«Через педагогику – к системе здровьесбережения, через образование – к здоровому образу жизни»
Севостьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района Саратовской области.
Инновационный продукт
«Через педагогику – к системе здровьесбережения, через образование – к здоровому образу жизни» (на основе технологии развивающего обучения Л.В.Занкова)»
Общее описание инновационного продукта
Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения. Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта неблагоприятная тенденция характерна для детей школьного возраста.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования.
Сегодня задача образования состоит не в том, чтобы «дотянуть» ребенка до последнего звонка, чтобы за эти годы ничего не случилось, а полноценно подготовить его к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо.
Почему?
Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» (ЗОТ) появилось в лексиконе в последние годы и долгое время воспринимались многими педагогами неоднозначно:
-одни воспринимали их как аналог санитарно - гигиенических мероприятий;
-другие - как совершенно новую педагогическую технологию, альтернативную, например, технологиям В.Зайцева или С.Френе;
До сих пор у многих нет четкого разграничения понятий между здоровьесберегающей технологией и санитарно - гигиеническими нормами.
Современному педагогу следует четко различать, что, например, красиво оформленный фитобар - это ЗОТ, а проветренный кабинет - это нормальное санитарно - гигиеническое состояние помещения, где предстоит находиться обучающимся в течение всего рабочего дня.
Одной из педагогических технологий, соответствующей принципам здоровьесбережения, является технология развивающего обучения (или технология раннего всестороннего развития личности ребенка).
Второй год я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова и убедилась, что в основе ее заложена забота о психическом, физическом и нравственном здоровье учащихся, т.е. всестороннем гармоничном развитии личности.
Под «всесторонним развитием» Л.В.Занков понимал «целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника». Таким образом, 50 лет назад Леонид Владимирович предугадал основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Здоровьесбережение выступает на фоне педагогической технологии Занкова в качестве условия одной из задач достижения главной цели.
Данная система развивающего обучения позволяет решать задачи здоровьесберегающей технологии, которые заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение.
Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, который закладывает школа, должен основываться на охране здоровья обучающихся, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья под общим названием «здоровьесбережение», направленной на сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья ребенка:
-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия со стороны школы.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
методическая литература, интернет-ресурсы;
школьная музейная комната;
школьная библиотека;
спортзал, спортивная площадка;
современное оборудование кабинета.
Резюме:
Если
а) учитывается состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения,
б) реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья обучающихся,
в) формирования культуры здоровья строится через мотивацию на ведение здорового образа жизни, то полученная система здоровьесбережения поможет подготовить ребенка к самостоятельной жизни, и заложит основы для формирования успешной личности, готовой полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение.
Технология внедрения инновационного продукта:
что? для чего и зачем? для кого? как?
Продукт - оптимальная методическая система по педагогике здоровья, полученная в результате применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий в учебном процессе.
Схема реализации продукта
(ведущие методики здоровьесберегающих технологий - здоровьеформирующие технологий – результат)
Ведущие методики здоровьесберегающих технологий Ведущие методики здоровьеформирующих технологий Результат
ПУТЬ 1. «Знакомство»
Психолого -педагогическое и медицинское обследование ----------------------------- Карта здоровья 1Бкласса
на 1 сентября 20011-2012г.
ПУТЬ 2.«УРОК» (Учебная деятельность)
Метод 1
”Обучение с интересом”
Формирование собственных личностных качеств, способствующих сохранению своего здоровья при постижении азов науки Отсутствие утомляемости благотворно влияющее на здоровье ребенкаМетод 2
”Поющие гласные”
Формирование собственных умений снимать умственное и физическое напряжение на уроках русского языка Развитие эмоций, чувств, мысли, снятие умственного и физического напряжения, свободное переключение с одного вида деятельности на другой.
Метод 3
Технологии общения: ”ученик –ученик” и ”ученик-учитель”.
Формирование коммуникативных компетенций, способствующих общению с окружающими Развитие качеств коммуникативных компетенций ученика.
Метод 4
”Проблемная ситуация на уроке”
Формирование способностей свободно излагать свои мысли, доказывать свое мнение. Обеспечение необходимого положительного эмоционального фона обучения через решение проблемных вопросов
Метод 5
”Движение-это жизнь”
Формирование навыков стойкой установки на первостепенную ценность здоровья и здорового образа жизни Благотворное влияние на аналитико-синтетическую деятельность головного мозга, активация сердечно–сосудистой и дыхательной системы, улучшение кровоснабжения внутренних органов и работоспособности нервной системы.
