Патриотическое воспитание как одно из средств развития и становления личности младшего школьного возраста
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
(выступление на III городском фестивале педагогических идей «Таланты без границ – 2014»)
Сардарян Кристина Робертовна,
учитель начальных классов
2014год
…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …
Национальная доктрина образования РФ считает одной из приоритетных задач - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. И нам, учителям, нельзя оставаться в стороне модернизации учебно-воспитательного процесса, который происходит в рамках национального проекта «Образование».
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Ведь мы с Вами росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьёзным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
По данной теме «Патриотическое воспитание как средство развития и становления личности младшего школьника» я работаю уже не один год. Конечно, начиная работу по патриотическому воспитанию, я старалась и продолжаю стараться работать над созданием для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями…. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования. В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями определены: художественно-эстетическое, образовательное, спортивно-оздоровительное, общественно-полезная, и патриотическое направление.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям младшего школьного возраста? Можно дать утвердительный ответ: ребятам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей семье. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную и гражданскую воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России. Проблема духовно-нравственного и гражданского образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Важнейшей составной частью моей работы в воспитательном процессе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Я считаю, что ребёнок уже в начальной школе должен готовиться к выполнению гражданского долга, формировать в себе чувство гражданской ответственности.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотизму. Традиционные формы патриотического воспитания не всегда срабатывают. Поэтому возникла необходимость выработки новых форм и методов патриотического и гражданского становления личности.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) уже давно утвердили свои позиции в системе образования – в современной школе трудно найти педагога, который не пользовался бы компьютером на уроках. ИКТ значительно упрощают учителю его работу, открывают большие возможности для улучшения материального обеспечения учебного процесса.
Современное информационное пространство предполагает умение учащихся оперативно ориентироваться в информационных потоках и, используя их создавать различные проекты. По ходу исследовательской работы у ребят формируется чувство гражданственности, любви к своей малой Родине – ведь школьники соприкасаются с историей своего города и конкретных людей, живущих рядом. Подобная работа, как индивидуальная, так и групповая, повышает познавательный интерес школьников, развивает у них умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, самостоятельно осваивать новые возможности, предоставляемыми информационными технологиями.
Таким образом, я пришла к выводу, что через интерес к данным инновационным технологиям можно изменить форму и методы патриотического воспитания.
При работе над данной темой мною поставлена основная цель:
-создание в классном коллективе условий для гражданско-патриотического воспитания учащихся через внедрение в воспитательный процесс ИКТ.
В 1 классе, перед тем как начать работу над глобальной темой по патриотическому воспитанию я провела диагностику. Тема диагностики «Восприятие ребёнка себя, своей семьи, своей Родины». Форма проведения диагностики была беседа. Перед собой я ставила следующие задачи:
1.Определить уровень знаний детей о России как о родной стране, о Москве как о столице России….
2.Выявить уровень умений узнавать государственную символику страны, края, города.
3.Исследовать отношение детей к понятию «патриотизм», «Родина», «семья»….
Методами беседы, решения проблемных ситуаций, изучения продуктов детского творчества, наблюдения, тестов, анкетирования, бесед с родителями… изучались особенности знаний детей по патриотизму. В ходе диагностики было проведено родительское собрание.
Для выявления знаний о государственной символике, под которыми понимаются явления, процессы или объекты, первоклассникам предлагалось выбрать нужную символику среди других. Для этого мною применялась методика «Исключение лишнего», позволяющая оценить у ребёнка сформированность процессов обобщения, умения выделять существенные признаки.
Для определения знаний школьников о достопримечательностях столицы, родного города использовалась беседа по иллюстрациям, где изображены конкретные места в городе.
В конце учебного года было проведено ещё одно диагностическое обследование. Динамика показала рост развития знаний, умений и навыков по поставленным мною задачам.
Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота для меня является краеведение. Краеведческая деятельность устанавливает связь между школой и жизнью, знакомит ребёнка с родным краем, способствует познанию патриотических и духовно-нравственных традиций народа. В этом и основа патриотического воспитания.
В моём классе краеведение проводится как на уроках, так и во внеклассной работе. Через пробуждения любви к деревьям, цветам, тишине воспитывается любовь к Родине.
Возможности патриотического воспитания подрастающего поколения не будут реализовываться сами по себе. Таким образом, моя работа, учителя, построена на основе целенаправленной и систематической деятельности.
Краеведческая тема всегда актуальна и требует творческого подхода, а создание проектов с использованием ИКТ расширяет спектр методических приёмов, позволяет чередовать или сочетать различные формы уроков, внеклассных занятий. Именно проектный метод стал у меня основным методом при использовании ИКТ в патриотическом воспитании.
