Программа объединения по интересам Школа будущих избирателей.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России невозможно без правовой культуры личности. Для полной реализации базовых ценностей и принципов жизни демократического общества необходимо, чтобы его граждане обладали гражданским самосознанием и гражданской ответственностью, стремились активно участвовать в формировании гражданского общества и демократических институтов власти.
Согласно Конституции Российской Федерации, граждане, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Они вправе участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Участие в выборах – важнейший фактор, характеризующий гражданскую позицию молодого человека.
Для того, чтобы у подрастающего поколения сформировались ценности демократического общества, гражданское самосознание, укрепилась вера в собственные силы, необходимо создавать условия для включения молодёжи в общественные процессы, предоставляя ей возможность в самоопределении и самореализации.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего избирателя» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области избирательного права и избирательного процесса.
Актуальность. Важнейшей составной частью правовой культуры личности являются знания об избирательном законодательстве, повышение уровня информированности будущих избирателей о выборах, создание условий для осознанного участия в голосовании, формирование у учащихся гражданской ответственности. Выборы являются тем критерием, который позволяет оценить легитимность существующей власти, степень доверия к ней. Кроме того, в условиях становления правового государства и перехода к пропорциональной системе формирования представительных органов власти в РФ молодежь является одним из решающих факторов, способных повлиять на качественный состав органов власти. Как подчеркнуто в письме Министерства образования и науки РФ «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса», целью здесь является помощь учащимся при вступлении во взрослую жизнь, формирование у них собственной точки зрения на происходящее вокруг, повышение электоральной активности молодежи.
Знание и применение избирательных терминов, процедур, нормативно-правовых документов по избирательному праву, а также международных документов о правах человека, умение анализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защищать свои избирательные права – этому и многому другому учат на занятиях клуба молодого избирателя.
Новизна. Подрастающее поколение должно как можно раньше ощутить себя гражданами своей страны. Понять, в чём заключается и как осуществляется их правовая связь с государством.
Поэтому целесообразно начинать изучение правовых основ государства в более раннем возрасте.
Школа будущего избирателя вводит школьников в сложный мир общественных отношений, дает возможность осмыслить свое место в окружающем мире, показывает на примере избирательного права принципы формирования государственности в России. Будущие граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области избирательного законотворчества, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на уроках знаний в рамках социальных проектов, подготовке творческих работ, деловых игр, при создании школьного самоуправления.
Педагогическая целесообразность
Программа Школы будущего избирателя носит ознакомительный характер. Она формирует основы правовой культуры учащихся – будущих избирателей, прежде всего, в части их информирования о выборах, воспитания у них гражданской ответственности, интереса к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов и референдума. Освоение элементов технологии выборов позволит школьникам использовать полученный опыт в будущем, в выборах государственных органов власти и местного самоуправления.
Цель: формирование основ правовой культуры учащихся – будущих избирателей.
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать систему теоретических знаний по основам избирательного права и избирательного процесса, дать представление об основных принципах и формах участия в выборах и референдуме;
- познакомить с элементами технологии выборов посредством моделирования процесса их подготовки и проведения;
развивающие:
- содействовать развитию у школьников способности делать выбор, умения быть ответственным за результат своих действий;
- развивать у учащихся умения работать с информацией, формулировать выводы и на этой основе решать поставленные учебные задачи;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность учащихся в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- развивать творческие способности детей через включение их в различные виды творческой деятельности.
воспитательные:
- повышать интерес школьников к избирательному праву и избирательному процессу;
- мотивировать подростков на участие в избирательном процессе, способствовать формированию у обучающихся активной гражданской позиции и осознанного ответственного участия в выборах;Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 11 до 14 лет. Набор в группы - свободный.
Срок реализации Программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего часов по программе – 144.
Режим занятий. Учебные занятия по программе проводятся два раза в неделю по 2 академических часа.
Формы организации занятий.
