Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Отчет СРефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
После прохождения 3 базового уровня курсов повышения квалификации учителей мой взгляд на свою педагогическую деятельность до посещения курсов и после изменился коренным образом. Понимая и соглашаясь с ключевой идеей модуля новые подходы в преподавании и обучении это - обучение тому, как учиться, мне предстояло развивать у обучающихся детей умение обучаться. На основе изучения на курсах Программы, раздаточного материала тренеров и ресурсов использовать в дальнейшем «целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению».
Принимая во внимание то, «что обучение представляет собой не обособленное явление или навык», задаваясь вопросами, как структурировать учебный процесс, чему обучать, понимала, как важно обуславливать понимание детьми процесса обучения. Для решения этих вопросов поручившись поддержкой сообщества учителей школы, уже изучившие и использующие в своей практике модули Программы, получив консультацию по организационным моментам, определилась с классом, в котором буду проводить серию последовательных уроков. Это - 7 «г» класс со средней успеваемостью. Плановое родительское собрание позволило мне поставить в известность родителей о целях моей практики. Ведь родители – это ближайшие к ученику в ЗБР, которые будут поддерживать детей, отмечать улучшения в обучении ребенка. Ознакомила их с ключевыми моментами Программы, для того, чтобы лучше отслеживать изменения в обучении детей, учитывать изменения в отношениях родителей к учебному процессу и к школе.
Зная не вполне здоровую психологическую атмосферу в этом классе, приступила к созданию коллаборативной среды с целью « вовлечения учащихся в плодотворный учебный процесс». Провела классный час в игровой форме по группам. Первые маленькие, но положительные моменты вдохновили и удивили меня. Дети, которые ранее не дружили друг с другом, охотно шли на контакт, вместе активно участвовали в ролевых играх. Думаю, причина была в том, что детей не ставила в рамки общепринятых правил, а в произвольной форме разрешила рассадку, задания были занимательного характера и выполняемы, а главное, дети выполняли их вместе, сообща в группе. На вопрос, как вы относитесь к таким формам уроков, выразили всеобщее одобрение. Предварительные тренинги побудили первые навыки рефлексии, которые решила проводить ежеурочно. Рефлексия определила позитивный эмоциональный настрой к групповым видам работы. Заметила, что помимо рефлексии на уроке, после урока делаю рефлексию своего отношения ко всему, что происходила на уроке – навыки рефлексировать выработались не только у детей.
Групповые формы общения и обучения – один из главных педагогических механизмов в моей практике. В дальнейшем новые подходы в обучении и идеи остальных модулей Программы старалась внедрять в серию последовательных уроков, опираясь на модуль «Обучение через диалог».
Для этого, чтобы не растерять полученные первичные навыки работы в группе, на первом же уроке запланировала задание для выполнения в паре - детей это не удивило, сразу приступили к обсуждению и выполнению задания по определению ключевых слов по теме.
Положительные аспекты от внедрения новых подходов в обучении в моей практике ощутила уже на первом уроке. При традиционных формах урока при выполнении задания мы не разрешали детям разговаривать друг с другом. Возможность общаться, беседовать вдохновляла детей и раскрепощала. На всех этапах урока дети плодотворно работали, советовались, поддерживали друг друга. Конечно, имело место присущие групповой работе нарушения дисциплины. Для разрешения этой проблемы внесла «метод желтой карточки», которую получает группа в виде штрафа. Штрафовать пришлось только один раз, в дальнейшем не понадобилось. Проанализировав эту ситуацию, поняла, что темпы урока, разнообразие заданий, ограниченное время для выполнения заданий не позволят детям беседовать на отвлеченные темы, диалог должен быть обучающий. Но вместе с тем, не забывать об «активити» (каждому возрасту определенные), которые играют немаловажную роль для эмоционального настроя. Если раньше не хотелось терять время или порой забывала о физминутках, то сейчас стараюсь «бодрячки» проводить на каждом уроке: дети уже знают, что проводится «активити» в начале урока и на определенном этапе динамичная пауза для релаксация (упражнения для глаз др.)
Рефлексируя настрой детей по уроку, поняла, что дети готовы к новшествам и изменениям, открыты к диалогу. Выполнение различных, продуманных заданий на уроках повышает активность и заинтересованность самого ребенка в достижении цели, в получении результатов своих трудов. Результаты своих трудов порадовали детей, которые учились на 3 и 4. Им легко давался материал, успехи стимулировали их. Слабоуспевающий ученик моего класса Рачик, при выполнении задания сверившись с товарищем и поняв, что не ошибается с выбором ключевого слова, был очень доволен результатами своей работы. Потому что все просил посмотреть их одинаковые работы. Работа в паре добавила уверенности ему, как и другим.
