Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи
учителя.
Элберт Грин Хаббард.
В течении трех месяцев, я проходила курсы второго (базового) уровня в рамках повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в новом формате на основе лучшей мировой практики. Данная программа разработана совместно с факультетом образования университета Кембридж (Великобритания) в рамках соглашения между Международным Экзаменационным Советом университета Кембридж и Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Программы второго уровня, в дополнение к предыдущей, пропагандирует необходимость развития у учителей навыков практической реализации процессов коучинга и менторинга, в целях сотрудничества с коллегами и оказания им профессионального содействия. Данная программа основывается на результатах комплекса научных исследований. Кроме того, представленные в ней категории и подходы основаны на достоверных результатах многолетнего практического опыта начинающих и более опытных учителей, менторов и коучей (1, стр. 151). Я считаю, что в результате различных исследований, работа тогда становится продуктивной, в итоге которой все данные, полученные в результате научных исследований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, приносят положительный резонанс. В связи с этим ожидаемыми результатами Программы второго уровня являются готовность учителей к обучению учеников тому, как учиться и сформированность их как независимых, самомотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях (1, стр. 151). И естественно, наибольшее воздействие на положительный результат процесса обучения учеников является не столько администрация школы или органы управления системой образования, сколько главным образом тяжелый кропотливый ежедневный труд учителя непосредственно в классе, направленный на развитие и воспитание подрастающего поколения. Компетентный в определённой области человек, в частности учитель, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Бесспорно, самую главную роль в обучении и становлении личности ученика играет учитель. Я считаю, от того как он владеет методикой, преподносит материал, как складываются отношения с детьми и между ними, психологический настрой и само отношение родителей к учебному процессу, заложат хороший фундамент для будущего развития маленького ученика. Но чтобы помочь школьнику, в первую очередь, мы должны сами поменяться. Как ни странно это может показаться ,изменить себя, переосмыслить свои жизненные позиции за три месяца повышения квалификации, можно было бы сказать не возможно. Главное у человека должно быть желание развиваться в ногу со временем, не стоять на месте. Перед каждым появляется дилемма: с чего начать? Ответить на этот вопрос можно было бы одной очень древней китайской пословицей: «Большой путь начинается с первого шага», хоть мелкими шажками, но двигаться только вперед и каждый день. Только тогда будут происходить изменения в сторону роста. Каждый педагог, обучающийся на этих курсах, понял, что новые подходы в обучении основаны на конструктивных теориях. А как нам известно, данная теория строится на том, что развитие мышления и познания учащегося основывается на взаимодействии уже имеющихся знаний и получаемых из различных источников: от учителей, из книг, одноклассников, родителей, интернет ресурсов. На протяжении пяти веков считалось нормой обучение школьника по схеме «учитель-ученик-учитель». Главное, что характерно для этого процесса, — деятельность учителя состоит в основном в предоставлении, "подача" информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств. Долгое время упорно существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют нам перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнерами. На протяжении двадцатилетнего стажа работы я как раз придерживалась демократического стиля, и грамотно держала дистанцию в общении, поэтому в этом отношении мне будет проще сделать переосмысление своей работы, проанализировать манипуляции до курсов и спланировать дальнейший путь своего развития и общения с окружающими- после. Можно ли изменить себя за три месяца? Я думаю, можно расставить акценты в своём мировоззрении, расставить приоритеты, приобрести новые знания. Можно увидеть себя со стороны, глазами коллег. Можно скорректировать всё. Использование видео в практической деятельности при анализе очень многое дает. Смотреть на себя со стороны непривычно, но увидев все недостатки- можно исправить. На 180 градусов измениться невозможно, да, видимо и не стоит. Ведь цель не в этом. Каждый из нас индивидуален. Но любое обучение не проходит бесследно, в частности для меня данные курсы позволили взглянуть на учебный процесс с другой стороны, заставили переосмыслить методы и подходы в преподавательской деятельности. Открыли для меня совершенно другой мир моей профессии. Моя практика в школе совпала с каникулярным временем, в связи с этим я в первую очередь распланировала дальнейшие действия для того, чтобы не тратить время даром. Сначала побеседовала, затем предложила учителю В.Н.В. поработать совместно и стать моим менти, так как она прошла недавно курсы третьего (базового) уровня, молодой специалист, полна энтузиазма работать, и развиваться дальше. Мы обсудили график совместной работы, я провела знакомство с Программой второго уровня. Наша совместная работа прошла плодотворно. В ходе процесса целенаправленной передачи опыта на основе взаимопонимания, Н.В. с удовольствием ответила на подготовленные мной вопросы анкет, что позволило достигнуть наибольшего успеха. Оценив и проанализировав способности к саморазвитию, самообразованию, умению вести уроки, в процессе менторинга я выявила у учителя В.Н.В. ярко выраженный рост в педагогическом мастерстве, желание продвигаться дальше. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу (учебное пособие Педагогика: Сластенин В., Исаев И.). Следующим образом, я пришла к выводу, что мой менти является лидером, в котором в глубине души присутствует страх быть успешным в работе, причинив дискомфорт окружающим. Но этот факт дает возможность работать в паре дальше, преодолевая появившиеся преграды на пути.
На современном этапе существования школы ситуация коренным образом изменилась. Теперь учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения, приобретают и сформировывают навыки для дальнейшего применения полученных знаний вне класса.
Литература:
1.Программа. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2.«Руководство для учителя», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.