Создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в условиях интеграции образовательных областей


Лашкова Любовь Васильевна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «ЦРР –д\с «Мечта»
г. Абакан РХ
Создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в условиях интеграции образовательных областей

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока. Педагоги нашего ДОУ помогают детям самостоятельно познавать окружающий мир и самого себя в его целостности и гармонии. Создание социальной ситуации развития детей взаимодействуют с интеграцией образовательных областей. В нашем саду педагоги создают условия для социальной ситуации развития ребенка. Одной из форм для данных условий являются проведения музыкально-интегрированной деятельности. Интегрированная музыкальная деятельность раскрывает значительные педагогические возможности, снимает утомляемость, перенапряжение детей за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи.
В организованной образовательной деятельности используем метод частичной и полной интеграции. Одним из любимых литературных жанров детей является сказка, она и стала лейтмотивом музыкальной интегрированной организованной образовательной деятельности в проекте «Сказки нашего детства». В рамках этого проекта было проведено ряд интегрированной деятельности: «Необыкновенные превращения», «Путешествие в страну Пласмассию», «Звуки вокруг нас», «Хрустальные перезвоны». Для озвучивания сказок, небольших стихов использовались бумага, кухонная утварь, деревянные ложки, скалки, а также стеклянные, деревянные и металлические предметы. Дети с удовольствием под фонограмму русских народных песен, аккомпанемент фортепиано отбивали ритмический рисунок на хрустальных фужерах, кружках, чашках, крышках от кастрюль, деревянных палках.
Творческое взаимодействие с музыкальной школой, дает возможность детям прикоснутся миру музыки и проявить свои возможности. Ежемесячно ученики детской музыкальной школы приходят к нам в детский сад с концертами, с беседами о композиторах, музыкальными сказками. На таких концертах детей всегда ждет сюрприз. Им предлагается выйти на сцену, выбрать любой из предложенных музыкальных инструментов и исполнить свое сочинение на музыкальном инструменте, а под аккомпанемент фортепиано или скрипки проиграть несложный ритмический рисунок или спеть знакомую песню, сыграть небольшую роль героя сказки. Дети справляются с данной задачей легко и непринужденно, что доставляет огромное удовольствие как участникам концерта, так и его слушателям. Сотрудничество с музыкальной школой продолжается на протяжении 10 лет. Результатом этих мероприятий является изготовление музыкальных инструментов: «Погремушка», «Колокольчики», «Стучалки», «Трещетки» и т.д. Данный вид деятельности нашел свое продолжение и в работе с родителями. На совместной выставке детей и родителей самодельных музыкальных инструментов были представлены инструменты, изготовленные из различных бытовых вещей: музыкальные расчески и вешалки, барабан из чугунка, музыкальные гвоздики и погремушка из металлических пробок, многое другое. Дети с удовольствием играют, на таких инструментах в группах, на праздниках вместе с мамами.
Таким образом, выставка помогла включить родителей в работу по художественно – эстетическому развитию детей, заинтересовала их тем, что происходит в детском саду.
Создавая условия для социальной ситуации развития детей, провели серию открытых музыкальных интегрированных занятий: «Звуки вокруг нас», «Веселое путешествие», которые явились одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства. Интересной находкой было включение творческих заданий для передачи настроения, характера музыки в пластике движений и игре на различных предметах (стеклянные стаканы, фужеры, чайные чашки, крышки от кастрюль, ведро, кубики, карандаши, ложки металлические, мультифоры, бумага). Дети, договаривались между собой, озвучивали сказку, отображая ее в рисунках; путешествовали по страницам книжек - раскрасок, оживляя ее музыкальными звуками.
Создавая условия, для театрализованной деятельности на музыкальных занятиях используем игры-драматизации, которые способствуют объединению музыкального движения, пения, художественного слова, мимики и пантомимы, при этом все они подчинятся главной задаче – созданию художественного образа. При исполнении какой–нибудь роли, ребенок не только представляет, но и эмоционально переживает действие своего персонажа. Зная, какими возможностями обладают игры-драматизации, агрессивному ребенку чаще предлагается роль, которая требует ненасильственного поведения, а неуверенному – роли, где он преодолевает тревожность и страх. Именно в театрализованной деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Работая над игрой-драматизацией, мы не стремимся довести ее до идеального исполнения, так как у детей может пропасть интерес к импровизации, творческому поиску. Результатом работы в данном направлении стали интегрированные развлечения с использованием элементов театрализации: «Теремок» (2014г.), «Дома ли кума, воробей» (2013г.), «Осенние посиделки»(2012г.)