Анализируя уровень сложности заданий, поняла, что «процесс работы должен быть достаточно сложным» (Руководство для учителя с.140 ) - если ребенку с высокими навыками давать задание со средним уровнем, то он в скором времени заскучает, что я наблюдала по поведению некоторых моих учеников на уроке.
На втором и третьем уроке задания в группах были творческого характера и более высокого уровня сложности, развивающие навыки самостоятельного добывания знаний и умений. В этом случае неоценима была роль лидерства учеников, которые на уроках являются помощниками учителя при «строительстве моста» между учеником и учебным материалом (Руководство для учителя с.141). Совсем с другой стороны открылись мне ученики своего класса с лидерскими качествами Мища, Жамиля, Дана, за которыми, раньше не наблюдала готовности помогать другим. Когда в классе много детей и групп получается больше. Пока я лидеру одной группы Жанеле помогала организовывать работу, Миша и Дана консультировали, распределяли роли, в группе организовывали работу. Дети справлялись со сложными заданиями посредством передачи знаний «от сильного к слабому» и благодаря чувствам взаимного сотрудничества, которые как показывает опыт, развились у детей моего класса в результате обучения через диалог. Изменились и дети со слабой успеваемостью. С удивлением заметила, что дети обращались за помощью именно к сильным ученикам, а не ко мне. Они стараются подтянуться на уровень сильных учеников - одаренные и талантливые дети этому способствовали. Я всецело согласна с мнением Мерсера (2005), что диалог «ученик-ученик» плодотворнее диалога «учитель-ученик».
Изменяя свои подходы к обучению, заметила, как изменились подходы детей не только к обучению, но и друг к другу. У меня была возможность на четвертом уроке повторения и закрепления провести диагностику этих изменений в детях через рефлексию, а также провести контроль полученных знаний по разделу для сумативного оценивания. Детям предложила задания различной сложности. Надо отметить, что ученики были уверены в своих знаниях - знают свой пороговый уровень по теме. Это я поняла по тому, какие задания выбрали дети себе под силу. Сильные ученики выполнили на уроке и своего уровня задания и легкие задания. Выполняли с энтузиазмом и в темпе. Надо сказать, что хоть задания и были для индивидуального выполнения – по навыкам, выработанным на уроках диалогового обучения, лидеры продолжали консультировать, более сильные ученики обращались к слабоуспевающим с целью помочь, если нужно. Все это говорит о приобретенных глубоких навыках работы в группе. За несколько уроков выработанные чувства сотрудничества и взаимопомощи срабатывали и здесь. Это не усложняло диагностику и контроль знаний по разделу. Тем более что, применение ИКТ позволяет это сделать за короткое время и увлекательно. И не только проверочную работу, но и другие активно-познавательные материалы, конечно, дозировано, с учетом дозволенного времени. ИКТ я применяла всегда, но теперь использую, интегрируя с идеями модуля. Наверное, никакой другой урок не может так красочно передавать видео- и наглядную информацию, как урок географии.
Проверочная компьютерная программа занимательных вопросов (довольно сложная), показала знания детей по всему разделу: отвечали дети почти мгновенно, ответы ученика переходили в хоровой ответ. Реакция на хоровой ответ с моей стороны была положительная – это уже говорило о личных изменениях. На традиционных уроках учителя никогда не приветствуют хоровой ответ, и я тоже была в их числе.
Изменения произошли и в моих подходах к преподаванию. На уроки географии и в других классах шла, вооружившись идеями модульного обучения. Постановку вопросов при фронтальном опросе поменяла коренным образом. Вопросы все подразделяю на «низкого порядка», и «высокого» порядка. Стараюсь формулировать вопросы, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников, задаю критического характера вопросы. Если раньше торопилась ответить на вопрос ребенка, то сейчас отвечаю «подумай… как ты думаешь.. кто ответит на его вопрос..». Сейчас я использую в своей практике различные техники постановки вопросов: побуждение, переориентация, апробирование. Научилась «отвечать» и «слушать» своих учеников, согласно принципам Рэгг и Браун (2001). Научила старшеклассников «активно» слушать – записывать важные моменты в теме выступающего. По модулю развития критического мышления применяю приемы с первой минуты урока. Детям нравится определяться с темой, отгадывать тему по наглядно-демонстрационному материалу. Совместное целеполагание – довольно новый прием для детей. Если раньше цель урока констатировалась учителем, то сейчас я не могу продолжать урок, пока не озвучим вместе цели урока: занимательное дело для учеников 5-7 классов, серьёзное, мотивирующее задание на развитие критического мышления для учащихся старших классов. Приемы на развитие критического мышления стимулируют учащихся и повышают эрудированность, активизирует мыслительную деятельность ребенка. При обучении детей на первом уроке составлять тонкие и толстые вопросы, сильные ученики моего класса быстро сориентировались и задавали друг другу подготовленные ими вопросы. В дальнейшем продолжу работы в этом направлении - развивать навыки критического мышления у своих учеников. На последнем уроке практики обратила внимание на то, как быстро выполнив задания, сильные ученики класса Дана и Жанель друг у друга выясняли принадлежность вопроса в задании: тонкий или толстый вопрос? Отметила изменения мышления у этих детей.
