Конспект НОД образовательной области «Познание», «Художественное творчество» на тему «Ветка рябины».
Конспект НОД образовательной области «Познание», «Художественное творчество» на тему «Ветка рябины».
Цель: учить детей технике работы с гуашью для изображения ветки с ягодами.
Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о рябине. Познакомить детей с народным календарным праздником « Рябинник», используя народные приметы, обычаи.
2. Развивать любознательность, интерес к природе. Упражнять в рисовании гуашью, кистью (всем ворсом и концом его).
3. Воспитывать умение видеть красоту природы, усидчивость.
Материал: лист А4 белого цвета, краски акварельные, кисточки №2, стаканчики с водой, салфетки, наглядные картинки с изображением ветки рябины, ветка рябины в стакане.
У нас сегодня удивительное занятие, которое посвящается красоте родной земли и, пожалуй, одному из самых поэтичных деревьев России. А какому, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель: Это дерево по моде,Осенью одели вроде, У зеленого пальто,Пуговки красны зато.
Что за дерево такое:
Только осень на пороге –
Вся зардится, как заря,
Красной ягодой горя.
Дети. Рябина.
Воспитатель: Правильно, это рябина.
(Дети садятся на стульчики. Педагог выставляет на доске картинки с изображением дерева и веточки рябины).
Рябина очень красивое дерево, как в период цветения, так и сами плоды. Причем плоды ее настолько яркие, что видны издалека. В нашем селе ее можно увидеть почти у каждого дома, так как люди считают, что рябина – символ счастья и мира в семье. Ещё с давних времён у людей было поверье, что рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. А украшения, сделанные из рябины, оберегали людей от болезней, невзгод, неудач.
- Посмотрите, какие красивые украшения можно сделать из рябины (показываю бусы из рябины).
- Ребята, так какое поверье связано было с рябиной? Что делали украшения, сделанные из рябины?
Дети: Оберегали.
Воспитатель: Ей даже посвящен осенний народный праздник с красивым названием «Рябинник». Празднуется праздник 23 сентября, после первых заморозков, именно с этого дня рябина становится более вкусной, сладкой и с этого дня её начинали собирать для еды, то есть начинали сбор урожая.
Ребята, кто запомнил, как называется народный праздник, который отмечают в сентябре?
Дети: Рябинник.
Усыпанная красными ягодами рябина привлекала людей, и они ходили в лес по рябину, как в летнее время ходили по ягоды и грибы.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно приготовить из рябины?
(Варенье, сироп, используют для лечения, так как в рябине много витаминов, из неё делали настои, отвары и лечили больных людей.)
- Люди используют ее для различных целей. Что же даёт рябина людям в первую очередь? (Пищу, лекарство.)
Собирая ягоду, крестьяне оставляли на каждом дереве часть ягод на зимний прокорм птицам, так как птицы очень любят рябину, особенно когда наступают холода. Если медведь, бродя по лесу, найдёт рябину, то ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами.
- Ребята, так что даёт рябина животным и птицам?
Дети: Корм.
Воспитатель: Посмотрите, какое большое значение имеет рябина для людей. Она оберегает, служит украшением, даёт пищу для людей, и корм для птиц и животных, из рябины изготавливается лекарство. И сейчас мы с вами нарисуем ветку рябины, как символ счастья и мира в нашей группе. Но прежде чем приступим к работе, давайте мы с вами разомнем свои спинки, руки, ноги.
Физкультминутка «Рябинка»
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер)
Воспитатель: Рассмотрите ветку рябины (На доске развешены иллюстрации ветки рябины). Какого цвета ягоды?
Дети: Красные.
Воспитатель: А как они расположены?
Дети: Близко друг к другу.
Воспитатель: Какие по форме листья?
Дети: Продолговатые.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Зеленые, желтые, оранжевые.
Воспитатель: Обратите внимание на их расположение. Как расположены листья на ветке?
Дети: Симметрично, парами, по две.
Воспитатель: Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Вспомните приемы работы гуашью.
Дети изображают веточку рябины на своем рисунке.
Закончив работу, воспитатель обращает внимание детей на свои работы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение В. Широкова о рябине.
Поставь рябиновую ветвь
На стол в стакане.
И в темноте дрожащий свет
Не перестанет
Струится от её плодов,
Мерцать тревожно
О, как хотелось и для слов
Того же!
Пусть слово излучает свет,
Во тьму не канет.
Поставь рябиновую ветвь
На стол в стакане.
Воспитатель достает натуральную ветку рябины и ставит в стакан.
О чем это стихотворение?
Дети: О рябине.
Воспитатель: Созрели ягоды. Начинается золотая осень! А знаете ли вы о рябине какие-либо пословицы, приметы?
- На рябине много ягод – быть зиме снежной да суровой.
А что еще вы знаете о рябине?
- Ягоды после первого мороза становятся не такими горькими.
Воспитатель: Да, рябина очень полезное дерево для человека. Кто мне напомнит, почему мы все же очень много ягод оставляем на дереве? Да, ими питаются всю долгую голодную и холодную зиму птицы.
Ребята, вы нарисовали ветки рябины, а кто напомнит, что означает рябина по преданию людей?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а что сегодня вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (Ответы детей.)