Статья потеме:Создание образовательного пространства, способствующего развитию способностей всех категорий обучающихся в рамках модели адаптивной школы.


С. В. Агибалова, город Липецк
Создание образовательного пространства,
способствующего развитию способностей всех
категорий обучающихся в рамках модели
адаптивной школы.
Вариативное образование, которое в последние годы стало реальностью в России, открыло возможности для создания разнообразных учебных заведений как для способных и одаренных учеников (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов), так и для тех, кто испытывал серьезные затруднения в обучении и развитии (реабилитационные школы, центры социально-педагогической адаптации). Но именно общеобразовательная школа остается основным (преобладающим в количественном отношении) типом учебного заведения.
Необходимость построения новой, адекватной времени концепции образовательного пространства школы вызвана целым рядом объективных процессов, касающихся изменений, которые происходят сейчас в сфере политики, экономики и культуры. Школа не может оставаться в стороне от этих изменений, не рискуя утратить исконно присущие ей в общественно-историческом процессе функции.
Одним из ведущих направлений развития современного образования является разработка и апробация разных моделей образовательных учебных заведений, что объясняется обострением противоречий, связанных с несоответствием целевых установок государства, общества, родителей, учащихся на высокое качество образования и уровнем личностного развития учащихся. Появились новые проблемы, связанные с несоответствием потребности общества и семьи сделать школу более гуманной и привлекательной для всех учащихся и авторитарным характером образовательного процесса, порождающим инфантильную, конформистски ориентированную личности и учащегося, и учителя. Во многих образовательных учреждениях создалось искусственное разделение образовательного процесса на учебную и внеучебную деятельность с приоритетным совершенствованием учебной. Сложная ситуация наблюдается в организации образовательного процесса и на уровне школ и на уровне отдельных классов: многие учителя практически не готовы к реализации личностно ориентированного подхода. В учебном подходе доминируют вербальные монологические функции (мотивация, рефлексия, самоопределение) школьника, преобладают фронтальные формы обучения, воспитательная практика характеризуется эпизодичностью общешкольных мероприятий. В своей принципиальной основе современная образовательная школа остается неизменной – слабо социальной и личностно – ориентированной.
Одним из способов совершенствования образовательного пространства общеобразовательного учреждения является построение адаптивной школы, удовлетворение их разнообразных познавательных интересов. Обогащение новыми идеями моделирования содержания, организации педагогического процесса и управления им в адаптивной школе позволяет решить проблему создания целостной образовательной системы.
Адаптивная школа – это социально-педагогическая система, активно приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды. С другой стороны, она сама активно оказывает воздействие на внешнюю среду. Важной является следующая особенность адаптивной школы – ее активное приспособление образовательного процесса между собой и к школе в целом [1]. E. Ямбург определил совершенно обоснованно двойную «приспособляемость» адаптивной школы: «такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни» [4]. Приспособление школы к условиям своей внутренней среды, включая учет возможностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса – необходимый признак адаптивной школы.
Адаптивная школа – это образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других типов образовательных учреждений) контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционном обучении.
МБОУ СОШ №33 г. Липецка является школой со смешанным контингентом обучающихся, где учатся:
- одаренные дети (4,3 %);
- дети с высокой мотивацией к учебно –познавательной деятельности и обладающие способностями, позволяющими достигнуть значительного уровня обученности (11, 5%);
- дети с высокой мотивацией к учебно –познавательной деятельности и обладающие способностями, которые позволяют достигнуть среднего уровня обученности (30,5%);
- дети с низкой мотивацией к учебно –познавательной деятельности, имеющие высокий потенциал для достижения значительного уровня обученности (18%);
- дети с низкой мотивацией к учебно –познавательной деятельности и средними способностями (26%);
- дети, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении (4,5%);
- дети, имеющие незначительные отклонения психо-эмоционального характера (1,5%);
- дети, имеющие определенные проблемы со здоровьем (13,5%);
Перечисленное является следствием происходящих в обществе социально-экономических, демографических и других процессов и, естественно, определяет специфику деятельности школы. Миссия школы: дать качественное образование всем, кто в ней обучается.
Адаптивная школа посредством создания содержательных, организационных методических условий призвана каждому ученику быть:
- субъектом собственной жизнедеятельности;
- субъектом предметной деятельности;
- субъектом деятельности общения;
- субъектом деятельности самосознания;
Важнейшей характеристикой образовательной среды в адаптивной школе с точки зрения взаимодействия взрослых и детей является переходом от манипулирования учеником как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности, субъекта образовательной деятельности [1].
В основе образовательного процесса при построении системы адаптивного обучения лежит личностно-деятельностный подход, его концепция содержит идеи научной школы Л. С. Выготского, приобретающие особую актуальность в свете ведущей личностной парадигмы современности. Согласно основным идеям этой школы, не только психическое, но и личностное развитие осуществляется в процессе собственной деятельности человека, который осознает ценность сведений, добытых ранее живущими людьми. Учебная деятельность, включающая предметную, труд, игру, общение, развивает ученика как личность, его личностные качества (самостоятельность, ответственность, критичность и так далее), учит выбирать и отстаивать собственные позиции: способ решения задачи, авторское видение проблемы, собственное мнение о событиях. В традиционной системе обучения не всякий учебный труд есть деятельность, ибо учащийся не является субъектом учебного процесса (инициатором, творцом). На учебном занятии он зачастую выполняет функцию пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации. Он – объект формирующий воздействие педагога [2]. «Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цели, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он осуществляет действия по принуждению, и знания его становятся формальными, а деятельность педагога обречена на безнадежный формализм»[3].