На занятиях применяются формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов); дискуссия, дебаты, круглый стол, проектная деятельность; экскурсия, встречи с должностными лицами государственных и муниципальных служб, с членами избирательных комиссий, депутатами, руководителями местных отделений политических партий; деловая игры. Методы и средства обучения: проблемные, наглядные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Данные методы способствуют развитию творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству. Процесс обучения предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения учащиеся должны:
знать /понимать:
- основные термины: избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, избирательная кампания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, агитация, процедура голосования, избирательный бюллетень;- основные принципы избирательного права;
- основные типы избирательных систем;
- субъекты избирательного права;
- стадии избирательного процесса;
- виды юридической ответственности за нарушение норм избирательного права;
уметь/владеть:
- анализировать основные документы по избирательному праву;
- объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; для оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ,
- защищать и отстаивать свои права в случае их нарушения;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанный на идеалах патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения программы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и в доступной социальной практике, на:
Использование элементов причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
Объяснение изученных положений на конкретных примерах;
Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корретировки собственно поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знания, умения и ценностный установки, необходимые для сознантельного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную информацию в различных источниках: адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; давать оценку взглядам, подхода, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российской обществе социальных ценностей;
ценносто-мотивационнойпонимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Способы определения их результативности. Используются следующие методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.д;
педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы.
В результате освоения программы предполагается овладение обучающимися следующими компетенциями: когнитивная, информационная, коммуникативная; социальная; креативная; ценностно-смысловая; личностного самосовершенствования.
Компетенция Образовательный результат
Когнитивная Умение использовать имеющиеся знания, организовывать и корректировать свою деятельность, наблюдать, сравнивать и проводить эксперимент
Информационная Готовность обучающегося работать с информацией различных источников
Коммуникативная Умение вести диалог, сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов
Социальная Проявлять активность к социальной адаптации в обществе и самостоятельному самоопределению
Креативная Умение реализовывать собственные творческие идеи, осваивать самостоятельные формы работы
Ценностно-смысловая Готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём
Личностного самосовершенствования Готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержкуФормы подведения итогов реализации Программы. Подведение итогов реализации авторской дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего избирателя» осуществляется через такие формы как: конференции, олимпиады, конкурсы, семинары, заседания круглого стола.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пНаименование раздела, темы Всего часов теория практика
1. Вводные занятия 4 2 2
2 Основы конституционного права 12 4 8
3 История избирательного права от Вече до Государственной думы. 6 6 -
4 Избирательное право
8 4 4
5 Из истории выборов
8 4 4
6 Источники избирательного права
8 4 4
7 Избирательный процесс
8 4 4
8 Субъекты избирательного процесса
8.1. Избиратель
6 4 2
8.2. Кандидат
10 4 6
8.3. Политические партии и общественные объединения
10 4 6
8.4. Избирательные комиссии
10 4 6
8.5. Наблюдатели
6 2 4
9 Референдум
6 4 2
10 Информационное обеспечение выборов и референдума
6 2 4
11 Организация и порядок голосования
10 4 6
12 Муниципальный избирательный процесс
6 2 4
13 Технология подготовки и проведения выборов
14 4 10
14. Итоговое занятие
6 - 6
Итого: 144 62 82
Содержание программы
Тема 1. Вводные занятия.
Теория
Ознакомление с программой, режимом занятий. Правила охраны труда и техники безопасности.
Практика
Анкетирование «Почему я выбрал это объединение?»
Тема 2. Основы конституционного права.
Теория
Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.
Понятие гражданства.
Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
Практика
Встреча с представителями местной администрации. Знакомство с постановлениями Областной Думы, городской администрации направленные на повышение уровня жизнедеятельности города, области. Экскурсии в городской отдел УФМС, в городской экологический Центр.
Тема 3. История избирательного права от Вече до Государственной думы.
Киевское государство. Древнерусское народовластие - народное вече. Земский собор как форма представительства в средневековой Руси. Боярская Дума - совещательный орган при великом князе. Петровские преобразования государственного управления Российской империей: Сенат, Государственный Совет. Государственная Дума - результат первой русской революции.
Тема 4. Избирательное право
Теория
История развития избирательного права. Основные понятия, используемые в избирательном праве (бюллетень, выборы, депутат, избиратель, избирательная кампания, избирательная комиссия, активное и пассивное избирательное право, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдум). Практика
Составление кроссвордов по основным понятиям избирательного права, их решение. Социальный опрос «Молодежь и выборы»
Тема 5. Из истории выборов.
Теория
Выборы как политическая ценность и правовой институт. Выборы в Древней Греции, Древнем Риме, во Франции в период Великой Французской революции. Выборные органы управления в Древней Руси. Зарождение и развитие «выборных начал» в России в XVI – XVIII в.в. Изменение избирательного законодательства и избирательного процесса в начале XX в. Выборы при советской власти. Становление избирательной системы России.
