Открытый урок по технологии на тему Современный этикет (7 класс)
МБОУ СОШ № 15
г-к. Кисловодска
Современный этикет
открытый урок по технологии
для учащихся 7класса
Автор : учитель технологии
МБОУ СОШ № 15
Джербашьян Альбина АветисовнаТема урока: Современный этикет.
Время урока:
- 2 урока по 40 минут
Вид урока:
-интегрированный
Методы урока:
-словесный, наглядно-иллюстративный, практический
Формы занятия:
- фронтальная , групповая, индивидуальная
Цели урока:
-формирование навыков культуры поведения
-проследить этапы развития этикета
-познакомить глубже с этикетом России
Задачи урока:
Познавательные:
-систематизировать и обобщить теоретические знания;
-научить учащихся применять полученные знания;
-показать значение этикета
Развивающие: -активизировать познавательную деятельность учащихся
- способствовать развитию интереса к познанию
Воспитательные -способствовать формированию норм поведения - развивать умения и навыки , необходимые для групповой работы
План урока:
1.Организационная часть. 1.) Пояснение цели и структуры занятия
2.Основная часть.
1.) Актуальность урока
2.)История этикета.
3.)Виды этикета
3.) Просмотр презентаций учащихся об этикете
4.) Энциклопедия этикета Кирила и Мифодия3. Практическая часть.
1.) Выполнение проекта
2.)Защита проекта
3.) Физкультминутка
4. Заключительная часть.
1.) Анализ урока
2.) Подведение итогов урока
3.) Рефлексия
-4.) Выставление оценок и выдача домашнего задания
Ход урока:
1.Организацинная часть.
1.) Взаимное приветствие учителя и учащихся ,фиксация отсутствующих
2.) Пояснение цели и структуры занятия 2. Основная часть.
1.)Актуальность урока .
Актуальность урока состоит в том, что этикет является очень важной частью
жизни человека и в настоящее время. Особенно в настоящее время, когда все решается дипломатически начиная торгово-экономическими отношениями и заканчивая конфликтами между странами. И чтобы быть успешным в жизни и в делах человеку необходимо знать все правила этикета и вести себя в обществе в соответствии с ними.
Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть свя-заны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совер-шением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.
История этикета. Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общес-тва. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета сос-тоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и неча-янные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, на-чальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исклю-чение из социальной группы. Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки (этикет ки) , на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведе-ния. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэ-тому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древ-ние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степень торжествен-ности. На основе придворного этикета, только в более простой форме фор-мируется общегражданский этикет. В эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распрос-транившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на евро-пейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отно-шении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как извест-но, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинополь-ского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими ка-чествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI-XVII веках, когда с распростра-нением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домо-строй», в котором изложены также и правила того, как человек должен вес-ти себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриарихального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыгра-ла очень важную роль в становления культуры поведения в России. Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь мо-лодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в общест-ве. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с поч-тением относиться к старшим .« Над едою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи.»» Ногами везде не мотай,когда тебе пить не утирай губ рукой, но полотенцем… Не облизывай персов и не грызи костей, но обрежь ножом».В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, посте-пенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две рево-люции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был пери-од, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагро-мождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий мо-мент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпе-вают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много сто-летий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
3.) Виды этикета: Различают несколько видов этикета, в частности:
- придворный, строго регламентированный порядок и формы обхождения, принятые при дворах монархов;
- дипломатический , правила поведения дипломатов и других официальных лиц на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
- воинский , свод общепринятых в армии правил, норм поведения военно-служащих;
- общегражданский , совокупность правил, традиций и условностей, соблю-даемых людьми при общении друг с другом.
Но кроме правил этикета для всех существует профессиональный (дело-вой) этикет, в котором закреплены наиболее оптимальные формы взаимодей-ствия и правила поведения при выполнении профессиональных функций. В частности, деловой этикет можно определить как свод правил поведения в биз-несе, который представляет внешнюю сторону делового общения. Прежде все-го деловой этикет подразумевает глубокое уважение человеческой индивиду-альности.
