Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Рефлексивный отчет по внедрению изменений
в собственную практику преподавания и обучения
Современное образование, на сегодняшний день ставит в приоритет развитие самостоятельно думающей, рефлектирующей, компетентной, в сфере своей деятельности личности. А потому, задача современного учителя заключается не в традиционной формальной передаче знаний, а в вооружении учащихся инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Необходимо отметить, что период практики, во многом изменила не только меня, моих учеников, но и сам процесс преподавания. Я начала задумываться над тем, что я могу сделать для современного образования и какие изменения могу внести в свою преподавательскую деятельность.
Наши ученики не умеют учиться, они привыкли получать готовые знания от учителя, не умея их применять, а тем более добывать самостоятельно. Значит, пришла пора и нам, учителям, поменять принципы в своей педагогической деятельности. А результатом наших перемен станет наш новый ученик – «независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях» (см. «Руководство учителя» с.119). А самое главное – наш ученик научится тому, как учиться. Но «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности учеников», согласно исследованиям Стронга, Варда и Гранта, (см. «Руководство для учителя» с.119) останется учитель.
Ведь в основу Программы заложена конструктивистская теория обучения, являющаяся теоретической основой Кембриджского подхода к преподаванию. Суть этой теории в том, что «развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний – с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников». (см.«Руководство для учителя» с.119) А основная задача Программы – «помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику». (см. «Руководство для учителя» с.126) .
В период практики в школе, я начала с того, что
1.Провела беседу с администрацией школы, коллегами по модулю «Лидерство в обучении», не оставила и без внимания школьное сообщество единомышленников, организованное Розой Капитановной, куда кроме меня вошли учитель информатики, учитель физической культуры, учитель начальных классов и психолог школы.
2. Провела классное собрание с родителями класса, которого выбрала для практики .
3.В ходе практики рассказала ребятам о новых подходах в обучении и как мы будем работать.
3.Вместе с учащимися составили правила работы в группе.
4.На каждом уроке постарался применить все семь модулей программы.
Мною было проведено 4 урока по географии в 9 классе, где старалась внедрить все 7 модулей Программы, которым посвящен данный мой рефлективный отчёт. Разъяснила ребятам, как мы теперь будем работать на уроке. Дети проявили интерес, задавали вопросы. Разработали правила работы в группах. Только после этого начала подготовку к урокам. Для себя поставила такие задачи: повысить интерес детей к учебе, развить их внутреннюю мотивацию, повысить их самооценку, научились тому, как учиться.
Рассмотрю каждый модуль и его значимость для современной школы.
«Новые подходы в обучении» ранее применяла элементы этого модуля в своей практике, особенно диалоговое обучение. По своей специфике диалог, как метод обучения, присутствовал на уроках географии всегда. Особенно, диалог активно применялся мною в игровой технологии, в исследовательской работе, при составлении вопросов от низшего к высшему.
На практике, стала проводить уроки с применением диалогового обучения. Во время первого урока выяснилось, что многие ученики в классе не умеют выступать перед аудиторией с четким и ясным пересказом изученного материала, а также ведение диалога, обсуждение, им дается с трудом. Может быть, сыграл фактор видеосъемки. Это заставило меня немного изменить свои подходы ко второму уроку при диалоговом обучении. На второй урок основной задачей, я поставила для себя, научить детей саморегуляции и навыкам самостоятельного обучения.
На последующих уроках я постаралась организовать работу учащихся так, чтобы они постоянно находились в разных микрогруппах, где совместно работали над созданием презентаций на флипчартах, и каждый из них, хотя бы по одному разу выступил на защите презентации своей группы. Выяснилось, что некоторые из учеников впервые выступали с презентациями перед классом, и поэтому, естественно, они не могли собраться, терялись, но старались довести свое выступление до конца, чтобы не подвести свою группу. В результате чего, во-первых, дети понемногу начали преодолевать барьеры, скованность, страх перед аудиторией, во-вторых, стали более аргументировано выступать, правильно излагать свои мысли, доказывать и отстаивать свою позицию. Прогресс в диалоговом обучении я наблюдала в течение практики у таких учеников, как Владимир, Роман дети с низкой мотивацией. Они на первых уроках были всего лишь сторонними наблюдателями, но постепенно, под влиянием других, наиболее способных учащихся, таких, как Даурен, Даяна, Сергей и другими учащимися с высокой мотивацией которые быстро сориентировались и принимали активное участие во всем, тоже стали принимать участие в этом процессе. Поэтому, новые подходы в обучении необходимы, с помощью которых деятельность учащихся выдвигается на первое место «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучатся».
