Статья на тему: Формирование ключевых компетенций школьников через музейную педагогику


Барашкова О. А., учитель МБОУ Есинская СОШ.
Формирование ключевых компетенций школьников
через музейную педагогику
Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое
движение его воспитывало, и всегда должен знать
чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.
Если воспитатель не знает этого, кого он может
воспитывать?
А.С.Макаренко
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона. «Об образовании концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Исходя из концепции <<Школа гражданского становления>>, общей целью воспитания в общеобразовательных учреждениях становится образованный и воспитанный человек, с индивидуальной траекторией развития и с определенным комплексом ценностных ориентаций. Результатом воспитания становится комплекс приоритетных ценностей школьника. Таким образом, приоритетным направлением воспитательной работы в ОУ является гражданско-патриотическое воспитание.
Действительно воспитание патриотизма может эффективно осуществляться через местный краеведческий материал. Нельзя патриота, изучая историю развития других народов. Можно воспитать патриотизм только на примере собственного историко-культурного наследия. А оно начинается с малой родины, села, со своего двора, своей школы. Когда человек научиться уважать свою семью, себя, свой род, школу, село, он может быть патриотом России. Любовь к большой Родине можно обрести, привив любовь к родине малой.
Система мер по возрождению патриотизма предполагает изучение национальных и этнокультурных традиций и обычаев, воспитание уважения к героическому прошлому своего народа. Реальную воспитательную работу в этом направлении можно проводить через музеи. Однако само по себе посещение музея не всегда дает желаемые результаты. Чтобы иметь воспитательный эффект мы должны в свою работу вводить элементы музейной педагогики.
Основной целью музейной педагогики считается оказание воздействие на систему ценностей детей в период их становления, а не только информирование ученика о музеях и памятниках или использование музейных предметов как наглядное пособие к урокам. Наряду с традиционными (организация выставок, проведение экскурсий) музейная педагогика предполагает разработку образовательных и воспитательных программ, их реализацию на занятиях с детьми. Вместо монолога – диалог, беседа, обсуждение и погружение в историческую среду, ролевое проживание, эмоциональное сопереживания учащихся. Таким образом, ребенок, включается в сферу культуры и формируется его система ценностей.
Для решения проблем сохранения культурного наследия нужно воспитывать подрастающее поколение в духе понимания многообразия и разнообразия культур. В детях нужно развивать чувство уважения к своим традициям и обычаям, любовь к родному языку и национальной самобытности. Все это, несомненно, является основой духовного развития каждого человека, и с течением времени отражается в творчестве всех народов.
Национальная культура входит в наше сознание буквально с момента рождения. С культурой других народов мы знакомимся уже с позиций родной культуры. Исторический опыт показывает, что живет и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры. Эти простые истины особенно актуальны в нынешние непростые времена социальных и экономических преобразований, сопровождающихся зачастую расшатыванием идеалов, падением духовности, нравственных принципов, морали, ценностных приоритетов, особенно в среде молодежи. Задачи педагогов в этот период – найти новые направления, формы и методы работы, которые помогут сберечь детей от бездуховности, безнравственности, внутренней пустоты. Педагогическая деятельность по приобщению детей к этнокультурным традициям народа содействует разрешению противоречия между возросшим настоящее время национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания.
Педагогическая культура народа – это та, сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей, она проявляется в колыбельных и игровых песнях, в игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском фольклоре, в традиционных праздниках и во многих других элементах народной жизни. Поэтому сегодня важно найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам. Примером реализаций этих идей может служить работа педагогов в музеях школ и села. Музеи регулярно проводят тематические выставки, развивается сотрудничество с другими музеями Аскизского района, организованы экскурсии учащихся школ по этим музеям.
Становление опыта работы педагогического коллектива МБОУ Есинская СОШ по введению музейной педагогики в образовательный процесс можно разделить на несколько этапов:
- ознакомление с опытом работы школьных музеев района
- организация работы по сбору музейных предметов
- обобщение и распространение опыта работы по музейной педагогике
- организация смотра конкурса кустовых школьных музеев
- разработка педагогическими работниками школы воспитательных программ, элективных курсов, сценариев внеклассных мероприятий
- на базе школьного и сельского музеев проводятся уроки по общеобразовательным предметам, уроки мужества, классные часы, встречи с местными жителями – известными земляками, организована учебно -исследовательская деятельность учащихся.
Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся. Задачами Полтаковского музея «Хайа Хоос» являются:
• Участие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе.
• Участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда.
• Проведение культурно-массовой работы среди учащихся и родителей. Одной из основных задач школы является воспитание учащихся через традиции музея.
Следовательно, музеи являются эффективным средством духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.
Использование музейной педагогике в образовательном процессе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования информационного, ценностного, памятникового и интеллектуального потенциалов музеев, историко – культурного и природного наследия.

Список литературы
1. Сборник материалов IX-X, V-X краеведческих межрегиональных чтений им. В.А. Баландиной, - г. Черногорск, 2005, 2006г.
2. Музеи Аскизского района Хакасии – Абакан – 2007г.
3. Макаренко А.С. – «Педагогическая поэма»