Создавая условия для интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» проводим работу по логоритмике, проводимые совместно с учителем-логопедом. Данная деятельность стимулирует развитие выразительности речи у детей, мимики, движений, фонематического восприятия, артикуляционных навыков. Так в 2012г. было проведено интегрированное музыкально-речевое занятие «Дикие животные», с целью активизация у детей речевых навыков. Во время занятия использовались элементы самомассажа. Дети выполняли массаж, припевая при этом слова потешек. Данное занятие было показано для слушателей ХакИРО и ПК РХ.
Использование пальчиковых игр, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества. Пальчиковые игры вырабатывают у детей такие качества, как адекватная самооценка, уверенность в себе, коммуникативность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе.
Речевые игры, позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Пластика вносит в речевое музицирование пантомические и театральные возможности. Использование речевых игр в музыкальной, театрализованной деятельности эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Работая в данном направлении в течение нескольких лет, педагоги нашего детского сада обобщили опыт по теме: HYPERLINK "мой_узел3/images/обощение%20опыта%20по%20пальчиковым%20играм.doc" «Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников». Опыт был представлен в 2013г.:
для слушателей ХакИРОиПК РХ в рамках экспериментальной площадки по теме: «Взаимодействие специалистов по интеграции образовательных областей «Музыка», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое развитие»;
на городском методическом объединении музыкальных руководителей и логопедов;
на Августовской педагогической конференции.
С целью укрепления психофизического здоровья детей и воспитания потребности в здоровом образе жизни, к международному празднику «День Здоровья» в 2013г., совместно с инструктором по физической культуре были созданы условия для проведения интегрированного музыкально - валеологического занятия «Волшебные часы». Занятие объединило в себе элементы театрализации (роли львенка и черепахи исполняли дети в импровизированной форме), пение песен, слушание музыки на коврике, веселые упражнения по физической культуре, артикуляционной гимнастике. Дети, слушая музыку, старались выполнять в соответствии с ее ритмом различные упражнения с мячами и палками, одновременно следить за осанкой, дыханием. Танцевальное, игровое и песенное творчество детей было направлено на формирование у них эмоциональной отзывчивости к музыке, развитию координации движений, чувства ритма, быстроты реакции.
Эта организованная образовательная деятельность была представлена для музыкальных руководителей и инструкторов по физическому воспитанию города Абакана на методических объединениях.
Создавая социальную ситуацию развития детей, творчески сотрудничаем с воспитателями. Целью таких ООД является обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. На таких занятиях развивается творческое воображение детей, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова. Итогом таких занятий стало развлечение «Волшебная страна музыки и красок». Дети, слушая музыку «Зима» А.Вивальди, свои чувства и эмоции перенесли на рисунок с помощью ярких красок, импровизировали в танце с нарисованными ими снежинками. Слушая произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы», сопереживали больной кукле, выполняя рисунки в холодных тонах, слушая произведение «Клоуны» Д. Кабалевского, слепили смешных человечков из шарикового пластилина, с которыми потом весь день весело играли. HYPERLINK "мой_узел3/images/Музыкальная%20палитра.jpg" Это занятие также было представлено для слушателей ХакИРО и ПК РХ в 2014году.
Таким образом, создавая условия для ситуации развития детей, разработанная система интегрированной организованной образовательной деятельности производит реабилитационный эффект. О комплексном благотворном влиянии созданных условий на развитие ребенка говорит и тот факт, что наши выпускники легко адаптируются в классах развивающего обучения и успешно обучаются. Не будем забывать, что ребенок воспринимает мир в единстве, целостно. Развивать эту целостность в гармонии, призваны интегрированные занятия.
Литература: