создавались по инициативе учащихся ,наблюдая за создавшейся группой на первом уроке убедилась в том ,что ученики в группах были пассивными ,не было интереса к теме так как ,в одной группе оказались лидеры класса. На следующих уроках поменяла группы ,чтобы в каждой группе оказался хотя бы один лидер. Для этой работы использовала ребусы, загадки, занимательные игры. Этот вид работы показал результаты и дал возможность раскрыться каждому ученику индивидуально, ученики проявили активность. Лидеры в свою очередь проявили высокую активность, они самостоятельно избирали отвечающего и защищающего проект на заданную тему, записывали ключевые слова на постерах, чтобы не ошибаться при ответе, ответы учащихся были четкими, ясными, краткими.Некоторые дополнялись ответами из других групп. Считаю , что создав благоприятные условия в классной комнате, в группе состоялся диалог между учениками и учителем, общение способствовало развитию саморегуляции .
Главная задача урока чтения – научить учащихся читать сознательно и выразительно. Наибольшие трудности в проведении самостоятельной работы учащихся учитель встречает ,организуя работу над содержанием прочитанного.Задача тут состоит в том ,чтобы провести многократное чтение, но каждый раз на новом уровне в усвоении содержании прочитанного, определений его художественных особенностей. Активному и самостоятельному восприятию читаемого материала содействует постановка так называемых логических заданий. Эти задания выполняли через обучение критическому мышлению на основе диалога. В основе этого модуля лежит трехфазовая структура урока: пробуждение, осмысление, рефлексия. На уроке наблюдались, что учащиеся на фазе побуждения не прикладывали значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную работу.
Поэтому на уроке необходимо и важно, чтобы каждый принимал участие на фазе побуждения, который способствует актуализации имеющихся знаний, систематизации полученной информации. Групповая форма работы позволила услышать другие мнения, обмен мнениями способствовал выработке новых идей. На фазе осмысления дети строго придерживались дозировки времени, требуемые основными правилами урока. Дети увлеченно работали с текстом, находили правильные ответы к предложенным заданиям. На фазе рефлексии учащиеся систематизировали полученную информацию. Каждая группа презентовала тему в виде постера, кластера , синквейна, расширили свой словарный запас. Учитель в свою очередь стимулировал рефлексию с помощью вопросов.
В практической деятельности использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения.
В настоящее время в мире идет становление новых национальных систем образования, ориентированных на взаимную интеграцию в рамках единого информационно- образовательного пространства. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно –воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество.
Компьютерные технологии не должны быть просто новым дополнительным инструментом в обучении, а призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Особенности информационных технологий на современном этапе в отношении образования:
1.Широкий быстрый доступ к информации;
2.Увелечение скорости информационных потоков;
3.Рост пользователей информационных сетей;
4.Наличие «информационного мусора» и некорректной информации;
5. Постоянное изменении информационных технологий.
Эти особенности привели к тому, что несмотря на то, что учителя и ученики имеют равный доступ к информации, ученики порой опережают учителей в освоении новых информационных технологий и компьютерных новинок. При этом ученики не имеют четких критериев ориентации в информационном пространстве и, как выявлено во многих исследованиях, используют компьютеры в основном для игр и развлечений.
Количество учеников, умеющих пользоваться компьютером, увеличивается в геометрической прогрессии, и эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как показывают исследования, познавательные, в частности, образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно. На практических уроках модуль «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения «превзошел ожидаемые результаты, в классе практически все умеют и владеют компьютером , были подготовлены и защищались слайды на определенные темы. Ребята, подобрав соответствующий материал, предварительно показали учителю. Слайды получились очень интересные , конкретно отражена тема урока, они помогли в течении урока раскрыть тему. Сетевые технологии, базирующиеся на использование сети Интернет обеспечили учеников материалом при работе над словарной работой после текста, при работе с незнакомыми словами из текста , при подборе пословиц и поговорок о дружбе к классному часу. Этот модуль развивает и поощряет творческий потенциал учащихся и совершенствует процесс преподавания, повышает его качество.
По внедрению модуля «Оценивание для обучения» показывают, что дети готовы к оценке своих одноклассников. Важно ,чтобы правильно направил учащихся к выполнению этого задания ,которая требует ответственности за поставленную оценку. На первом уроке дети испытывали затруднения, поэтому пришлось найти новые способы и формы оценивания.
На уроках в круговом журнале предложила маршрутный лист оценки за выполненное задание. От учащихся , которые давали оценку требовалось сосредоточить внимание при ответах, чтобы оценки были объективными. Результаты были положительными и оценки с пояснениями.
Работа с талантливыми и одаренными учащимися дает право задать вопрос: Какие бывают способности? Способности различаются и по уровню их развития. Высшую ступень развития способностей называют талантом, а особенно талантливых, великих деятелей называют гениями. Способности можно и нужно развивать, т.к. способности не получают готовом виде от учителей, их вырабатывают, формируют своими собственными силами. Для развития способностей нужен упорный труд. В зависимости от преобладания тех или иных общих способностей различают три типа :1 мыслительный –особенно хорошо развиты умственные способности ;2 художественный-особенно хорошо развиты способности ,связанные с воображением и чувствами 3 средний –примерно в равной степени развиты и те и другие способности.
В 6Д классе были выявлены все три типа способностей, которые развивала на протяжении проводимых уроков. Для развития умственных способностей разрабатывала задания, которые включают поисково –исследовательский метод и развивает самостоятельность. Для развития воображения и чувств задания творческого характера. У учащихся с равными способностями предлагала задания в виде индивидуальной работы
Учет возрастных особенностей –один из основополагающих педагогических принципов .
По учету возрастных особенностей при планировании урока учитывался класс, возраст ,учебная нагрузка ,форма и методы учебной деятельности. Все эти особенности влияют на результат и на качество урока.
Есть необходимость совершенствовать не только педагогическое мастерство, но и компетенций в области управления образовательным процессом, школой и развития лидерских качеств
Усовершенствуя свою практику в школе я планирую изучить в более развернутом виде литературу, в котором подробно излагаются темы Программы 7модулей.