Изменения детей, вернее, изменение отношения детей к процессу обучения радовало и вдохновляло. Хотелось пробовать различные приемы, применить различные стратегии - к сожалению, ограниченность во времени не позволяет нам расширить границы урока. В таких случаях большую роль играет продуманное домашнее задание. Сейчас к заданиям для выполнения дома отношусь очень серьёзно: стараюсь разрабатывать вопросы и задания, согласно таксономии Блума, больше давать задания творческого характера.
Когда задавала на дом разные задания, возникли трудности с определением уровня знаний детей. Никто из детей не относит себя слабоуспевающим, стараются выбрать задания посложнее, возникают трудности с оцениванием такой работы. Поэтому на ИД размещаю запись домашнего задания различной сложности по желанию. Правда, в моей практике был случай, когда «сложный» ученик моего класса Тимур, не относящийся к слабым ученикам, выбрал легкое задание, тогда как от него ожидаешь большего. Тимур на групповых занятиях не хотел работать с детьми этой группы, на втором уроке стимулируя к процессу, определила ему роль модератора, с которым он в принципе справлялся неплохо. Теперь, в дальнейшем, ждут своей очереди быть модераторами все ученики класса. В случае с Тимуром, это тот случай, который Карл Роджерс характеризует эмпирическим обучением: «осуществляется по собственной инициативе, даже когда импульс или стимул возникает извне…». Поэтому и подход к таким детям должен быть индивидуальным. Это одно из сложностей, возникших во время прохождения моей практики.
Возвращаясь к теме оценивания, хочу отметить, что на уроках дети приобрели некоторые навыки оценивания. Некоторые, потому что эту работу надо продолжать и улучшать. Положительными результатами могу отметить по таким изменениям, как: основная масса детей умеет объективно оценивать свой вклад в групповой работе, умеют оценивать себя и других, анализируют собственные достижения, дают оценку происходящему на уроке на этапах рефлексии. Имели место и отрицательные моменты, такие, как: несогласие с оценкой лидера, не всегда обращают внимание на критерии оценивания, сложности словарного запаса и формулировки предложений. Например, при групповой работе лидеры двух групп оценивали вклад каждого члена группы, аргументируя, почему они так оценили, и их оценивание совпадало с моим формативным оцениванием. А когда объективно, на мой взгляд, оценивала лидер Жанель, где были озвучены удовлетворительные оценки, то послушались недовольства, что могло повлиять на дальнейшие их отношения. Исходя из вышеизложенного, делаю вывод: большое внимание уделять критериям оценивания и научить детей придерживаться их, более грамотно подходить к вопросам листа рефлексии. На уроке повторения изучение листов рефлексии по стратегии критического мышления «Я узнал … Я понял….. Мне интересно … Что было трудно выполнять» семиклассников показал, что некоторые дети не умеют еще грамотно выражать свое мнение. Легче выражают свой настрой на листах диагностики, где необходимо отметить соответствующий смайл или отметить соответствующие пункты с ответами. В дальнейшем работа по обучению оцениванию и обучать рефлексировать будет продолжаться.
Учитывая все вышеизложенные выводы по прохождению практики в школе, в заключении хочу сказать, что изменения произошедшие во мне и моих учениках – это изменения в лучшую сторону и динамика темпов изменения – положительная. Надо только в этом направлении продолжать целенаправленно работать. И не только на уровне себя и своих уроков в классах. Надо, чтобы эти положительные тенденции вышли за рамки моих уроков географии на уровне школы. Буду продолжать работать над вопросом «Как обучать и чему обучать?». С удовольствием буду делиться приобретенным арсеналом «педагогического механизма» с коллегами, кто еще не проходил уровневые курсы, желающих перенимать опыт - обучать и взаимообучаться. И придерживаться принципа «всегда использовать возможность давать возможность взаимообучаться».
Список использованной литературы:
1. Руководство для учителя, третий (базовый) уровень, 2012 год.
Раздаточный материал тренера «Руководство по работе в группе»