«Современный урок в условиях реализации ФГОС»Раздел: Создание изделий из текстильных материалов. Тема урока: Технология изготовления ткани.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129 городского округа Самара



конкурс методических разработок
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»



Методическая разработка урока


Наименование предмета - КУРС ТЕХНОЛОГИИ - 5 класс
Учитель технологии МБОУ СОШ №129 - Фомина Елена Васильевна
Номинация – «Социальная значимость и практическая ценность»
Методическая разработка составлена на основе Программы
курса «Технология. Трудовое обучение», рекомендованной Департаментом
общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2011
Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.
Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.
Тема урока: Технология изготовления ткани.


Самара, 2015




ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Технология изготовления ткани»
Цели урока:
Образовательные:
Ознакомить с производством:
Натуральных волокон растительного происхождения;
прядильное, ткацкое, отделочное производства.
Обучающие:
определять опытным путём структуру тканей. Раппорт;
определять опытным путём направление уточной и долевой нити;
определять опытным путём лицевую и изнаночную стороны ткани.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Воспитывать уважение и интерес к профессиям ткач и оператор прядильного производства.
Задачи:
- обучающие: сформировать понятия - волокна растительного происхождения (хлопок, лён),
прядений, пряжа (волокно, нити),
долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка;
ткацкий рисунок, раппорт;
прядильщик, ткач;
полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения;
отбеливание, крашение, печатание.
– развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление,
настойчивость, умение действовать самостоятельно;
Научить:
распознавать направление уточной и долевой нити. Определять опытным путём структуру тканей. Раппорт;
лицевую и изнаночную стороны ткани;
выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.
- воспитательные: научить ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, воспитание трудолюбия и аккуратности.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, в парах и индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: Учебник, тетрадь. Экран, проектор, ноутбук, электронный микроскоп. Образцы тканей и волокон.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные УУД:
-умеют обрабатывать ткань ручным инструментом;
-умеют выполнять обработку простых изделий из ткани;
познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.






Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные
Изучить технологию производства ткани, строение ткани. Научить определять в ткани направление долевой нити, лицевую сторону ткани.
Понимание, узнавание, запоминание.

Регулятивные
Освоить теоретические знания, уметь находить, анализировать и выбирать главное, делать правильные выводы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Самоконтроль.

Познавательные
Познакомить с классификацией текстильных волокон, с понятиями основная нить (долевая), уток (поперечная нить), кромка.
Преобразовать информацию из одной формы в другую.
Выполнение действий по алгоритму или под руководством учителя.

Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других.
Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные
Формирования уважительного отношения к труду, умение проводить самооценку, организовать взаимопроверку и взаимопомощь в группе.
Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.











ПЕРЕЧЕНЬ ресурсов

Название ресурса
Время просмотра (мин)
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации

1
Народная пословица: «Какое волокно – такое полотно. Какова пряха – такова и рубаха» Изделия из тканей.
1
И
Слайд презентации

2
Волокна растительного происхождения
3
И
Слайд презентации

3
Ручное прядение
1
И
Слайд презентации

4
Производство ровницы
1
И
ВИДЕО

5
Прядильные станки
1
И
ВИДЕО

6
Современный ткацкий станок
1
И
ВИДЕО

7
Структура тканей
1
И
Слайд презентации

8
Ткацкий рисунок, раппорт

1
И
Слайд презентации

9
Отделочное производство
1
И
ВИДЕО

10
Ткацкий рисунок, раппорт
5
П
И
Слайд презентации

11
Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях
5
П
И
Слайд презентации

12.
Свойства долевой нити. Определение направления долевой нити в ткани
5
П
И
Слайд презентации

И – информационные ресурсы
П – практические ресурсы






Сценарий урока по теме: «Технология изготовления ткани»

Постановка учебных задач. Мотивация к учебной деятельности
На двери кабинета вывеска: «Выставочный зал», « Мир тканей»
Встречаю учениц перед входом в аудиторию.
- Добро пожаловать на нашу выставку! Предлагаю совершить экскурсию по залу «Мир тканей».
Я ваш экскурсовод - Елена Васильевна. Наша экскурсия длится 40 минут. За это время вы ознакомитесь с экспозициями зала. Прошу следовать за мной.
Проходим в класс.
- Прошу обратить внимание на экспозиции. Учащиеся проходят по залу, знакомятся с экспозицией.
1 вывеска. Образцы волокон и нитей: Лён, шерсть, хлопок. Таблица образцов.
2 вывеска. Старинные изделия из тканей:
Подзор, полотенца, рушник с вышивкой, русский народный костюм.
3 вывеска. Ткани из натуральных волокон:
10-12 маркированных образцов (ситец, сатин, лён, шёлк, батист, атлас)
4 вывеска. Домашний текстиль:
Подушки, постельное бельё, пледы, скатерти и салфетки.
5 вывеска. Детский текстиль:
Кукла в костюме, платье, костюм, юбка, жилет.
Манекен. Женский наряд.
Манекен. Мужской костюм.
6 вывеска. Аксессуары:
Шейные платки, шаль, палантин. Сумки. Журналы мод.
7 вывеска. Экспериментальная лаборатория:
Учебники, словари, инструкционные карты. Образцы натуральных тканей и волокон для исследований. Электронный микроскоп.

