Выступление социального педагога Барышевой Елены Филипповны «Гражданско-патриотическое воспитание как средство формирования социально ответственной личности выпускника школы». 17.11.2016
Городской семинар социальных педагогов на базе МБОУ
«СШ № 24»
«Гражданско-патриотическое воспитание как базисная основа формирования личности»
17.11.2016
Выступление социального педагога
Барышевой Елены Филипповны
«Гражданско-патриотическое воспитание
как средство формирования
социально ответственной
личности выпускника школы»
Состояние современного российского общества, как никогда раньше, требует исследования и осмысления феномена личной ответственности как одного из важнейших явлений бытия человека в мире.
В ряду таких понятий, как целостность, открытость, духовность, свобода, творческая активность, ответственность занимает свое особое место.
Это касается не только общего понятия ответственности личности, но и такой ее формы, как социальная ответственность субъектов деятельности. Сегодня стало уже очевидным, что ответственность неразрывно взаимосвязана с такой важнейшей характеристикой человеческого существования как его свобода, что взятая вне рамок ответственности сама свобода достаточно быстро утрачивает свойства общественной полезности и эффективности.
С другой стороны, ответственность оказывается во взаимосвязи с духовностью. Следует признать, что одним из важных духовно-нравственных оснований, превращающих деятельность человека в созидательную и общественно полезную, выступает именно социальная ответственность личности как базисная форма ответственности человека в целом.
Обретение человеком самого себя, своего подлинного смысла в жизни представляется нам неким процессом раскрытия и реализации социальной и духовной сущности человека.
Социальная ответственность - забота человека о человеке.
Чувство заботы присуще многим людям. Но важно перевести такую заботу из эмоционально-чувственной плоскости в осмысленно-деятельностную реальность.
Социальная ответственность личности представляет собой особое состояние человеческого духа, определяющее иерархию ценностных ориентаций.
Этапы (освоения системы высших ценностей духовной культуры, т.е. первоначального знакомства с ними; их конкретно-личностного усвоения, т.е. превращения в убеждения; их творческого применения и развития) и особенности генезиса феномена социальной ответственности личности в условиях информационного общества и современной глобальной экономики;
Процесс развития социальной ответственности личности есть ни что иное, как процесс совершенствования ее духовной и социальной культуры, раскрываемой в виде системы принципов социального взаимодействия, регулирующих бытие человека в мире и внутренний мир самого человека.
Принципы взаимопомощи, солидарности, доброжелательности, сопричастности.
Универсальным способом сохранения и усовершенствования социальной ответственности личности является духовный труд, как особый вид деятельности.Формирование социально-значимых качеств личности происходит в течение всей жизни в процессе взаимодействия с другими людьми путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Социально-значимые качества личности проявляются в ее действиях, поступках и отношении к другим людям. По этим проявляющимся во вне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных).
Социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина
Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория
Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения ребенком общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.
Социально-значимые качества личности проявляются в ее действиях, поступках и отношении к другим людям.
Социально-значимые качества являются одним из показателей уровня духовно-профессиональной развитости человека.
Уровень развития социально-значимых качеств во многом зависит от стремления и возможности человека вступать в различные формы взаимодействия с другими людьми.
Необходимо, чтобы произошел процесс переживания или проживания ситуации, только тогда опыт будет присвоен человеком.
Условия для такого переживания и проживания создаются в процессе гражданско-патриотического воспитания.
Мы рассматриваем личность как члена общества, в котором интегрированы социально - значимые качества.
Именно сейчас государство и гражданское общество осознаёт потребность в личности, обладающей социальной ответственностью.
Заказ государства сформулирован в Федеральных государственных стандартах второго поколения, которые предъявляет следующие требования личностным результатам обучения.
Важнейшими социальными институтами являются семья и школа.
И связующим звеном между ними выступает социально-педагогическая служба.
Мне как социальному педагогу очень важно, чтобы выпускник нашей школы гармонично вписался в совре6менное общество и достойно умел отвечать вызовам современности.
Наиболее действенным средством формирования социально ответственной личности для меня является гражданско-патриотическое воспитание и прежде всего в форме проектной деятельности.