Программа Маленькие гении на 2014-2018г
.
ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЕ ГЕНИИ»
(система работы школы с одарёнными учащимися на 2014-2018 гг.)
составила учитель нач.кл. Тимонина Г.Р.
Паспорт
программы «Маленькие гении»
Наименование программы Программа «Маленькие гении» (система работы школы с одарёнными учащимися)
Заказчик программы МБОУ «Гимназия №94»
Цель программы формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования
Задачи программы Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению, их специальной поддержки, отбор форм и методов работы
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
Создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах
Овладение учащимися элементами исследовательской деятельности;
Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
Разработка нормативно-правового обеспечения;
Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя.
Срок реализации 2014-2017 гг.
Ожидаемые результаты реализации программы совершенствование системы работы с одаренными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей школьников;
формирование системы мониторинга качества обученности одаренных детей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
функционирование школьного научного общества;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
Механизм реализации, организации управления и контроля за ходом исполнения программы Управление программой осуществляет директор общеобразовательного учреждения и привлекает к её исполнению сотрудников учреждения.
Актуальность разработки программы:
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие - важнейший аспект деятельности школы.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в учебную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей нельзя переоценить. На сегодняшний день открываются новые возможности для развития личности учащегося, способного и одаренного при всех имеющихся трудностях в системе среднего образования.
Программа «Маленькие гении» объединяет концептуальную часть, этапы реализации и стратегию работы с одаренными детьми с целью создания гарантированных возможностей для развития способностей одаренных детей.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
Программа предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
1.Стратегическая цель программы - формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования; 2.Дидактическая цель программы – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи программы:
Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению, их специальной поддержки, отбор форм и методов работы
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
Создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах
Овладение учащимися элементами исследовательской деятельности;
Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
Разработка нормативно-правового обеспечения работы с одарёнными детьми;
Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя.
Формы работы с одаренными учащимися:
Научное общество учащихся (НОУ);
Групповые занятия с сильными учащимися;
Кружки по интересам;
Конкурсы;
Интеллектуальный марафон;
Участие в олимпиадах;
Участие в интернет-конкурсах;
Работа по индивидуальным планам.
Концепция программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью. Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
2. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
3. Не могут четко развести реальность и фантазию.
4. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
5. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
6. Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
7. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
Выявление одаренных детей должно осуществляться на начальной ступени обучения. Это необходимо делать на основе наблюдения, изучения индивидуальных психологических особенностей, особенностей речи, памяти, логического мышления. Основное внимание при выявлении одаренности следует уделять детям, которые:
испытывают определенную радость от умственного труда, от «добывания» знаний;
имеют, по сравнению с большинством, более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют активную познавательную потребность.
Условно выделяют три категории одаренности детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой творческой одаренностью.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися заключаются в осознании важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми; признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным.
Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.
Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
Увлечен своим делом;
Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
Профессионально грамотным;
Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
Проводником переводных педагогических технологий;
Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Знатоком во всех областях человеческой жизни.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Ожидаемые конечные результаты программы:
совершенствование системы работы с одаренными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей школьников;
формирование системы мониторинга качества обученности одаренных детей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
функционирование школьного научного общества;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельностьспособная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществляет поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского трудаобладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры
способная к саморазвитию и самообразованию
руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами
здоровая физически
Модель одаренного ребенка –
Личность
готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей
Этапы реализации программы:
1 этап: диагностический, методологический (2014 г.)
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одарёнными учащимися в школе.
Задачи:
изучение нормативной базы, подзаконных актов;
разработка программы работы с одарёнными учащимися;
разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Ход реализации:
Мониторинг одаренности.
Дальнейшее пополнение:
банка данных по одаренным детям;
банка творческих работ учащихся;
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Функционирование:
системы дополнительного образования;
внеклассной работы по предмету;
профессиональных проб;
деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2015-2016 гг.)
Цель:
Апробация системы работы с одарёнными учащимися
Задачи:
диагностика склонностей учащихся;
разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми, основами научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников;
формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одарёнными учащимися;
повышение квалификации педагогов.
Ход реализации:
1. Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
2. Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
3. Функционирование системы научно-исследовательской деятельности учащихся с выходом на ежегодную конференцию научного общества.
4. Учет индивидуальных достижений учащихся.
5. Переход на систему портфолио.
6. Проведение выставок детского творчества.
7. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2016 г.)
Цели:
анализ итогов реализации программы;
достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
обобщение результатов работы школы.