Метод проектов представляет собой совокупность проблемных, поисковых, эвристических методов, направленных на развитие познавательной деятельности, самостоятельности учащихся и одновременно – формирование личностных качеств гражданина. Использование ИКТ позволяет реализовать на практике идею проектно-созидательного обучения, значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепление его в практической деятельности.
В проектной деятельности по воспитанию патриотизма благодаря ИКТ у учащихся появились новые возможности:поиск и использование необходимой информации;
представление защиты проектов наглядно, образно на уровне эмоционального восприятия.
Проектная и исследовательская работа имеет целью заинтересовать ученика, расширить его мировоззренческую перспективу и углубить понимание им реальной ситуации. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую и предоставить все возможные условия для её решения: учебная литература, сеть Интернет, мультимедийные продукты, архивные документы.
Наши с детьми проекты большие, долгосрочные. Например:
В 1 классе был разработан проект «Здесь каждый камушек знаком», направленный на поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного города. При работе над этой темой мною были проведены беседы и с детьми, и с родителями, анкетирование, викторина, а также цикл экскурсий по родному городу. В течение всего учебного года дети с большим интересом знакомились с родным городом, с его достопримечательностями, его историческим прошлым. Итогом данного проекта было посещение городского музея Георгиевска.
Проект «Из истории Российской геральдики» (2 класс) позволяет познакомить и расширить представления о государственной символике России. И именно поэтому было необходимо уделить особое внимание учащихся к расширению знаний о символике нашей страны, а также края и города. В самом начале проекта я столкнулась с поверхностными знаниями по данной теме. Но в настоящее время мои ученики легко разбираются в символике, дают исторически обоснованное определение к символам страны, края, города. К концу нашего проекта дети совместно с учителем создали свой классный герб, учитывая все правила геральдики.
Учащимися моего класса была выбрана также тема для проекта «У семейного очага». Проект направлен был на формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, приобщению к семейным традициям. Данный проект осуществлялся совместно с родителями. С большим интересом родители вместе с детьми создали свой семейный герб, фотоальбом, а также дети написали прекрасные сочинения по теме «Моя семья». К 15 мая дети подготовили замечательный концерт, посвящённый Дню семьи.
В 3 классе с учащимися был проведён урок по окружающему миру «Земля – наш общий дом». Урок был построен на основе проектно-исследовательской деятельности. За две недели до урока ребята разделились на группы, и каждая готовилась над своей небольшой темой. Темы групп были следующими:
- «Мой мир – моя семья»;
- «Моя малая Родина – город Георгиевск»;
- «Родной край – сердцу рай»;
- «Родина моя – российская земля»;
- «Земля – наш общий дом».
На открытом уроке учащиеся защищали свои проекты, используя различные методы защиты. Все очень творчески отнеслись к своей работе.
В конце учебного 2013-2014г (3 класс) я с учащимися начала работу по масштабному проекту «Народы Северного Кавказа в годы Отечественной войны». Сам проект был разделён на три этапа:
-подготовительный;
-основной;
-заключительный.
Подготовительный этап включал в себя разработку документации в соответствии с перспективным планом, беседы с детьми о тяжёлом периоде в годы ВОВ, об участии наших соотечественников в боевых действиях против фашизма, об оккупации территорий Северного Кавказа в период войны. Также было проведено родительское собрание, на котором родители были ознакомлены с содержанием проекта и предстоящими планами работы.
Основная часть проекта - проведение выставки «Мой дед» в мини-музее «Родничок». Учащиеся активно собирали материалы, семейные реликвии, фотографии своих прадедов, прабабушек, участников ВОВ.
Итогом проекта был концерт, посвящённый Дню Победы. Ребята с большим энтузиазмом, интересом, а самое главное, пронеся через сердце, готовились к участию в литературно-музыкальной композиции.
Работа над данным проектом будет продолжаться и углубляться.
В планах работы над патриотическим воспитанием будущего поколения мне хотелось бы уделить огромное внимание важнейшему вопросу современности. Это воспитание чувства толерантности, чувство терпимости, уважения к другим народам, их культуре, обычаям. Но если наши дети не будут знать свою историю, обычаи и традиции своего народа, они не смогут уважительно отнестись к представителям других народов. И именно эта тема будет предложена учащимся 4 класса для создания и защиты очередного проекта. Проекта «Толерантность спасёт мир». Хочется процитировать строчки из «Декларации принципов толерантности» принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. – «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира».
Мы, учителя, воспитывающее молодое поколение должны не забывать, что важнее мира, уважения, понимания нет на Земле ничего важнее.
Хочу закончить свою речь отрывком замечательного стихотворения.
Чтоб маленький росток
С земли подняться мог,
Ты помоги ему…
Духовной красотой
Как чистою водой,
Ты напои его…
И в суматохе дней
Теплом согрей и сохрани его.