Понятие и виды избирательных систем. Уровни и виды выборов в Российской Федерации. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. Всеобщее равное и прямое избирательное право и право на участие в референдуме при тайном голосовании.
Практика
Викторины «От античности до наших дней», «История российского парламентаризма», «Избирательная система нашего государства».
Тема 6. Источники избирательного права.
Теория
Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Практика
Коллективный творческий проект «Календарь гражданина» (17 февраля - День молодого избирателя, 12 июня - День России, 27 июня - День молодежи, 22 августа - День государственного флага Российской Федерации, 4 ноября - День народного единства, 10 декабря - Международный день прав человека, 12 декабря - День Конституции Российской Федерации).Тема 7. Избирательный процесс.
Теория
Понятие и структура избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса (назначение выборов, регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, проведение голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования и установление результатов выборов, их опубликование).
Практика
Изготовление открыток-приглашений для избирателей, в том числе впервые голосующих.
Тема 8. Субъекты избирательного процесса
Тема 8.1. Избиратель.
Теория
Общая характеристика субъектов избирательного права. Классификация субъектов избирательных правоотношений. Активное и пассивное избирательное право гражданина Российской Федерации. Правовой статус избирателя. Права и обязанности избирателя.
Практика
Дискуссия «Я буду голосовать на выборах, потому, что / Я не буду голосовать на выборах».
Тема 8.2. Кандидат.
Теория
Кандидат и его правовой статус. Права и обязанности кандидатов. Право выдвижения кандидатов.
Практика
Изготовление видеоролика «Наказ депутату». Встреча учащихся с представителями органов местного самоуправления (глава, депутаты) «Я – за будущее России». Фотография «Я и депутат». Дебаты «Молодежь и власть».
Тема 8.3. Политические партии и общественные объединения.
Теория
Политические партии как участники избирательного процесса. Право политических партий на выдвижение кандидатов в депутаты и другие выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок выдвижения кандидатов.
Общественные институты участия молодых граждан в жизни государства на примере Белгородской области.
Практика
Интервью с молодым парламентарием – представителем муниципального района (городского округа).
Тема 8.4. Избирательные комиссии.
Теория
Избирательные комиссии. Система, статус, полномочия, порядок формирования и организация работы избирательных комиссий. Принципы деятельности избирательных комиссий (гласность, независимость, сменяемость состава, коллегиальность и соподчинение).
Практика
Интернет-экскурсия по сайтам избирательных комиссий. Экскурсия в избирательную комиссию района (сельского поселения). Переговорная площадка с председателем избирательной комиссии. Отчет по экскурсиям.
Тема 8.5. Наблюдатели.
Теория
Наблюдатели: статус, права и обязанности, запреты. Роль наблюдателя в обеспечении прозрачности и открытости избирательного процесса.
Практика
Практикум «Составление памятки наблюдателю».
Тема 9. Референдум.
Теория
Вопросы референдума. Инициатива проведения референдума. Подготовка и порядок проведения. Юридическая сила решения, принятого на референдуме. Референдум в истории России.
Практика
Лабораторная работа: составление схем «Требования к вопросам референдума», «Наблюдатели на референдуме».
Рисование рисунков, посвященных Дню Конституции Российской Федерации (Дню молодого избирателя).
Тема 10. Информационное обеспечение выборов и референдума.
Информирование избирателей и предвыборная агитация. Условия проведения предвыборной агитации. Запреты предвыборной агитации. Агитационный период.
Практика
Изготовление агитационного плаката с агитационным слоганом. Проведение акции «Голосуй - не комплексуй!»
Тема 11. Организация и порядок голосования.
Теория
Требования к помещению для голосования. Документы, необходимые для получения избирательного бюллетеня. Открепительное удостоверение. Бюллетень. Порядок голосования. Досрочное голосование. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.
Подведение итогов голосования. Порядок подсчета голосов избирателей. Передача протокола об итогах голосования вышестоящей избирательной комиссии. Определение результатов выборов. Опубликование и обнародование итогов голосования. Использование Государственной автоматизированной системы «Выборы» при проведении выборов и референдумов. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы.