В первую очередь необходимо соблюдение правил вербального (словесно-го) этикета. Это касается использования обращений, т.к. очень часто вместо исторически наработанных обращений "дамы", "господа", "сударь", "судары-ня", мы слышим: "Эй, мужчина!" или "Женщина, пробейте билет" и т.п. Среди деловых людей обращение "господин" особенно имеет право на жизнь, под-черкивая свободу и независимость в действиях этой социальной группы.
Следующим важным правилом является умение отвечать на вопросы, помня о чувстве меры, и на вопрос типа "Как дела?" вполне закономерным является ответ "Спасибо, нормально", а не невежливое молчание или подробные рас-суждения о своих делах.
3.)Просмотр презентаций учащихся по этикету.
1.) Просмотр презентации «Школьный этикет»
4.)Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия. «Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия » - уникальное издание, расска-зывающее о повседневном этикете, традициях, праздниках и обрядах разных народов, легших в основу современного поведения, истории этикета античного мира, Западной Европы, России и Востока, национальной кухне и особенностях делового общения в разных странах.
3.Практическая часть.
1.)Выполнение проекта.
Учитель объясняет как будет проходить урок. Для выполнения проекта класс делится на группы по 4-5 человек, по желанию или по жребию, т.е. разрезать 3-4 открытки на 4-5 частей, перемешать, правильно сложенная открытка форми-рует группу. Каждой группе выдается задание - тема проекта , представитель команды выбирает его.
Темы проектов:
Знакомство и представление.
Порядок представления.
Если вы представляете другого.
2- Приветствие.
Порядок приветствия.
Слова приветствия
3.Обращение
Как и к кому обращаться.
Виды обращения.
4-Извинение.
Как принести извинение.
Как не надо извиняться.
5- Столовый этикет.
Как сидеть за столом
Как правильно есть
6- Гостевой этикет
Как встречать гостей
Как принимать подарки
7- Столовый этикет
Как пользоваться столовыми приборами
Как пользоваться салфеткой
При выполнении проекта учащиеся работают с энциклопедией, необхо-димой литературой, компьютером. На выполнение проекта отводится 20 минут. Учащиеся должны подготовить мини-плакат и маленькую сценку по заданной теме.
2.Защита проекта.
-Каждой команде для защиты своего проекта отводится 5-7 мин.
-Участники команды демонстрируют свой плакат
-Участники команды демонстрируют сценку
3.)Физкультминутка
Мелкие шажки – раз, два, три (вперед)Легкие прыжки – раз, два, три (назад)Вот и вся зарядка – раз, два, три.Мягкая посадка – раз, два, три.
4.Заключительная часть.
1.) Анализ урока.
Задачи поставленные в начале урока успешно выполнены, учащиеся получили необходимую информацию по правилам этикета.
Подведение итогов урока.
Учитель вместе с учениками подводит итоги урока, отмечают лучшую команду. Закрепление пройденного материала- просмотр презентации по этикету. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Что учащиеся понимают под этикетом?
Как выдумаете, отличается ли этикет, который соблюдает современный офицер от этикета, который соблюдали мушкетеры?
Из какого языка было заимствовано слово этикет?
Сколько видов этикета вы знаете, какие?
Представьте себе, что вы попали в неизвестную страну, с этикетом которой вы никогда не знакомились. Как вы поступите?
Рефлексия.
На экране написаны несколько недописанных предложений, учитель предлагает детям продолжить одно любое из них по усмотрению:
-Сегодня на занятии я узнала…
- Я научилась…
- Мне понравилось…
Выставление оценок и выдача домашнего задания.
Литература и источники:
1. Лада Исупова «Пара слов об этикете...» - #"justify">. Где зарождался этикет // Основные понятия об этикете - #"justify">. «Энциклопедии этикета Кирилла и Мефодия 2001» эл. вариант - #"justify">. Акишина А.А. Культура повседневного общения. - М., 1990.
. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.
. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.
. Воронкова Л.П. Этикет в русской культуре. - М., 1996.
. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.
. Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М., 1999.
. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18-19 вв. - СПб., 1994.
. Особенности русского застолья. - М. 1997.
. Равич М. Этикет. - СПб., 1999.
. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1997г.