Метод 6
”Движение наглядного учебного материала” Формирование навыко сохранения собственного зрения, начиная с младшего школьного возраста Активация внимания детей, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве.
Метод 7
”Зрительные горизонты”
Формирование навыков сохранения собственного зрения, начиная с младшего школьного возраста
Развитие чувства зрительной координации и синхронизации
Метод 8
”Творчество”
Формирование устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни.
Развитие мотивации на здоровый образ жизни.
ПУТЬ 3. «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ» (Внеучебная деятельность)
Классные часы, беседы, внеклассные мероприятия на темы: «Здоров будешь – всё добудешь»
"Режим дня - основа жизни человека"
"Дружи с водой!"
"Как сохранить хорошее зрение?"
"Уход за ушами и зубами"
"Уход за руками и ногами"
"Лакомств - тысяча, а здоровье одно"
"Сон - лучшее лекарство"
"Вредные привычки"
"Осанка - стройная спина!"
"Если хочешь быть здоров - закаляйся!"
Воспитание в себе культуры здоровья с младшего школьного возраста, формирование устойчивой мотивации на первостепенную ценность здоровья и здорового образа жизни
Развитие навыков правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам; приобретение гигиенических навыков; развитие привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье;
Реализация школьного Мегапроекта «Сочи-2014» Формирование навыков желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги Развитие нравственной культуры учащихся, интереса к спорту, пропаганда здорового образа жизни;
Развитие интереса к спорту; Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
ПУТЬ 4.«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ» (Работа с родителями)
Родительские собрания на тему:
”Быть здоровым – это модно”. Формирование нравственной культуры; ведения здорового образа жизни и у детей, и у родителей.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за яркие победы и достижения российских спортсменов, вписавших золотые страницы в историю олимпийского движения;
Дни Здоровья
Спортивные праздники
(родители +дети) Формирование навыков совместной деятельности, направленной на здоровый образ жизни Развитие интереса к совместной деятельности, направленной на укрепление физического и психического здоровья внутри класса, а также внутри семьи.
ПУТЬ 5. «ВСЕГДА ВМЕСТЕ»
(Сотрудничество с детской школьной организацией СОДМИ)
Конкурсы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни
Формирование умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, способствующих сохранению
и укреплению физического и психического здоровья.
Развитие умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Для чего и зачем или цели и задачи инновации.
Актуальность проблемы: Академик Н.М. Амосов считал, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач, ведь в школе ребёнок проводит 70% времени. Специалисты считают, что от 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Именно эти факторы побудили меня серьёзно подойти к проблеме сохранения здоровья ребёнка в период обучения.
Цель продукта:
подготовить младшего школьника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для его целостного развития- « ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника».
В части «здоровьесберегающие технологии» - создание оптимальной системы здоровьесбережения, направленной на сохранение и укрепление психического, физического и нравственного здоровья детей.
В части «здоровьеформирующие технологии» - создание системы формирования здорового образа жизни у младших школьников через воспитание стойкой установки на первостепенную ценность здоровья и здорового образа жизни.
Задачи продукта:
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования я поставила следующие задачи:
проанализировать состояние здоровья каждого обучающегося на этапе запуска проекта.
разработать и обосновать модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс.
выявить пути и способы формирования культуры здоровья через мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Для кого? Как?
Предмет исследования: психическое, физическое и нравственное здоровье учащихся и условия, способствующие сохранению и укреплению их здоровья.
Объект исследования – 1Б класс (2011-2012 учебный год.)
Ресурсы проекта:
методическая литература, интернет-ресурсы;
школьная музейная комната;
школьная библиотека;
спортзал, спортивная площадка;
современное оборудование кабинета;
Как или процесс внедрения инновационного продукта.
Этапы реализации проекта:
Проект реализуется с 2011-2012учебного года на базе 1Б класса МБОУ «Лицей» р.п. Степное и рассчитан на 4 года, до окончания начальной школы.
Пути внедрения инновационного продукта.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорил о здоровье: “Здоровье необходимо. Это базис счастья, Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
ПУТЬ 1. «Знакомство»
В 2011году был скомплектован 1Б класс, в котором в первую очередь было проведено психолого - педагогическое и медицинское обследование, которое заключалось в проведении анализа медицинских карт детей, анкетирования родителей с целью выявления часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями. Выяснилось: в классе имеются дети с нарушением зрения, опорно-двигательной системы, с нарушением осанки и дети со слабым иммунитетом.