Обжалование нарушений избирательных прав. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Практика
Практикум по решению познавательных задач.
Изготовление коллажа «Моя семья на выборах».
Конкурс сочинений, эссе, стихов «Мои первые выборы».
Тема 12. Муниципальный избирательный процесс.
Теория
Понятие и виды муниципальных выборов. Выборы представительного органа муниципального образования и других выборных органов муниципального образования. Выборы главы муниципального образования и других выборных лиц муниципального образования. Правовое регулирование муниципальных выборов. Особенности организации и проведения муниципальных выборов в муниципальных образованиях.
Практика
Практикум по решению познавательных задач.
Тема 13. Технология подготовки и проведения выборов.
Теория
Деловая игра. Использование деловых игр в формировании правовой культуры будущих избирателей.
Практика
Практикум по решению познавательных задач.
Разработка деловой игры «Выборы». Определение проблемы, темы, содержания и учебной цели игры. Определение основных признаков социальной деятельности, подлежащих моделированию. Выделение основных этапов деловой игры, типичных проблемных ситуаций, основных факторов, предопределяющих характер и динамику игры. Определение конкретных целей деятельности в игре, ролевой структуры игры, функций её участников, характера их межролевого взаимодействия в совместной игровой деятельности.
Подготовка сценария игры. Определение правил игры. Разработка системы критериев оценок результатов игры и показателей для оценки игровых действий. Распределение ролей между участниками игры. Составление инструкций для организаторов, экспертов и игроков; подбор общих и индивидуальных рабочих материалов для участников игры.
Итоговое занятие.
Практика
Деловая игра «Выборы», моделирующая процесс подготовки и проведения голосования. Анализ процесса и результатов игрового взаимодействия. Анкетирование «Выборы: моя гражданская позиция».
Средства контроля
Для оценки освоения учащимися содержания программы Школы будущего избирателя предусмотрена система контролирующих мероприятий (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.)
Текущий
контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль
Викторина, анкетирование, наблюдение, диагностическая карта Тестирование, контрольные работы, зачет; деловая игра
Тестирование, контрольные работы, зачет
Итоговые занятия по разделам проводятся в виде деловых игр, тестов, демонстраций презентаций, викторин, интеллектуальных турниров. (Приложение №1)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы организации учебных занятий и основные методы обучения
Основной формой организации учебных занятий являются групповые занятия. Занятия проводятся в просторном помещении, оборудованном столами и стульями, которые можно перемещать для организации учебного пространства.
При реализации данного курса целесообразно использовать:
- комбинированные занятия, на которых будет происходить изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, изученного материала, самостоятельная поисковая работа, применение полученных умений и навыков;
- занятия в форме беседы, практикума, лабораторной работы, встречи с представителями органов местного самоуправления, экскурсии, интернет-экскурсии, дискуссии, деловой игры и других активных форм организации деятельности.
Формы организации учащихся на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Включение в образовательный процесс познавательных задач способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Их применение содействует превращению знаний в убеждения, учит мыслить, развивает эмоциональную сферу, что повышает интерес к учению, формирует внутреннюю потребность в знаниях. Решение познавательных задач обеспечивает критичность суждений, вырабатывает умение доказывать свою точку зрения, применять знания на практике.
Создание ситуации успеха на занятии обеспечивается применением эвристического метода и исполнением индивидуальных и коллективных творческих работ (проектов) по тематике курса. У детей развивается интерес и мотивация к обучению, формируется активная позиция в учебной деятельности, повышается уверенность в себе, развиваются коммуникативные способности.
Во время викторин у учащихся есть возможность проявить инициативу, активность, интеллектуальные способности, эмпатию, обогатить словарный запас терминологией изучаемого предмета.
Создание индивидуальных и коллективных творческих работ (проектов) способствует развитию творческих способностей учащихся, формирует образное восприятие, понимание сущности изучаемых предметов и явлений, позитивное отношение к ним.
Использование технологии деятельностного подхода способствует созданию на занятиях условий, благодаря которым учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию по заданию педагога и сами приходят к результату.
Для накопления наглядных представлений и жизненных фактов, обогащения чувственного опыта учащихся, установления связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью используются экскурсии, как реальные, так и виртуальные.
Применение образовательной технологии «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как посредством её обеспечивается личностная значимость изучаемого материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Дебаты развивают навыки, необходимые для эффективного общения: логическое и критическое мышление, навыки в организации своих мыслей и устной речи, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде.
