Выступление на городском семинаре Ситуация общения как средство формирования речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста


Коняева Александра Павловна
старший воспитатель МБДОУ-Д/С № 23 «Алёнушка
Г. Верхний Уфалей, Челябинская область
Ситуация общения, как средство формирования речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности.
Поэтому очень важно закладывать основы общего психического развития именно в этот период.
На смену Федеральным государственным требованиям пришли Федеральные образовательные стандарты, которые предполагают написание общеобразовательной программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной и речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию и поисково-познавательную активность:
ухудшение состояния здоровья детей;
существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Познавательно-речевое развитие предполагает:
развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;
воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти), речи.
Актуальность и востребованность познавательно-речевого развития детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:
предъявляемыми современными требованиями к развитию речевого общения дошкольников, к активности в познавательной деятельности и реальным уровнем развития культуры речевого общения детей, а также преобладающей пассивностью в познавательной деятельности;
необходимостью обновления содержания познавательно-речевого развития детей в соответствии с ФГОС и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Дошкольные образовательные учреждения предусматривают развитие у детей в процессе речевого развития различных видов деятельности психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое).
Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.
Познавательно-речевое развитие дошкольников в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, при этом используются адекватные возрасту приёмы и технологии.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.
Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития, которые ставит перед нами ФГОС.
Виды ситуаций общения
1.Возникающие спонтанно в процессе детской деятельности
2.Возникающие в зависимости от поставленной речевой задачи: лексическими, вербально оценочными, прогностическими, .коллизионными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи.
При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.
Существуют и разные типы ситуаций общения: игровые, театрализованные, практические, социальные, интеллектуальные и другие.
Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных и познавательно-речевых умений могут быть:
«Закружился надо мной дождь из листьев золотой…»
«Где живут микробы?»
«Почему у животных есть хвост?»
«Моя мама самая , самая..»
«Такие разные машины»
«Если бы игрушка ожила?»
«Тайна моего имени»
«Почему так говорят» и многие другие
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей: «А о чем это там говорят?».
В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.
Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Мы предлагаем использовать ежедневно и многократно ситуации общения такого рода, как бы просты на первый взгляд они не казались.
Литература
1. Ельцова О. М., Терехова А.Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru
2. Смирнова И. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» [Электронный ресурс] URL: http://pedagogie.ru/
3. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», Детство-пресс, 2008