Карта здоровья 1Бкласса на 1 сентября 2011-2012г.
Показатели 1класс 2011-2012 учебный год
Кол-во обучающихся25
Кол-во обучающихся Iгруппы здоровья 13
Кол-во обучающихся IIгруппы здоровья 11
Кол-во обучающихся IIIгруппы здоровья 1
Кол-во обучающихся, занимающихся в основной физкультурной группе 24
Кол-во обучающихся, занимающихся в специальной медицинской группе 1
Снижение остроты зрения 3
Нарушение осанки 7
Плоскостопие 2
Нарушение опорно-двигательной системы 3
Из бесед с родителями выяснилось, что многие дети не соблюдают элементарный режим дня и не приучены к выполнению гигиенических правил, которые ребенок обязан соблюдать каждодневно. Поэтому, первостепенными задачи педагогической деятельности явилось создание здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, не наносящие ущерба здоровью ученика, а также привитие навыков интересак здоровому образу
ПУТЬ 2 «УРОК»
Урок- главное поле реализации здоровьесберегающих технологий. На уроке определены три группы задач, связанных с проблемой здоровья:
диагностические (соблюдение элементарных норм СанПИНа - проветрено ли помещение, достаточно ли света, не мешает ли шум и т.д.);
коррекционные (скорректировать позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, смена видов деятельности, вовремя организоаванное творческое задание и т.д.);
формирующие – капля за каплей формирование здорового потенциала у детей через применении различных методик с целью воспитания у учащихся культуры здоровья и здорового образа жизни.
Современный занковский урок – это удивительное чудо рождения детских мыслей, чувств, таких индивидуальных и творческих, что просто дух захватывает. Это гармоничная атмосфера творчества и доверительные, насыщенные положительными эмоциями, отношения между учителем и учеником,комфортный психологический климат, демократический стиль общения, когда учитель спокойно реагирует на ошибочные ответы учеников, спор, доказательство своих рассуждений,– вот основные принципы здоровьесберегающего урока по Занкову.
Большим подспорьем в проведении уроков с элементами здоровьесбережения являются тематические уроки - презентации. Содержание некоторых из них можно связать с вопросами здоровьесбережения («На горке» - правила безопасного поведения на горке;«Поймай снежинку» - как не простудиться зимой и т.д.).
Не менее важно, как считал Л.В.Занков, на уроке для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал, который выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Метод 1 ”Обучение с интересом”
Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться ситуации интереса как разными способами, которые прописаны в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (коллизии, проблемное обучение и т.д.), так и собственными изобретёнными формами организации урока и приёмами. Примеры:
1.Организационный момент (самоопределение к деятельности) необходимо начинать с эмоционального настроя детей на предстоящую работу: взяться за руки и просто друг другу улыбнуться. Это помогает детям с хорошим настроением начать урок.
2.На этапе актуализации знаний учитель может успешно реализовать здоровьесберегающий потенциал урока. Этот этап урока можно начать со слов:”Давайте проверим нашу память, быстроту реакции, воображение. Давайте разомнёмся перед знакомством с новым материалом.” Усвоение пройденного материала можно провести в виде интересного кроссворда; небольшого четверостишья, который поможет детям без проблем вспомнить пройденный материал; можно применить элемент игры или сюжет какой-нибудь известной сказки. На этом этапе ученик работает с удовольствием, у него загораются глазки, ему хочется отвечать, поднимать руку, видя свои успехи.
3.Знакомство с новым материалом лучше усваивается, когда перед детьми возникает проблема или коллизия. Они с большим интересом участвуют в обсуждении проблемы, предлагают разные варианты решения этой проблемы, им интересно добраться до истины. Дети работают, и им это нравится, и нет скучающих взглядов. А ведь главная задача учителя на уроке- не давать скучать детям- это главный фактор здоровьесбережения.
4. Более 50 лет назад Занков говорил о преимуществе работы в парах, групповой работе на этапе закрепления изученного материала, где ребенок чувствует себя непринужденно, ему интересно работать, он легко общается, высказывает свою точку зрения, словом, о том, о чем сегодня говорят при внедрении ФГОС нового поколения в начальной школе.
