Опыт работы Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности


«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время работа по данному направлению актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в большинстве российских семей вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
В связи с этим особую актуальность приобретает нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которое я считаю целесообразным реализовывать через проектную деятельность.
Цель: создание системной последовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию выстраивала исходя из поставленных задач:
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, детскому саду, городу, стране;
Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Саратова;
Развивать бережное отношение к городу (природе, культуре);
Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов, бесед, прогулок.
Работу по реализации проектной деятельности начала с 2012 г. с детьми младшего возраста (со средней возрастной группы).
Для маленьких детей Родина – это дом, в котором они живут. Вот это-то чувство дома, положительное, светлое и даже комфортное, я и стремилась дать малышам. Старалась приблизить комфорт в группе к домашнему, создать благоприятную атмосферу для полноценного, качественного развития, обучения, воспитания детей с учетом их интересов и индивидуальных особенностей. В группе была создана картотека народных игр, которую активно использовала в работе с младшими дошкольниками. Помимо чтения, с детьми регулярно инсценировали русские народные сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др.), потешки, которые способствовали формированию у детей положительных моральных качеств, умению оценивать поступки героев сказок.
Своими руками создано большое количество наглядного и иллюстрированного материала, представляющего такие тематические блоки, как «Животные», «Птицы», «Профессии», «Здания, строения» и т.д., представляющие реалии нашей страны. С детьми проводила беседы: «У меня дружная семья», «Имя нашего города», «Моя родная улица», «Мой детский сад» и т.д.; наблюдения непосредственно на территории дошкольного учреждения за улицей, транспортом, домами, птицами, прилетающими на участок; мини-экскурсии по группам детского сада, где представлены зоны по народному творчеству.
Таким образом, работа с детьми младшего дошкольного возраста служила благодатной почвой для дальнейших действий в старших группах.
Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Так, возник проект «Ребенок и семья», цель которого воспитание уважения к родным людям.
Идея его создания возникла не случайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучала и рассматривала не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения, часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в семье.
В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети-воспитатели-родители), где учитывались интересы, склонности, особенности каждого, его понимания, права.
Проект был рассчитан на три года.
В каждой группе решались свои задачи, использовались разнообразные формы работы и виды деятельности.
В младшем дошкольном возрасте (средняя группа) главной задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также – любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу.
Основным направлением была работа с альбомами и фотографиями по темам: «Вместе дружная семья», «Увлечения моей семьи», «Выходной день нашей семьи».
Устраивались совместные спортивные развлечения «Мы дружная семья». Родителей привлекали к участию в районных спортивных праздниках и соревнованиях.
На родительских собраниях взрослые делились опытом, традициями своей семьи.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) стояла задача познакомить детей с родословной семьи.
Так возникли проекты «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии», «Герб семьи».
Работа на основе проектов показала инициативу и интерес со стороны родителей.
Проект «Происхождение фамилии» - вызвал особый интерес у всех поколений семьи, так большинство из них не знали, как появилась их фамилия, а ведь каждая из них имеет свою историю. Например, фамилия Каражова славянского происхождения (болгарская семья занималась разведением винограда), «Караж» означает большой амбар, сарай.
«Родионов» - фамилия, которая образована от уменьшительной формы имени Родион, означает герой.
Каждый человек, в частности, ребенок имеет право на свою фамилию, имя, на сохранение своей индивидуальности, семейные связи. Поэтому родителей на родительском собрании, а детей в ходе непрерывно образовательной деятельности в детском саду познакомили со статьями Международного документа по защите прав ребенка «Конвенция о правах ребенка». Все это послужило почвой для создания проекта «Я и мои права».
Результат работы – партнерские взаимоотношения в семье между детьми и родителями, основанные на уважении, любви и взаимопонимании.
Полученные знания дети отражали в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки-матери» и т.д., продуктивных видах деятельности: рисунок «Моя семья», «Открытка к 8 Марта» и др.
Таким образом, дети включались в систему социальных отношений, приобщались к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Систематическая работа с детьми по внедрению семейных традиций в их непрерывно образовательную деятельность и игры способствовали формированию и укреплению понятия «семья», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать их своим поведением и поступками.
Участие родителей в работе проектов вызывало у детей положительные эмоции, способствовало формированию чувства семейного единства, гордость за свою семью и своих родителей.
Беседы с детьми выявили, что дети имеют представления о разных странах (Египет, Турция, Испания), где побывали с родителями, но у детей не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут. Нет знаний о том, чем знаменит их город, в результате нет чувства привязанности и любви к нему.
Для решения данной задачи был разработан проект «Мы живем в Саратове». Цель: расширить знания о том месте, где живут, дать представление о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры; воспитывать любовь к Саратову, гордость.