Критически мыслить – значит развиваться, преодолевать трудности.
Научить детей рассуждать, строить логические выводы очень помог модуль обучение критическому мышлению: синквейн, ЗХУ, «Дуэль» «Делегирование», логические цепочки, чтение с пометками, дискуссия. На уроках я часто использовала вопросы: «Не могли бы Вы привести пример? Какие аргументы можете привести в пользу своего мнения? Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили? и др., что, таким образом, способствовало развитию критического мышления, увеличению словарного запаса, формированию у них творческого мышления, ибо самостоятельное раскрытие сущности явлений невозможно без активного мышления, без применения знаний о самом процессе понятия, без овладения логическими операциями.
Впервые на курсах столкнулась с оцениванием для обучения (формативное). Где учитель не является единственным оценивающим лицом, ученики, как самостоятельно, так и совместно с учителем, могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, поэтому им необходимо работать в соответствии с информацией и обратной связью, для того, чтобы добиться хороших результатов в обучении.
Оценивание обучения (суммативное) может быть только результатом какого-либо итогового тестирования (например, четвертного или годового), и не направлено напрямую на вклад в будущее обучение; является важным условием для проведения мониторинга или предоставления отчетов по успеваемости, и собранная таким образом информация может использоваться для определения дальнейших стратегий обучения. Что мы и делали раньше. Хотя я уже вводила в свою практику взаимооценивание. Это была лишь простая взаимопроверка контурной карты, географического диктанта или взаимный опрос с помощью открытых вопросов в виде игры «Ты мне – я - тебе».
Оценивание учащихся, для меня был сложным процессом, потому как все оценивание сводилось к выставлению отметки.
Первый этап занятий «Лицом к лицу», помог мне переосмыслить подходы к оцениванию, опираясь на теоретический материал программы курсов, применяла на практике критериальное оценивание, самооценивание и формативное оценивание. На первом уроке во время серии последовательных уроков, я предложила формативное оценивания работы по каждому этапу в течение всего урока, с помощью карточек по цветам, чтобы каждый учащийся наглядно видел и знал, как он поработал на уроке и какой итоговой оценки он добился. Это должно было способствовать тому, что ученики, видя оценку на каждом этапе, учились доверять оценке, повышалась бы их мотивация и самостоятельность в обучении. Ко второму уроку, я предложила детям лист самооценивания, результат которого они потом учитывали при выставлении оценок. В конце этого урока, при подведении итога, новым для моих учеников стало выставление итоговой оценки на основе формативного оценивания. Каждый ученик мог наглядно увидеть, из чего складывается его оценка за урок, на каких этапах урока он работал слабо и что в следующий раз нужно сделать лучше, чтобы заработать хорошую оценку. Таким образом, применение формативного оценивания помогло более объективно оценивать работу детей на уроке и у них, в свою очередь, стало больше мотиваций для хорошей учебы.
Использовала на практике информационно - коммуникационную технологию в учебном процессе как: интерактивная доска, интернет ресурсы, которые дали колоссальное преимущество при планировании и проведении уроков. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, я от этого только выиграю. На курсах, у меня поменялось мое представление о применении ИКТ на уроках. Для себя, я открыла новые возможности использования ИКТ на уроках и применила эти элементы на уроках географии. Дети готовили свои исследовательские проекты на уроки по теме: «Топливная промышленность», «Черная, цветная металлургия», так же я использовала видеоролики при объяснение, как и каким способом, добываются и обрабатываются полезные ископаемые. Особенно преуспели в этом Даурен и Кристина. Они с помощью презентаций помогли интересно провести урок. Неожиданностью было то, что на 4 уроке во время групповой работы, готовя презентацию по учебнику, ребята воспользовались сотовым телефоном, Даяна принесла ноутбук, а Катя работала с планшетом, чтобы скачать дополнительную информацию о цветной металлургии. И смогли, на мой взгляд, на уровне своих возрастных особенностей, удачно презентовать. Я, со своей стороны, узнала много нового от своих учеников на этом уроке. ИКТ оказывает нам учителям огромную помощь в работе.
Я считаю, что нет бездарных детей, каждый ребенок талантлив по своему, задача учителя в том, что необходимо эти таланты раскрыть и в дальнейшем развивать. В отношении талантливых и одаренных детей я провожу определенную работу, к примеру: при подготовке учеников к олимпиадам, к научно-практическим конференциям. У нас есть определенные успехи, так Даяна в течение 2 лет занимает 2-3 места по географии на районной олимпиаде, так же вместе с Олей награждены сертификатами участниц исследовательской работы в области географии и химии. Кристина и Ольга принимают участия в интернет олимпиадах.