П.Я. Гальперин говорил, что «даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без ущерба здоровью. Губит детей тоска зелёная».
Метод 2 ”Поющие гласные”
На уроках чтения и письма проводятся дыхательные гимнастики по методике австрийского ученого Б. М. Лессера-Лазарко. Метод состоит в использовании энергии полного дыхания.
Что это за энергия? Ее приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делается глубокий вдох, а на выдохе начинается пение гласных звуков. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, следует класть руки на грудь - она не должна двигаться. Гармоничные, одухотворенные звуковые построения дают мощнейший оздоровительный эффект, развивают эмоции, чувства, мысли. И в зависимости от того, какими звуками наполняется жизнь ребенка, складывается его здоровье: и психическое, и физическое. Гласные - самые важные энергетически насыщенные звуки речи.
Так, звук «А» снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук «О» - звук глубокой гармонии состояния равновесия. Стараюсь подбирать слова с наибольшим количеством этой гласной.
Звук «У» - чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук «И» - звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
При использовании дыхательной гимнастики улучшается самочувствие учащихся, снимается умственное и физическое напряжение, дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой.
Метод 3. ”Технологии общения: ”ученик -ученик”и”ученик-учитель”.
Они обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон учения, повышают качество коммуникативных компетенций ученика и тоже связаны со здоровьесбережением. В ходе такой работы у "слабых" учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, переспрашивать, чувствовать свою причастность к решению сложных проблем, с которыми одному не справиться. Для одаренных учащихся – это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более "слабому", почувствовать ответственность за общий результат.
Метод 4. ”Проблемная ситуация на уроке”
Она проходит красной линией в системе Занкова и приводит ученика к выводу: моих знаний недостаточно, мне необходимо узнать что-то новое. Ясное знание о своем незнании побуждает ребенка к активному поиску знания, т.е. закладываются основы учебно-познавательной мотивации. «Уроками открытия знаний» называются они сегодня при реализации ФГОС нового поколения.
Чтобы оценка не держала ребенка в страхе, сковывала его мысль, а постоянное внутреннее напряжение негативно не сказывалось на психике младшего школьника, нужно учить ребенка видеть свои ошибки или вероятность их допущения, другими словами – идет процесс развития самооценки ученика. Проведение нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-ярмарка, урок Здоровья), интегрированных уроков, экскурсий, встреч, снижает напряженность, прямую зависимость усталости от времени урока. Метод 5. ”Движение-это жизнь”
По мнению специалистов, причина многих заболеваний у детей – недостаток движения. М.И. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности и его естественная биологическая потребность. Для младших школьников большую трудность представляет и то, что обычно мы, учителя, считаем отдыхом – это неподвижное сидение во время урока. Относительная неподвижность ученика, требуемая школьной дисциплиной, может быть достигнута за счет длительного статистического напряжения позных мышц – в первую очередь мышц спины и шеи.
Между тем известно, что статистическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, т.е. направленное на осуществление движения. Вот почему не физиологично требовать от учеников в начальных классах «железной дисциплины», «каменной» неподвижности. Результаты исследований, выполненных под руководством доктора В.Ф.Базарнова, еще раз подтверждают, что поза детей, которую они принимают, когда рисуют, пишут, читают, повторяемая изо дня в день, из года в год – это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т.д.Поэтому, учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз: часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит возле неё, в зависимости от вида деятельности на уроке. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. На полу в классе находится ковровое покрытие, во время перемены дети стоят на массажных ковриках без обуви, тем самым ноги получают своеобразный массаж подошвенной поверхности стоп. Между третьим и четвертым уроком перемену желательно провести, по мере возможности, на свежем воздухе, это помогает детям восстановить силы, спокойно работать на четвертом уроке и, самое главное, закончить рабочий день без сильного утомления и резкого падения работоспособности.
Метод 6. ”Движение наглядного учебного материала»
По классу в разных местах развешаны карточки со счетным материалом, словами, выражениями по теме урока–движение наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние активизирует детей. Кроме того, учитель должен систематически перемещаться по классу, чтобы ученики делали больше движений, чаще поворачивались в разные стороны. При проведении опроса следует стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаза до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.