Был оформлен альбом «Любимое место отдыха в Саратове», проведены беседы, цикл НОД «Город мой родной», «Достопримечательности города», экскурсия в Детский парк, составлены планы-схемы «Я иду в детский сад», на которых изображены улицы, отмечены их названия, дорожные знаки, которые встречаются на пути. Этому способствовала соответствующая подготовка: беседы, наблюдения, рассказ сотрудника ГАИ, КВН по данной теме (Авдеева Н.Н., Князева Н.Я., Стеркина Р.Б. Безопасность).
Были организованы экскурсии по близлежащим улицам, начиная от детского сада. Проведен экскурс в прошлое названия улиц.
Дети совместно с родителями подготовили доклад об истории названия своей улицы.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, с умения видеть красоту родной природы.
Проект «Природа нашего края» был нацелен на расширение представлений о природе родного края. Итогом проекта стало оформление фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края», гербарий, который помогали сделать родители.
Экспериментирование – один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты с водой, воздухом позволяли понять значимость чистой воды и воздуха. И все это вливается в тему экологического воспитания (Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей). Реализован познавательно-творческий проект «Экологическая карусель».
Очень значимой и познавательной формой работы являются экскурсии. Дети изучают достопримечательности города, природу родного края, не выходя из группы.
В связи с внедрением ИКТ в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям. Виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места, позволяют получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например, «Экскурсия по заповедным местам родного края», «Экскурсия в краеведческий музей». Каждый уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно было приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и культуре народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Для того, чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. С этой целью проводила беседы по ознакомлению детей с народным бытом, игры, так как через игру дети лучше усваивают информацию. Народные праздники отмечали песнями, танцами, весельем: ведь они как нельзя лучше помогают приобщиться к традициям.
В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Скоро, скоро Новый год». Проект был направлен не только на развитие познавательного интереса, но и формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта был проведен ряд мероприятий: конкурсы «Новогодняя игрушка», «Авторское стихотворение», «Поделка своими руками»; театрализованное представление «Письмо для Деда Мороза»; дерево «Новогодних пожеланий», почта Деда Мороза, творческие игры, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Так всем участникам образовательных отношений надолго запомнились проекты «Профессии моих родителей», «Наша армия», завершением которого стал праздник. При подготовке празднования Дня Защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.
Наша страна богата своими традициями, народными праздниками, обычаями. Масленица – один из самых светлых и веселых праздников на Руси. Поэтому темой проекта стала «Широкая Масленица». Проект был групповой, краткосрочный, завершением которого стало празднование Масленицы. Вместе с родителями готовили спектакль, на улице сжигали Чучело Масленицы и угощали друг друга блинами, т.к. блины являются одним из основных символов праздника.
Проект способствовал формированию у детей желания участвовать в празднике, умения передавать праздничное настроение через потешки, заклички, частушки о Масленице.
Детям приносил радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомились с музыкальным материалом, историей, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
В народных праздниках «Рождество», «Пасха», традиционно-обрядовых «Веселая ярмарка», «Как у наших у ворот», «Мы за чаем не скучаем» и т.д., обрядах и играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяло каждому быть действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знал много частушек и с удовольствием исполнял их, а у кого-то были замечательные актерские способности, и они исполняли роли главных героев.
Проект «Мамин день - 8 Марта» способствовал формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мы вместе с детьми и специалистами (хореограф, музыкальный руководитель) готовим концерт для бабушек и мам со стихами, песнями, танцами, поздравлениями. Накануне дети готовили своими руками подарки, развивая свои творческие способности.
На праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей дошкольного возраста, так как им сообщаются те эстетические и этические норма, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь. С темой «Проектная деятельность как средство успешной социализации дошкольников» выступала на Международной научно-практической конференции «Социализация субъектов образовательного процесса в современных условиях», в 2013г.
Патриотическое воспитание старших дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны, поэтому был создан проект «Моя родина – Россия», который включил изучение геральдики и символов РФ. Цель проекта: привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своей стране, прививать интерес к ее истории.
План по реализации проекта включил в себя:
Знакомство с географическим положением и величиной страны.
Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Дидактическая игра «Сложи флаг».
Знакомство с гербом. Раскрыть понятие «герб». Проект «Герб семьи» (семейная работа).
Знакомство с государственным гимном, правилами при его слушании, смысловым содержанием.
Презентация проекта
Закрепление усвоенного материала.
На каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. И если говорить о старших дошкольниках, то у них сформировались чувства сопереживания за других, чувство гордости за людей, прославивших Россию.
А яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников являются действенным и эффективным. Мониторинг уровня развития нравственно-патриотического воспитания показал, что количество детей, имеющих высокий уровень развития на конец 2014-2015 учебного года вырос на 30% по сравнению с началом года и составил 60%.
Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одной из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.