Опыт работы: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»


Муниципальной этап Всероссийского конкурса
«Учитель года –2017»
1958340431800Обобщение опыта работы по теме
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Сардарян Кристина Робертовна,
учитель начальных классов
2017 год
Согласно национальной доктрине образования РФ приоритетной задачей современного образования является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства.
Президент страны В.В. Путин отмечает: «…чувства патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности». И нам, учителям, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса, который происходит в рамках национального проекта «Образование».
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Сегодня это чувство подвергается серьёзным испытаниям.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов. Следовательно, работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Своей основной целью я ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Для достижения данной цели необходимо, по моему мнению, решать следующие задачи:
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной, службы
воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям, толерантности
воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к воспитанию учащихся. В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями определены: художественно-эстетическое, образовательное, спортивно-оздоровительное, общественно-полезное и патриотическое направления.
Первые чувства - гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям младшего школьного возраста? Можно дать утвердительный ответ: ребятам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей семье.
Важнейшей составной частью моей работы в воспитательном процессе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика, живущем в поликультурной среде Ставропольского края.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
В 1 классе, перед тем как начать работу над глобальной темой по патриотическому воспитанию, я провожу диагностику «Восприятие ребёнком себя, своей семьи, своей Родины». Формой проведения диагностики является беседа. Перед собой я ставлю следующие задачи:
определить уровень знаний детей о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
выявить уровень умений узнавать государственную символику страны, края, города.
исследовать отношение детей к понятию «патриотизм», «Родина», «семья».
Методами беседы, решения проблемных ситуаций, изучения продуктов детского творчества, наблюдения, тестов, анкетирования, бесед с родителями изучаются особенности знаний детей по патриотизму.
Для выявления знаний о государственной символике, под которыми понимаются явления, процессы или объекты, мною применяется методика «Исключение лишнего», позволяющая оценить у ребёнка сформированность процессов обобщения, умения выделять существенные признаки.
В конце учебного года провожу ещё одно диагностическое обследование. Оно показало положительную динамику.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к воспитанию патриотизма. Традиционные формы патриотического воспитания не всегда срабатывают. Поэтому возникла необходимость выработки новых форм и методов патриотического и гражданского становления личности.
По ходу исследовательской работы у ребят формируется чувство гражданственности, любви к своей малой Родине.
Таким образом, я пришла к выводу, что через интерес к данным инновационным технологиям можно изменить форму и методы патриотического воспитания.
Проектные работы по воспитанию патриотизма мною проводятся как во время урочной деятельности, так и внеурочной.
Как писал Ш.А. Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целенаправленную воспитывающую среду». Я убеждена, что школа и семья – это два социальных института. Работа с родителями в основном ведется традиционным способом: общие собрания, иногда совместно с детьми, консультации, заседания родительского комитета, разнообразные совместные с детьми дела. 
Учащимися моего класса была выбрана тема для проекта «У семейного очага». Проект направлен был на формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, приобщению к семейным традициям. И осуществлялся он совместно с родителями. С большим интересом родители вместе с детьми создали свой семейный герб, фотоальбом, а также дети написали прекрасные сочинения по теме «Моя семья». Итогом стал концерт, посвященный Дню Матери.
В 1 классе был разработан проект «Здесь каждый камушек знаком», направленный на поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного города. При работе над этой темой мною были проведены беседы и с детьми и родителями, анкетирование, викторина, а также цикл экскурсий по родному городу. В течение всего учебного года дети с большим интересом знакомились с родными местами, с достопримечательностями города своего детства, его историческим прошлым. Итогом данного проекта стало создание альбома "Мой родной Георгиевск".
В 3 классе с учащимися был проведён урок по окружающему миру - «Земля – наш общий дом». Занятие было построено на основе проектно-исследовательской деятельности. За две недели до урока ребята разделились на группы, и каждая готовилась по своей небольшой теме.
Предлагаю Вашему вниманию видеозапись фрагмента урока с использованием проектной деятельности.
В 2014-2015 учебном году я с учащимися 3 класса начала работу по масштабному проекту «Народы Северного Кавказа в годы Отечественной войны».
Подготовительный этап включал в себя разработку документации, беседы с детьми о тяжёлом периоде в годы ВОВ, об оккупации территорий Северного Кавказа в период войны.
Основная часть проекта – проведение выставки «Мой дед» в мини-музее «Родничок». Учащиеся и их родители активно собирали материалы, семейные реликвии.
Итогом проекта был концерт, посвящённый Дню Победы.
На уроках литературы в 4 классе при изучении произведений о Великой Отечественной войне я поставила цель: сформировать интерес к историческому прошлому страны через проектную деятельность. Ребятам был предложен ряд вариантов мини-проектов. Ими была выбрана тема "Нам не нужна война". Итогом проекта стало принятие участия в городском семинаре "Современный урок в формате ФГОС".
С учащимися 4 класса во внеурочной деятельности мы создавали классную газету "Родничок". Один из номеров газеты был посвящён творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. На уроке литературного чтения ребята разделились на 4 группы: "Литературный отдел", "Информационный отдел", "Исторический отдел ", "Отдел художников-оформителей". Через творческие задания создавались условия для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота, на мой взгляд, является краеведение. Эту работу я осуществляю посредством кружка «Родничок» в рамках внеурочной деятельности.
Возможности патриотического воспитания подрастающего поколения не будут реализовываться сами по себе. Таким образом, моя работа как учителя построена на основе целенаправленной и систематической деятельности.
За период моей деятельности я представляю свой опыт работы в публикациях, участвую в профессиональных конкурсах различного уровня.
Вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность.
В планах работы над патриотическим воспитанием будущего поколения мне хотелось бы уделить огромное внимание важнейшему вопросу современности. Это воспитание чувства толерантности, терпимости, уважения к другим народам, их культуре, обычаям.
Мы, учителя, воспитывающие молодое поколение, не должны забывать, что важнее мира, уважения, понимания нет на Земле ничего важнее.
Хочу закончить своё выступление отрывком замечательного стихотворения:
Чтоб маленький росток
С земли подняться мог,
Ты помоги ему…
Духовной красотой
Как чистою водой,
Ты напои его…
И в суматохе дней
Теплом согрей и сохрани его.