Метод 7. ”Зрительные горизонты”
Особое внимание уделяется проблеме сохранения зрения учащихся. Весьма трудоемким для учеников начальных классов является процесс чтения. Длительное напряжение и большая работа глазодвигательных мышц вызывают довольно быстрое утомление в тех отделах центральной нервной системы, которые ведают мышечным аппаратом глаза. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать комплекс упражнений физкультпауз, в которые включены упражнения для глаз. Эти упражнения позволяет избежать утомления и, кроме того, являются хорошей профилактикой развития близорукости. Можно использовать следующие приемы для снятия утомления зрения:
-использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами;
– работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками с мелкими силуэтными изображениями предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т.д. (размер от 1 до 3 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.;
– рисование носом;
- раскрашивание (предлагаю закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран). Мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом и закончить обязательно самым любимым цветом.
- электронные физминутки для глаз.
Метод 8. ”Физкультминутка”
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающей утомление учащихся, является физкультминутка. Физкультминутка положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность головного мозга, активизирует сердечно–сосудистую и дыхательные системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Кроме того, физкультминутка является эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. В содержание физкультминутки обычно включают упражнения: подтягивание, упражнение для ног и упражнение для туловища. Их следует проводить так, чтобы они не нарушали стройного учебного процесса, например, письменной работы. Их также нельзя проводить тогда, когда ученики активно работают. Последнее упражнение физкультминутки должно быть более спокойным, чем предыдущее, что также способствует здоровьесбережению.
Бесспорно, особой популярностью пользуются электронные физминутки, направленные на общее развитие.
Метод 9. ”Творчество”
Тут неоценимую помощь оказывают программы по физкультурно-валеологическому образованию. Основной задачей валеологии в школе является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни. Большое значение имеет творческий характер образовательного процесса. Включение ребенка в творческий процесс не только служит развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Как правило, качественную реализацию творческих задач могут обеспечить использование на уроках и во внеурочной работе нетрадиционные методы и формы обучения. Желательно содержание занятий наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Таким образом, организация учебной деятельности в рамках программы развивающего обучения с учетом здоровьесберегающих технологий не наносит заметного ущерба здоровью обучающихся, а напротив, способствует формированию умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Осуществление задач по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности возможно посредством:
проведения спортивных конкурсов, соревнований внутри класса и между начальными классами, участия детей в общешкольном кроссе;
организации и проведения экскурсий, походов, целевых прогулок;
организации и проведения внеклассных мероприятий с привлечением учащихся из других начальных классов;
проведения классных часов на темы здоровьесбережения.
ПУТЬ 3. «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ»
Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, примера родителей.
В плане воспитательной работы обязательным условием является планирование проведение классных часов, направленных на формирование здорового образа жизни: «Здоров будешь – всё добудешь», "Режим дня - основа жизни человека", "Дружи с водой!" "Как сохранить хорошее зрение?" "Уход за ушами и зубами", "Уход за руками и ногами", "Лакомств - тысяча, а здоровье одно","Сон - лучшее лекарство","Вредные привычки","Осанка - стройная спина!" "Если хочешь быть здоров - закаляйся!" После каждого классного часа ребенок создает свой мини-проект на тему, которой был посвящен классный час и в дальнейшем дети выступают со своими проектами перед своими сверстниками из параллельных классов или перед родителями.
Формированию нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть целеустремленным и волевым способствует участие в реализации школьного Мегарпоекта «Сочи- 2014». Каждый класс имеет свою маршрутную карту, содержащую задание по сбору материала. В первый год обучения первоклассники получили общее представление об Олимпийских играх, во 2 классе предстоит им ближе ознакомиться с самыми распространенными видами спорта зимних и летних Олимпийских игр и яркими именами отечественных олимпийцев.
Ребенок должен осознать, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижение любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу
Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, создается в коллективе эмоциональный настрой, распределяются между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.
Такие мероприятия дают возможность воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе.
Формирование нравственного опыта, личностной культуры школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью или внеклассной работой. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребности трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. Ярким примером общественно – полезного труда служат трудовые десанты по уборке территории школы, когда наряду со взрослыми трудятся и дети.
ПУТЬ 4 «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ»
Конечно же, тема здоровья детей не оставляет равнодушными и наших родителей. Важно один раз в месяц проводить родительские собрания на тему:”Быть здоровым –это модно”. На этих собраниях идет знакомство родителей с тем, как помочь ребенку дома избежать переутомления в процессе выполнения домашних заданий, даются советы правильного питания ребенка в том возрасте, когда идет процесс формирования организма(это возраст детей от 6 и до 18лет), ведется просветительская работа среди родителей о вредных привычках и об их последствиях, о режиме дня ребенка, о правилах личной гигиены.