Особое место отводится деловой игре, благодаря которой повышается интерес к занятиям, растет познавательная активность учащихся, воспитывается чувство ответственности при принятии решений, улучшаются взаимоотношения между участниками. С помощью деловой игры развиваются умения применять полученные знания для решения практических задач, находить и анализировать необходимую информацию, формируются навыки групповой деятельности, создаются условия для повышения коммуникативной культуры.
Использование рефлексивного метода обучения позволяет школьнику обратить внимание на самого себя, развивает способность к самостоятельному поддержанию в себе интереса и мотивации к обучению.
При рефлексии происходит понимание, освоение и отражение учебного материала, анализ и сопоставление достигнутых результатов с намеченными ранее задачами, соотнесение текущих задач с потребностями и необходимостью для будущей работы.
Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, наличие у него осознанного позитивного отношение к участию в выборах и референдуме, активизация его как субъекта деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВСписок литературы для педагога
Международные нормативно-правовые документы
Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Ст. 21. П.З.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990).
Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни па местном уровне. Страсбург. 5 февраля 1992 г.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995).
Федеральные и региональные нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ //Российская газета. 2005. 24 мая.
О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ //Российская газета. 2003. 16 января.
О референдуме Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5–ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Российская газета. 1999. 19 октября.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Российская газета. 2002. 15 июня.
О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 июля.
О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54–ФЗ // Российская газета. 2004. 23 июня.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 // Российская газета. 1992. 8 февраля.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 // Российская газета. 2013. 11 декабря.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы // Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 // Российская газета. 2014. 24 апреля.
О ведомственной целевой программе Главного управления образования Курганской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Курганской области на 2014-2015 годы: Распоряжение Правительства Курганской области от 23 декабря 2013 г. №452-р.
Литература
Атанова, Н.В. Референдумный процесс в схемах и таблицах / Н.В. Атанова - М.: РЦОИТ, 2008. - 80 с.
Брикез, М.А. Избирательное право и избирательный процесс: Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев / М.А. Брикез, Э.В. Гончар, О.С. Рукавишникова. - Курган, 2010. - 34 с.
Брикез, М.А. Методическое пособие по курсу «Избирательное право и избирательный процесс» для учителей истории и обществознания средних общеобразовательных школ и преподавателей общественных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования / М.А. Брикез, Э.В. Гончар, О.С. Руковишникова. - Курган, 2010. - 140 с.
Брикез, М.А. Избирательное право и избирательный процесс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев / М.А. Брикез, Э.В. Гончар, О.С. Руковишникова. - Курган, 2010. - 111 с.
Введение в избирательное право: Учебное пособие. - М.: РЦОИТ, 2003. - 208 с.
Выборы в Российской Федерации. Под общей ред. А.В. Иванчина, А.А. Вешнякова, В.И. Васильева, В.И. Лысенко.- М.: ВЭЛТИ, 1998. - 144 с.
Выборы глазами молодых и будущих избирателей // Сост.. Белая Л.Б, Троян В.А., под общ. ред. Н.Т. Плетнева. - Белгород, 2013. - 62 с.
Дамаскин, О.В Избирательный процесс и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие / О.В. Дамаскин, Е.В. Корчиго, Р.Р. Сеченова. - М.: Норма, 2005. - 272 с.
Избирательное право и избирательный процесс. Сборник заданий. Для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев // Сост. Брикез М.А, Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. - Курган, 2010. - 124 с.
Избирательное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Под ред. В.О. Лучина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.- 735 с.
Избирать и избираться! Выборы: моя гражданская позиция. Методические рекомендации к проведению урока. - Красноярск, 2011.- 80 с.
Игнатенко, В.В. Юридическая ответственность субъектов избирательного процесса. Учебное пособие / В.В. Игнатенко, С.Д. Князев, В.А. Номоконов. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. - 136 с.
Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах / А.В. Плаксин. - М.:РЦОИТ, 2007. - 56 с.
Подготовка и проведение учебно-деловой игры «Выборы». Под ред. Ю. А. Веденеева. - М.: РЦОИТ, 2001. - 86 с.
Результативность образовательного процесса в УДОД // Информационно-методический бюллетень. – С-Пб.: Городской центр развития дополнительного образования, 2007. – 122 с.
