Пояснительная записка Использование ИКТ, как один из способов активации познавательной деятельности школьников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Использование ИКТ, как один из способов активации познавательной деятельности школьников», учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 города Чадана Куулар Айрана Маадыр-ооловнаКак писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:1. Создание презентаций к урокам.2. Работа с ресурсами Интернет.3. Использование готовых обучающих программ.4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;· создание текстовых работ;· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. (слайд 3) Качество обучения – это то, для чего мы работаем. Основываясь на целевых программах « Обеспечение доступности образования для всех слоев населения, создание условий для развития непрерывного образования Республики Тыва на 2013- 2015 годы», также Муниципальной целевой программы качества образования в Дзун- Хемчикском кожууне на 2016- 2018 годы» решаются следующие задачи: · усиление интенсивности урока;· повышение мотивации учащихся;· мониторинг их достижений. (слайд 3)
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:-повышению мотивации к учению,-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,-развитие наглядно-образного, информационного мышления,-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,-повышению уровня комфортности обучения.(слайд 4) Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:1. Для обозначения темы урока.2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)4. Для контроля учащихся. (слайд 7)
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока (слайд8)
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме или создания проблемной ситуации (слайд 9)
При повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний (слайд 11)
На этапе объяснения нового материала, можно использовать таблицы, видеофрагменты, рисунки (слайд 10)
На этапе закрепления для определения уровня усвоения темы( показывается не только задание, но и ответ) (слайд 12)
На этапе объяснения нового материала, можно использовать видео (слайд 13)
Чаще всего на уроках использую электронные физминутки (слайд 14)
Внеклассная деятельность с применением ИКТ:
Классные часы. (слайд 16)
Исследовательская деятельность. (слайд 17)
Работа с родителями. (слайд 18)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; • Повышение уровня использования наглядности на уроке; • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; • Рост качества знаний. Возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме.Применение электронных средств обучения позволяет учителю не делать много записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость. Но считаю, что использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе должно быть неразрывно связано с сохранением здоровья детей, только в этом случае преимущества применения ИКТ будут реализованы в полной мере.
Использованная литература:
Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». – СПб.: НОВА, 2004. С. 267.
Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. С. 21-30.
Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2003. С. 129.
Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». – СПб.: НОВА, 2004. С. 119.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. – 2004.