Я готовлю детей не только на олимпиады по предметам, но и на различные внутришкольные, районные интеллектуальные игры и конкурсы. Однако, такие мероприятия не являются единственным способом развития талантов и способностей ребёнка. Талант и способность может проявиться в организаторской и творческой деятельности. Такой ребенок может стать помощником учителя, в урочной и вне урочной деятельности. В этом классе практически все дети проявляют способности и интерес к определенному виду деятельности, не только к интеллектуальной. Например, Ольга – занимается танцами, лауреат районных конкурсов; Сергей – любит футбол, занимается в секции; Нурумбек - коллекционирует машины собственного конструирования; Нурбек - любит компьютер, играет в интеллектуальные игры; Валерия – занимается тяжелой атлетикой, имеет разряд, занимает призовые места в области. Поэтому при планировании урока учитель должен принимать во внимание потребности всех учеников и включать задания на развитие его способностей.
На мой взгляд, задания для талантливых и одаренных учащихся по моему предмету должны быть более высокого уровня сложности. Результаты применения данного модуля: умение учителей изменять и применять задания, необходимые для талантливых и одаренных учеников в классе, умение учителей планировать работу в группе для выявления талантливых и одаренных учеников, умение учителей фиксировать прогресс ученика для его дальнейшего развития.
На практике применила разноуровневые задания для различных групп учеников. Если раньше давала опережающие задания в основном всегда ученикам с высокой мотивацией, во время практики я предложила их и другим. Теперь я могу с уверенностью сказать что Даниель, Роман, Владимир отлично с этим справятся. Ученики, получившие опережающее задание-это наиболее способные, которые выполняют задания быстрее других. И здесь я соглашусь с Фриманом в том, что им нужно давать более сложные задания, так как у них более высокий уровень мышления. Учащиеся Даурен, Даяна, Ольга, Кристина, яркий тому пример.
Весь процесс преподавания всегда предусматривал обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся. И сейчас отступать от этого было бы не логично. Стараюсь развивать в детях память, речь, внимание, мышление, логику, творчество и т.д. Используя при этом различные виды деятельности: наблюдение, исследование, анкетирование, беседу, эксперимент, тестирование, игры - все то, что позволит учащимся гармонично развиваться. При этом старательно воспитываем в детях самостоятельность и организованность. Это очень сложный процесс.
Ведь, ученые подчеркивают, что особенности развития внимания, памяти, речи, мышления, способности к рассуждению напрямую зависят от возраста обучающихся. Мы в своей работе должны учитывать возрастные особенности детей. Но, иногда, задавала детям задания, явно не соответствующие их возрастным особенностям. Теперь же после курсов, я всегда перед составлением уроков стала учитывать этот момент и даже ввожу психологические тренинги и физминутки с учетом их возрастных особенностей.
Существует огромный неиспользованный потенциал для моего педагогического совершенствования, хотя уже имею 17 лет непрерывного педагогического стажа. Лидерство является основной человеческой способностью, которая побуждает к постоянному развитию. Учитель не должен концентрироваться только на проведении уроков. Находясь на практике, я нашла поддержку в лице директора и коллег.
Во время практики я дала семинар о курсах нового формата на педагогическом совете, провела классное родительское собрание. Коллег заинтересовали элементы модулей критического мышления, диалогового обучения и метод оценивания.
Подводя рефлексию своей практики, определяя границы своих возможностей, действуя по формуле «я знаю, что я это умею или не умею»,
в применении новых модулей обучения. Не всё у меня получалось сразу и хорошо. Сказывалась нехватка опыта в применении новых знаний. Тем более, что внедрение элементов требует системного подхода к работе, глубокого знания теоретического материала по этим модулям. Результаты у меня есть, которые, в будущем, я хочу более тщательно проанализировать и применять полученные на курсах новые знания в своей дальнейшей работе.
Я составила для себя план реализации на будущее:
постоянно работать по этой Программе.
- продолжить работу по созданию атмосферы сотрудничества в классе;
способствовать формированию навыков саморегуляции учащихся;
внедрят системно формативное оценивание;
разрабатывать уроки с целью вовлечения учащихся с различной мотивацией;
расширить возможности по применению ИКТ;
детально разработать среднесрочное и долгосрочное планирование.
Литература:
1 Руководство для учителя.
2 Интерактивные методы обучения и управление классом. Бишкек,2004 под редакцией Саймона Дженкинса.
15