Интернет-источникиПрезидент России гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://детям.президент.рф/Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcoit.ru/
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/Список литературы для учащихся
Азбука будущего избирателя // Сост. Грибачев И.В., Жуковский Е.П. - Иркутск, 2010. - 32 с.
Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2004. - 1456 с.
Большой юридический энциклопедический словарь / Автор-сост. А.Б. Барихин. - М.: Книжный Дом, 2008.- 792 с.
Брикез, М.А. Избирательное право и избирательный процесс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев / М.А. Брикез, Э.В. Гончар, О.С. Руковишникова. - Курган, 2010. - 111 с.
Василик, М.А. Избирательная система России: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. - 160 с.
Выдрин, И.В. Избирательное право Российской Федерации / И.В. Выдрин. - М.: Норма, 2009. - 223 с.
Дмитриев, Ю. А. Избирательное право: Учебник / Ю.А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. - М.: Издательство «ЗАО «Юстицин-форм», 2008. - 312 с.
Избирательное право и избирательный процесс. Сборник заданий. Для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев // Сост. Брикез М.А, Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. - Курган, 2010. - 124 с.
Кашанина, Т. В. Право: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Т.В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2009. - 320 с.
Климова, Ю.Н. Я знаю, что такое выборы: Учебное пособие для будущих избирателей / Ю.Н. Климова, А.Н. Кругленя, Е.В. Суворина. - М.: РЦОИТ, 2006. - 72 с.
Молодежный парламентаризм в Зауралье. 1999-2014. - Курган: РОО «Молодые парламентарии Курганской области», 2014. - 24 с.
Я познаю мир: Государство.- М.: АСТ, 1999. - 480 с.
Яшин, А.А. Практикум по избирательному праву и избирательному процессу в Российской Федерации / А.А. Яшин. - М.: Формула права, 2002. - 128 с.
Интернет-источникиПрезидент России гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://детям.президент.рф/Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcoit.ru/
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/Технические средства обучения
Компьютер
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Сканер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Входной контроль. Викторина «Я и право»
Вопросы викторины
1. Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
2. Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
3.Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
4. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
5. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
6. На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
7. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
8. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
9. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
10.Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
11.Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
12. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
13.Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
14.Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
15.Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
16.Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
17.В 2000-м году начался новый век и новая ... Ответ: Эра.
Промежуточный контроль.
Зачет «Общие вопросы избирательного права».
1. Главный избирательный орган страны?
ЦИК (Центральная Избирательная комиссия)
2. Основной закон государства?
Конституция
3. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
Паспорт
4. Когда прекращается предвыборная агитация?
За сутки до начала голосования
5. С какого возраста можно стать кандидатом на пост Президента РФ?
С 35-ти лет
6. Основные символы государства
Герб, гимн, флаг
7. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
18 лет
8. Как называется документ в котором включены все избиратели, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка?
Избирательный список
9. Может ли кандидат использовать псевдоним на выборах?
Нет
10. Как называется лицо избранное в представительный орган государственной власти?
Депутат
11. Как называется гражданин РФ обладающий активным избирательным правом?
Избиратель
12. Является ли действительным бюллетень, если в нем, в квадрате расположенном напротив фамилии кандидата, вместо галочки написана фамилия?
Нет
13. Может ли избиратель, не имея при себе паспорта или заменяющего его документа, проголосовать?
Нет
14. В каком порядке расспологаются фамилии кандидата в депутаты в избирательном бюллетени?В алфавитном порядке
15. Может ли избиратель, не включенный в список избирателей, но зарегистрированный по месту жительства на данном избирательном участке, проголосовать?
Да
16. С какого возраста граждане регистрируются, как избиратели?
С 18-ти лет
17. Назовите 10 терминов наиболее активно используемых в избирательной практике.
Бюллетень, кандидат, избиратель, избирательная компания, выборы, избирательный участок, избирательная урна, списки избирателей, зал для голосования, агитатор, член избирательной коиссльная урна, списки избирателей, зал для голосования, агитатор, член избирательной коиссии, миссии.
18. Что представляет собой ящик для голосования?
Опечатанный ящик, в который избиратели опускают заполненные бюллетени
19. Цвета флага России?
Белый, синий, красный
20. Срок на который избран президент России?
4 года
21. Указывается ли в избирательном бюллетени семейное положение депутата?
