ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ РЕСУРСОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ РЕСУРСОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Орехова М.П.,
учитель математики КГКОУ ШИ № 12,
Вяземский муниципальный район
В наше время сложно представить современную школу без компьютеров. С каждым годом роль информационно-коммуникационных технологий становится все важнее и важнее не только для учащихся, но и для педагогов. Наверное, мы уже не можем представить обычную подготовку к уроку без использования компьютера и интернет – ресурсов, будь ты обычный школьник или же учитель, старающийся сделать свой урок более интересным и насыщенным.
Но мы должны в первую очередь направить эту «компьютерную волну» в правильное русло, в котором учащиеся приобретут не только навыки «щелканья» мышкой и по клавиатуре, но и смогут использовать свои знания и умения в повседневной жизни.
В системе образования России утвердилась разветвленная сеть специальных школ: специальные (коррекционные) школы и школы - интернаты для детей, с ограниченными возможностями здоровья (легкая умственная отсталость и сложный дефект развития), школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.
Организация специальных коррекционных школ и создание в них особых классов, обучение в них детей по специальным программам и в сопровождении информационно-коммуникационных технологий, - все это укрепляет здоровье детей, с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует их развитие, коррекцию имеющихся в развитии отклонений.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д.
Использование ИКТ в специальной (коррекционной) программе VIII вида должно быть ориентированно на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания должны носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации.
Главными задачами ИКТ в коррекционном обучении являются:
развитие психических функций учащегося: мышления (в том числе и алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
формирование коммуникативных способностей;
индивидуализация обучения;
использование компьютера как средства познания.
Молодые люди, оканчивающие специальные (коррекционные) школы для детей с умственной отсталостью и вступающие в самостоятельную жизнь, зачастую не готовы к этой взрослой жизни и знания, полученные при обучении уходят в никуда. И поэтому встает вопрос, как и в какой момент, помочь детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в современном мире? Ведь каждый человек стремиться идти в ногу со временем и учащиеся данной категории не исключение. И тогда одной из главных задач коррекционного обучения должно являться то, чтобы по окончанию учреждения учащиеся должны быть не только информационно грамотными, но и информационно компетентными.
Возникает вопрос, когда же использовать все информационно-коммуникационные ресурсы в целях обучения и подготовки к взрослой жизни, в полном объеме? Где взять это «драгоценное» время? Для этого в школах много лет практикуется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуализации ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
Использование ИКТ ресурсов во внеурочной деятельности обеспечивает активизацию познавательной деятельности у учащихся, делает занятия более интересными и мобильными. Учащиеся, у большинства которых, дома нет компьютеров, не чувствуют себя ущербными и наравне со своими сверстниками постигают грани возможностей компьютера в полном объеме.
Далее я представлю фрагмент программы факультатива, которую целесообразно использовать в коррекционных учреждениях VIII вида.
Программа факультатива для 9 класса
специальной коррекционной школы VIII вида
«Возможности Интернета в учебной и повседневной деятельности современного человека»
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.
При подготовке учащихся по данному профилю приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении и использовании полученных навыков в профессиональной деятельности учащихся в будущем.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета.
Цели курса
формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшей профессиональной деятельности;
приобретение практических знаний и навыков по поиску нужной информации во всемирной сети Интернет; умение пользоваться интернет-услугами.
Формы организации учебных занятий
практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков (доступ в Интернет обязателен);
имитации некоторых видов информационной работы;
самостоятельные работы.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.
Содержание изучаемого курса
Тема 1: «История создания сети Интернет»
Понятие о сети Интернет, история ее возникновения, основные услуги, предоставляемые
сетью, программа Internet Explorer.
Тема 2: «Услуги сети Интернет»
Виды услуг сети Интернет.
Тема 3: «Электронная почта»
Понятие об электронной почте, принципы ее работы, необходимое оборудование и программное обеспечение, приемы работы с электронной почтой.
Тема 4: «Сетевые новости»
Сущность данной услуги, процедура регистрации, необходимое программное обеспечение, получение новостей.
Тема 5: «Передача файлов»
Способ передачи файлов через сеть Интернет.
Учебно-тематический план
№
п/п Наименование разделов,
дисциплин и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
История создания сети Интернет.
1 1 2 Услуги сети Интернет 1 1 Поисковые системы. Yandex, Google, Rambler, Mail. 4 1 3
Веб-форумы. Социальные сети. 3 1 2
Электронные платежные системы. Интернет - магазины. Как оплатить ЖКХ услуги не выходя из дома. 4 1 3
3 Электронная почта. 2 1 1
Создание личного электронного «ящика». Yandex-почта. 3 1 2
Хранение информации на Google-диске. 3 1 2
Создание личного профиля на Mail.ru3 1 2
4 Сетевые новости. Поиск необходимой информации и ее обработка. 4 1 3
5 Передача файлов. 3 1 2
6 Итоговое занятие. Обобщение пройденного курса. 1 1 Итого 32 12 20
В заключении хотелось отметить, что пока мы не начнем использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении в полном объеме, мы не получим информационно-грамотное и информационно-компетентное поколение в будущем.