Система адаптивного обучения предполагает, что ученик не только включается в выполнение задания (действия), он принимает деятельность в целом, критически оценивает информацию, происходящие события и собственные действия, формулирует личное мнение и делает выводы, принимает самостоятельные решения.
Важнейшей задачей, решаемой при создании адаптивной модели школы, является конструирование учебно-воспитательного процесса, создание условий для полноценного развития личности ребенка, его самоактуализации. Они могут быть созданы в соответствии с выявленными закономерностями, условиями и факторами эффективного учебно-воспитательного процесса [1]. Отличительной особенностью адаптивной школы является то, что в основе её организационно-педагогической модели лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности, служащий основой для формирования системы целей образования. В этой системе одним из наиболее важных компонентов является готовность молодого человека к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений. Это достигается путем создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных и комфортных условий для всестороннего развития ребенка.
Таким образом, адаптивность школы выражается в ее способности обеспечивать для каждого ребенка:
- открытость и дружественный характер информационной, познавательной, социальной среды в школе;
- разнообразие образовательных программ и согласованных с ними образовательных технологий (с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка);
- полноценность эмоционально – нравственного, интеллектуального, физического развития.
Адаптивность среды в школе выражается также в ее способности создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров и обслуживающего персонала. Адаптивная школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства, выполняет следующие функции:
1.Функция сохранения здоровья учащихся занимает особое место, так как сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Данная функция в адаптивной школе имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья детей.
2. Ориентационная функция направлена на самоопределение ученика в различных сферах жизнедеятельности, включая и построение личностно-профессиональных планов. Данная функция проявляется в установках на активное включение ученика в качестве субъекта в процесс собственной ориентации, на создание условий для развития у него осознанного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистической оценки всей совокупности информации.
3. Коррекционная функция предполагает создание условий для выявления и реализации личностью школьника своего потенциала.
4. Стимулирующая функция обеспечивает формирование у учащихся положительной мотивации обучения.
5. Пропедевтическая функция обеспечивает процесс совместного определения со школьником его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить ему свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах.
6. Кооперационная функция сводится к объединению всех социальных институтов, начиная семьи и заканчивая правоохранительными, медицинскими, досуговыми и прочими учреждениями с целью усиления возможностей в создании условий для развития индивидуальных способностей, интересов, оптимистических жизненных планов ученика не только в специально организованной образовательной среде, но и в реальной жизни [4].
Осуществление функций адаптивной школы возможно при условии реализации подлинной индивидуализации процесса обучения на основе следующих принципов:
- принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
- принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
- принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
- принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
- принцип субъективности учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
- принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса;
- принцип целостности и универсальности образования.
МБОУ СОШ №33 г. Липецка имеет статус общеобразовательного учреждения. Она расположена на Юго-Западном районе города (24 микрорайон). Микрорайон не случайно называют спальным, так как на его территории отсутствуют промышленные предприятия и учреждения соцкультбыта.
Социальный состав семей учащихся школы достаточно разнообразен:
37% родителей – рабочие, 21% - служащие, 15% - ИТР, 5% - преподаватели, врачи, военнослужащие, 7% - частные предприниматели, 15% - пенсионеры и безработные. В последний год произошел резкий рост числа детей, живущих детей в неполных семьях. Большинство родителей (64%) имеют высшее образование, 24% - среднее специальное.
Педагогический коллектив МБОУ СОШ№33 стремится, с одной стороны, максимально учесть индивидуальные особенности обучающихся, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Главным итогом такой двусторонней деятельности школы является создание системы адаптации детей и юношества к быстро меняющейся жизни, в связи с чем в настоящее время осуществляется организация образовательного процесса с учетом социальных запросов населения и требования государства, нашедших отражение в образовательных стандартах, а также с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей учащихся.
В настоящее время стратегия МБОУ СОШ №33 заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов в быстроменяющемся мире, способности к самостоятельному принятию и реализации решений, что не может обеспечить традиционная образовательная система. Поэтому возникла необходимость создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных и комфортных условий для всестороннего развития каждого ребенка.
Такая система будет обеспечивать:
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка, на основе корректировки к запросам социальной среды;
- предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
- формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель»); - обеспечение высокого уровня сложности учебного материала в соответствии с индивидуальными способностями каждого ребенка и интегрированности в процессе преподавания учебных предметов.
Таким образом, возникает возможность разрешить проблему противоречия между современным заказом государства и общества на «личность, способную реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических и учебных возможностей» и отсутствием условий для ее формирования в рамках модели традиционной образовательной системы.
Литература
Анохина Г. М. Личностно развивающие педагогические технологии. – Воронеж: ВОИПКРО. 2005 – 97с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976 – 186 с.
Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.; Центр «Педагогический поиск», 2001 – 384 с.