Нет
22. Можно ли отмечать выборы на праздничный день?
Да
23. Где заполняется бюллетень избирателем?
В избирательной кабинке
24. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, может ли он получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного?
Да
25. Можно ли получить бюллетень предъявив водительское удостоверение?
Нет
26. Можно ли проголосовать за соседа, если ему более 70-ти лет?
Нет
27. Как называется документ, удостоверяющий личность гражданина РФ?
Паспорт гражданина Российской Федерации
28. В какой день недели проходят выборы?
В воскресенье
29. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров постоянно использует одно из прав человека. Какое?
Право на свободу убеждений и свободное выражение их
30. В какой день (недели, месяц) по новому закону на все территории РФ будут проходить выборы разных уровней?
С 2013 года выборы в России будут проводиться только раз в году — в сентябре
Итоговое тестирование по теме «Избирательные права граждан»
1. Какие правовые акты регулируют деятельность политических партий?
1) Конституция РФ.
2) «Всеобщая декларация прав человека».
3) ФЗ «Об общественных объединениях».
4) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан РФ».
5) ФЗ «О некоммерческих объединениях».
6) ФЗ «О политических партиях».
3. Допускается ли изменение наименования и эмблем избирательных объединений после представления таких названий и эмблем в соответствующую избирательную комиссию?
1) Нет, не допускается.
2) Да, но не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.
3) Да, но не позднее, чем за 15 дней до голосования.
4) Да, но не позднее, чем за 5 дней до голосования.
4. Для каких целей не предназначена ГАС «Выборы»?
1) Для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума.
2) Для обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума.
3) Для организации доступа избирательных комиссий к сети «Интернет».
5. Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные избирателей, имеют:
1) Представители региональных отделений политических партий.
2)Члены избирательной комиссии Белгородской области.
3) Сотрудники паспортно-визовых служб.
6. Какие избирательные цензы действуют в Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации:
7. Размещаются ли полные данные о результатах выборов в органы государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»?
1)Если это специально предусмотрено законом субъекта РФ, регулирующим порядок выборов.
2) Если ЦИК РФ принято соответствующее решение.
3) Да, во всех случаях.
4) Нет, полные данные о результатах выборов размещаются только в печатных СМИ.
8. Дополнительные выборы назначаются в случае:
1) Досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица.
2) Продолжительной болезни депутата, выборного должностного лица.
3) Роспуска представительного органа муниципального образования.
4) Досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, а в случае, предусмотренном законом, и по многомандатному избирательному округу.
9. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
1) Президент РФ.
2) Совет Федерации.
3) Государственная Дума.
4) Правительство РФ.
5) Суды РФ.
6) Избирательные комиссии.
7) Средства массовой информации.
8) Органы местного самоуправления.
10. Укажите основные принципы избирательного права в Российской Федерации:
1) Всеобщее.
2) Равное.
3) Обязательность.
41 Добровольность.
5) Принудительность.
6) Прямое.
7) Тайное.
11. На выборах главы муниципального образования Н. из семи зарегистрированных кандидатов победил кандидат Иванов, набравший 28,3 % процента голосов избирателей. Назовите, по какой избирательной системе проводились выборы:
1) Мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. 2) Мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
3) Пропорциональной избирательной системе.
4) Мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.
12. По какой избирательной системе проводятся выборы Президента Российской Федерации:
1)Мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
2) Мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
3) Пропорциональной избирательной системе.
4) Мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.
13. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:
1) Президент Российской Федерации.
2) Конституция Российской Федерации.
3) Многонациональный народ.
4) Верны все варианты 1, 2, 3.
14. Обладает ли гражданин Н., достигший возраста 31 года, пассивным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации:
1)Да.
2) Нет.
15. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации назначаются:
1) Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации.
2) Указом Президента Российской Федерации.
3) Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации.
16. Согласно Конституции Российской Федерации выборы являются:
1) Формой представительной демократии.
2) Способом наделения властью.
3) Высшим непосредственным выражением власти народа.
17. Избиратель И, идя на работу, стал уничтожать печатные агитационные материалы кандидата А., выпушенные и распространяемые в соответствии с законом, вывешенные на дверях при входе в здание Краеведческого музея, при этом он:
1) Совершил правонарушение.
2) Не совершил правонарушение.