Ход реализации:
1. Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
2. Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
3. Внедрение в практику рейтинга учащихся.
Кадровое обеспечение программы
Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства
Руководство деятельностью коллектива
Анализ ситуации и внесение корректив Директор
Зам.директора по УВР
Консультативная, научно-методическая Координация и реализация программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность. Заместитель директора по УВР
Педагоги школы Осуществление программы в системе внеклассной работы.
Использование новых педагогических технологий.
Организация исследовательской работы учащихся. Классные руководители
Учителя
Специалисты, сотрудничающие со школой Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика
Участие в мероприятиях школы и района. Методисты
Психологи
Методическое обеспечение системы работы школы с одарёнными детьми
Направление деятельности Содержание
Информационное обеспечение 1.Нормативно-правовое обеспечение:
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели
О конкурсах, викторинах и т.п.
2.Программное обеспечение Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
3.Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчётов.
Организационно-методическое обеспечение 1.Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров
2.Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
3.Изучение обобщения опыта работы педагогов.
4.Мониторинг работы системы.
План мероприятий по выполнению программы «Маленькие гении»
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
Работа с учащимися
1 Диагностика одаренных детей Постоянно 2 Работа научного общества учащихся школы С сентября 2015 года Зам.директора по УВР
3 Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся. Май,
ежегодно Администрация
4 Участие школьников в интернет-конкурсахПостоянно Учителя
5 Организация и проведение школьных олимпиад по предметам:
-русский язык,
-иностранный язык;
-математика,
-информатика,
-физика;
-география;
-биология,
-экология;
-химия,
-технология;
-литература,
-история,
-обществознание
-право. Октябрь
ежегодно Администрация, учителя
6 Проведение школьной и участие в районной научно-практической конференциях По плану УО Зам.дирктора по УВР
7 Участие в интеллектуальных конкурсах по предметам:
-русский язык- «Русский медвежонок»,
-математика - «Кенгуру-математика для всех», «Математика - выпускнику».
-информатика - всероссийская дистанционна олимпиада «КИТ»
-литература, история, МХК – «Золотое руно»
-английский язык - «Британский бульдог» Ноябрь, декабрь, февраль, март
ежегодно Администрация
8 Участие в работе научного общества По плану УО Клас.руководитель9 Выпуск газеты «Школьные новости» 4 раза в год Зам.директора по УВР
10 Профориентационная работа, сотрудничество с учебными заведениями Постоянно Администрация
11 Сотрудничество:
с районным УДОД, ДК, районной ЦБС, библиотекой, музеем; Постоянно Администрация, учителя
12 Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года Май Администрация
13 Собеседования психолога с учащимися по выявлению уровня способностей Постоянно Психолог
Работа с учителями
1 Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Маленькие гении»
- совещание при завуче, МС. Май Администрация
Зам. директора по УВР
2 Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся Ежегодно
Зам.директора по УВР
3 Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметникам:
- рассмотрение вопроса на заседании МС, совещании при завуче. Октябрь
ежегодно Администрация
4 Внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, ИКТ- методик и др. Постоянно Учителя
5 Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми
-олимпиады по предметам,
-разработки интеллектуальных мероприятий,
- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися Постоянно Учителя, классные руководители
6 Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми Постоянно Учителя, администрация
7 Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год Ежегодно, август Зам.директора по УВР
8 Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. Сентябрь Администрация
Совет учащихся
9 Организация работы научного общества обучающихся (НОУ) в учебном году:
-проведение заседания МС, утверждение плана с одаренными детьми Сентябрь 2015 года Администрация
10 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей: «Волшебная кисточка», «Этюд», «Стайл», ВИА «Ритм», «Умелые руки» С 2014 года Администрация, учителя
11 Разработка индивидуальных программ развития Ежегодно
до 01.06 Зам.директора по УВР
12 Разработка школьного сайта Март 2015 года Учитель информатики
13 Разработка положений:
о школьном НОУ;
о портфолио учащихся. Январь 2015 года
Март 2015 года Зам.директора по УВР
13 Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:
-выступление учителей на семинарах, педагогических советах;
-участие в работе РМО, ярмарке педагогических идей. Ежегодно Администрация, учителя предметники
14 Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год Ежегодно, август Зам.директора по УВР
Работа с родителями одаренных детей
1 Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:
-собеседования школьного психолога с, родителями;
-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям Постоянно Психолог, учителя предметники
2 Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы Май 2014-2017 Администрация