Статья по теме Патриотическое воспитание дошкольников – основа становления личности ребенка


Патриотическое воспитание дошкольников – основастановления личности ребенка
Романова Т.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №107 «Светлячок» г. Ульяновска
Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателя, родителей, воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Роль патриотического воспитания в настоящее время очень актуальна. Ситуация, в которой мы оказались сегодня, требует серьезного и глубокого анализа причин происходящих событий, изменений в обществе, в сознании людей. Происходит колоссальная ломка устоявшихся ценностей, мнений, норм поведения. Сегодня понятно лишь одно: пренебрежение прошлым чревато серьезными последствиями. Поэтому важно воспитывать детей в уважении к себе, другим людям, Родине.
Чувство патриотизма многократно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сократить и приумножить богатства своей страны.
Выделяют следующие задачи патриотического воспитания:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой живет ребенок, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду, а так же людям труда, которые создают материальные ценности;
Развитие интереса ребенка к русскому языку (как государственному), народным промыслам, традициям;
Расширение представления о других городах России;
Знакомство детей с государственными символами (герб, флаг, гимн) и символами города, в котором мы живем;
Формирование чувства уважения к культуре и традициям других народов, толерантного отношения к ним.
Эти задачи решаются в позновательной, игровой, развивающей, трудовой и других видов деятельности ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется большая работа по патриотическому воспитанию.
В своей работе воспитатель старается использовать следующие методы и приемы:
Рассказ воспитателя;
Беседа с детьми;
Экскурсии в музеи и к памятным местам воинской славы;
Чтение художественной литературы о родном крае и его историческом прошлом и настоящем, чтение рассказов и стихов и Великой Отечественной войне;
Разучивание военных и патриотических песен;
Организация встреч детей с ветеранами ВОв и тружениками тыла, детьми войны, участниками боевых действий в «горячих точках», встречи с участниками военно-патриотического клуба «Рубеж»;
Привлечение родителей для обогащения предметно-развивающей среды: изготовление макетов по военной тематике;
Организация выставки детских рисунков;
Организация мероприятий познавательного характера с использованием мультимедийных технологий, с помощью которых наглядно (показ презентаций и документальных фильмов) дети знакомятся с событими Вов.
Перечисленные мотоды и приемы позволяют воспитателю вовлечь в процесс патриотического воспитания родителей. Многие из них приносили фотографии своих дедушек и прадедушек, участников Вов, а также награды, документы. Родители, которые являются членами военного-патриотического клуба «Рубеж», принимали активное участие в утреннке, посвященного Дню Победы.
Работа по патриотическому воспитанию предусматривает и любовь к своей малой родине, своему городу. С этой целью в 2013-2014 учебном году воспитанники нашего сада совершили многочисленные экскурсии по г. Ульяновску, его историческим местам. Детей знакомили с историческим прошлым «Венца», улицей Спасской, с памятником основателю г. Симбирска Б. Хитрово и набережной реки Волги. В том же году были совершены экскурсии к памятникам воинской славы, вечному огню.
Огромная роль в развитии патриотических чувств у детей отводятся художественной литературе и искусству. Воспитанники заучивают стихи о Родине, родном крае, знакомятся с героями ВОв и их подвигами. Воспитатель знакомит детей с картинами известных художников (Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова), которые передают в своих работах подвиг российского народа в ВОв, а также красоту нашей Родины.
Любовь к соей Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается в стремлении не только больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества. Дела ребенка не велики и не сложны, но именно в труде проявляется такие качества характера, как самостоятельность, интерес, упорство, умение доводить начатое дело до конца. Дети совместно с родителями и педагогами участвуют в субботниках по благоустройству территории детского сада, в конкурсах по эстетическому оформлению участков, цветочных клумб.
Значение патриотического воспитания в жизни ребенка – огромно. В союзе детского сада и семьи ребенок получает основы патриотизма, которые являеются залогом развития его как личности.
Литература
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой,/ М, 2014
Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2013
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003.