18. Избиратель А. стал наносить за 4 дня до дня голосования на печатные агитационные материалы зарегистрированных кандидатов и информационные материалы избирательной комиссии, вывешенные на специальном стенде, надписи с призывами голосовать за кандидата П. Действия избирателя А.:
1) Правомерные. 2) Неправомерные.
19.Дайте определение:
1)Референдум
2)Агитационный период
3)Выборное должностное лицо
4)Добровольное пожертвование гражданина
5)Избиратель
6)Органы местного самоуправления
7)Список кандидатов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета для изучения мотивации учащихся к занятиям в объединении
«Почему я выбрал это объединение?»
Инструкция. Предлагаемая Вам анкета содержит утверждения, которые пронумерованы. Если Вы согласны с каким-либо вариантом ответа, то отметьте его значком. Если трудно выбрать, то напишите свой вариант ответа. В анкете нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы думаете.
Как Вы узнали об объединении, в котором занимаетесь?
а) от педагога учреждения;
б) от друзей;
в) от классного руководителя;
г) от родителей (родственников);
д) по объявлению в школе;
е) Ваш вариант ответа ________________________________________________________.
2. Почему Вы выбрали именно этот вид деятельности?
а) впервые решил попробовать;
б) всегда нравился этот вид деятельности;
в) начал посещать из-за друзей, которые здесь занимаются;
г) по принуждению родителей;
д) это пригодится мне в будущем;
е) Ваш вариант ответа ________________________________________________________.
3. Почему Вы занимаетесь этим видом деятельности (выберите 5 вариантов, которые более полно отвечает Вашим мыслям, пронумеруйте их по степени важности для Вас):
- хочу узнать больше в этой области;
- хочу быть интересным человеком в глазах сверстников;
- хочу достичь успеха в этой области;
- хочу самостоятельно выбирать себе дело по душе;
- мне важно признание моих успехов родителями и педагогами;
- хочу в будущем заниматься этим делом профессионально;
- посоветовали друзья;
- родители выбрали для меня это занятие;
- хочу интересно общаться со сверстниками;
- мне уютно и хорошо в объединении, мне здесь нравится.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Социальный опрос «Молодежь и выборы»
Анкета
Уважаемый респондент, примите, пожалуйста, участие в опросе «Молодежь и выборы».
№ п/пВопросы анкеты ДА НЕТ
1. Следите ли Вы за политической ситуацией?
- в стране
- в области
2. Если бы Вы сейчас были избирателем, то пошли бы Вы на выборы?
- федеральные выборы
- региональные выборы
- муниципальные выборы
- референдум
3. Если «НЕТ», то почему?
- считаю, что мой голос ничего не решит
- не пойду на выборы, потому что меня все устраивает
- считаю, что все равно изберут того, кого нужно власти
- иное _________________________________________________
4. Какие выборы для Вас являются для вас более значимыми?
- Президента Российской Федерации
- депутатов Государственной Думы
- депутатов Курганской областной Думы
- главы муниципального района
- главы сельского поселения
- депутатов Собрания депутатов муниципального района
- депутатов Советов сельских поселений
5. Что заставит Вас ходить на выборы?
- гражданский долг
- Привычка
- Симпатия к определенному кандидату
- Спонтанный выбор
- Ваш вариант _____________________________________________
6. Почему, по Вашему мнению, молодежь неохотно идет на выборы?
- никому не верит
- им это не интересно
- её голос ничего не решает
- недостаточно знаний по избирательным вопросам
- избирательный процесс не связан с решением социальных проблем молодежи
- молодежи отводится небольшая роль в управлении государством
- Ваш вариант _________________________________________
7. Какие формы работы необходимо применять для повышения избирательной активности молодежи?
- Организация клубов для молодых (будущих) избирателей
- Освещение в газете вопросов по избирательной тематике
- Проведение викторин, конкурсов
- Выпуск информационных буклетов, листовок
- Встречи молодежи с представителями власти, членами избирательных комиссий
- Ваш вариант __________________________________________
8. Хотели бы Вы участвовать в избирательном процессе в качестве
- избирателя
- кандидата на выборную должность
- наблюдателя на выборах
- члена избирательной комиссии
9. Хотели бы Вы изучать избирательное право и избирательный процесс?
Ваш возраст
14-18 лет
старше 18 лет
Ваш пол
М
Ж