На одном из собраний родителями было внесено предложение о том, чтобы 1-2 раза в месяц проводить День Здоровья вместе с родителями. Был разработан план мероприятий и родители принимали активное участие и в подготовке этого Дня здоровья и в его проведении: зимой родители вместе с детьми вставали на лыжи и на коньки, весной и осенью проводили спортивные соревнования и подвижные игры на свежем воздухе. Это дает положительный заряд энергии и благотворно влияет на здоровье как детей, так и взрослых.
Родителям важно помнить:
•если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
•если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
•если ребёнку удаётся достигать желаемого – он учится надежде;
•если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
ПУТЬ 5. «ВСЕГДА ВМЕСТЕ»
Первым шагом сотрудничества с ДОО «СОДМИ» является вступление в эту организацию первоклассников 2011-2012 учебном году. Членство в «СОДМИ» составляет 100%. Согласно Положению о детской общественной организации, в классе избран Лидер класса. В меру своих возможностей и способностей обучающиеся вносят свой посильный вклад в «копилку добрых дел» этой организации.
Так, учениками этого класса собрано бумажной макулатуры на 14кг, принято участие в акциях «Помоги птицам», «Делай доброе дело», различных праздниках и спортивных мероприятиях.
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта
Ожидаемые результаты:
положительная динамика в состоянии здоровья обучающихся (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
благотворное влияние на расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Итак, для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Только лишь осознать, что здоровьесберегающие технологии – важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья детей. Основным условием успешной работы в данном направлении является наличие системности.
Работа по проблеме здоровьесбережения через год дает свой результат - в классном коллективе складывается определенная система использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Сравнительный анализ динамики заболеваемости детей на начало 1 класса и на начало 2 класса показал, что ко второму году обучения пусть не на много, но снизилось число пропусков занятий детей по болезни.
Отрадно и то, что показатели нарушения осанки, опорно-двигательной системы изменяются в положительную сторону, к сожалению, показатели нарушения зрения, плоскостопия держатся на одном уровне.
Сравнительный анализ динамики заболеваемости обучающихся на начало 2011-2012г. и начало 2012-2013г.
1класс
20011-20012 уч.год2 класс
2012-2013 уч. год
Кол-во обучающихся25 25
Кол-во обучающихсяIгруппы здоровья 13 15
Кол-во обучающихсяIIгруппы здоровья 11 9
Кол-во обучающихсяIIIгруппы здоровья 1 1
Кол-во обучающихся, занимающихся в основной физкультурной группе 24 24
Кол-во обучающихся, занимающихся в специальной физкультурной группе 1 1
Снижение остроты зрения 3 3
Нарушение осанки 7 6
Плоскостопие 2 2
Опорно-двигательная система 3 2
Анкетирование обучающихся
«Что необходимо делать для сохранения здоровья?» дало следующие результаты:
В 1 классе Во 2 классе
много двигаться
соблюдать гигиену
заниматься спортом …
одеваться по сезону
много двигаться
соблюдать гигиену
выполнять режим дня
заниматься спортом
одеваться по сезону
правильно питаться
Вывод:
Можно сделать вывод, что у многих детей сформированы навыки здорового образа жизни:
дети следят за чистотой своего тела, за внешним видом, проявляют отрицательное отношение к вредным привычкам, проявляют повышенный интерес к физкультуре и спорту (9 человек посещают спортивные секции во 2 классе, в 1 классе было только 2 человека).
Работа учителя, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Предполагались следующие риски:
-несоблюдение граней между здоровьесберегающими технологиями и соблюдением норм СанПИНа;
- разграничение здоровьесберегающих технологий и здоровьеформирующих технологий;
Преодоление рисков:
Учителю необходимо усвоить, что:
-здоровьесберегающие технологии – это методическая система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья ребенка (это не СанПИН!);
-здоровьеформирующие технологии – это программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, мотиваций на ведение здорового образа жизни.
Сложности, возникшие при внедрении инновации:
-создание системности в педагогической деятельности по педагогике здоровьесбережения;
-работа с родителями (отсутствие осознания, что каждый ребенок сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья).
Преодоление сложностей:
- превращение методической идеи – в инновационную, а именно:
-переход от ведущих методик здоровьесберегающих технологий – к здоровьеформирующим технологиям, и далее – к созданию системы работы.