Совместное исследование проблемы.
Актуализация знаний. Формулирование темы урока
Вы ознакомились с экспозициями выставки.
- Как высчитаете, что является основной темой нашей экскурсии?
- Прошу пройти в наш кинотеатр.
- Обратите внимание на экран.
На экране 1-2-3 слайды презентации: Изделия из тканей.
4 слайд - Народная пословица: «Какое волокно – такое полотно. Какова пряха – такова и рубаха»
- Сколько разных вещей из тканей окружает нас! Сложно представить себе нашу жизнь без вещей, сделанных из тканей. На нашей выставке представлены всевозможные образцы. Они разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...
Но раз их называют одним именем ткани, значит, их, что - то объединяет?
Да, они изготовлены из материала натурального происхождения.
- Что служит сырьём для производства тканей?
Вы совершенно правы. Все ткани сотканы из нитей, а нити изготовлены из волокон.
Наша сегодняшняя экскурсия носит исследовательский характер.
- Попробуйте, сформулировать тему и цель нашего исследования.
- Выскажите предположения, из чего и как можно получить ткань?
Технология производства тканей производится в три этапа:
Первый этап – получение волокна.
5 слайд. Классификация волокон:
- Какие волокна на нашей выставке показались знакомыми?
- Как их можно классифицировать?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
III. Моделирование и мотивация (встреча с проблемой). Изучение нового.
6 слайд – Современное устройство для получения волокна.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Показ видео сюжета. Получение ровницы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

7 слайд – Прядение.
Обратите ваше внимание на этот экспонат. Ваши предположения, что это?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Именно так выглядит прялка.
- Что такое прядение?
- Как происходит создание пряжи из волокон? Показ ручного способа создание пряжи из волокон.
- Вы имеете возможность посмотреть, как работает современное прядильное устройство.
Просмотр видео сюжета.
- А знаете ли вы, кто управляет станками?
ПРОФЕССИЯ - оператор прядильного производства.
Он знает свойства волокон и пряжи, управляет прядильным оборудованием.









Второй этап – производство полотна ткани.
8 слайд – Ткацкое производство.
.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Обратите ваше внимание на слайд. Что за конструкция изображена и для чего она предназначена?
- Вы совершенно правы – это ткацкий станок. Именно на нём происходит рождение полотна.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

9 слайд – Ткацкий станок.
Кто знает, как работает станок? Предварительное задание для учащихся. (Сообщение)
Все ткани изготавливают из нитей и пряжи, переплетённых между собой в определённом порядке.
Одни нити идут вдоль ткани, их называют ОСНОВОЙ, другие поперек их называют УТКОМ. Ткань образуется в результате переплетения нитей:
долевых (нитей основы) и поперечных (нитей утка).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.
Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, при растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.
Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Предлагаю посмотреть видео сюжет с текстильной фабрики.
Знакомство с профессией - ТКАЧ
- Ткани производят на ткацком станке на ткацких фабриках.
Как называются профессии людей участвующих в производстве тканей?
Ткач – следит за технологическим процессом ткачества и осуществляет контроль качества.

10 слайд – Определение структуры тканей. Раппорт. Самое простое переплетение нитей – полотняное, в котором нити переплетаются через одну.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Новое понятие - Раппорт – повторяющийся рисунок переплетения нитей в ткани.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Третий этап - отделка.
10 слайд - Отделочное производство:
- Ткань, снятая со станка грубая и жёсткая – суровая.
Суровая ткань проходит ряд отделочных работ:
Отбеливание;
Крашение;
Печатание.
- Предлагаю посмотреть ещё один видео сюжет: Отделочное производство.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Вы, наверняка, обратили внимание на то, что мы сегодня говорим лишь об одном из видов волокон. Предполагаемый ответ - натуральные волокна.
Но представьте себе, все экспонаты выставки изготовлены из натуральных тканей. Какой вывод можно сделать?
- Вы совершенно правы из натуральных волокон изготовляется несколько разных видов ткани.
- Как вы думаете, от чего зависит структура ткани? Вы правы, всё зависит от способов переплетения нитей при получении ткани и от способа отделки.

11 слайд – Признаки определения долевой нити в ткани
Показ, по каким признакам определяют направление долевой и уточной нити в ткани.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как вы считаете для чего необходимо знать и уметь определять направление долевой и уточной нити в ткани?
- Верно. Эти знания необходимы при конструировании и раскрое швейных изделий.
13слайд - Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Исследование.
У ткани две стороны: лицевая и изнаночная. Как определяются стороны?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Физкультминутка. Музыкальная пауза для разминочных движений.
- Вы, наверное, немного устали? Могу вам предложить несколько упражнений для отдыха под музыку.
Упражнения на растяжку мышц спины, шеи и поперечно - полосатых мышц. Упражнения выполняются под спокойную музыку.
1. Из положения, сидя на стуле, наклоны вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);
2. Из положения, стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);
3. Вращения и поднятие плеч вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);
4. Вращения и наклоны головы вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное).
Конструирование нового способа действий.
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Найди нужное понятие».
Правила: Необходимо разделиться на 2 команды. Для каждой команды на столе приготовлены таблички. На табличках напечатаны крупным шрифтом понятия связанные с темой нашей экскурсии. На других – значение этих понятий.
- Внимание задание: за 2 минуты вы подбираете пару табличек. (Склеить полоски). Побеждает команда, набравшая большее количество табличек с правильными ответами.
- Стоп игра. Зачитываем результат подбора. Вы очень хорошо справились с заданием, нашли все таблички. Почему на столах остались ещё таблички. Верно, эти понятия не подходят к теме.
- А сейчас мы отправляемся в экспериментальную лабораторию, чтобы провести исследования практическим путём и записать их в таблицы.
Вы можете воспользоваться специальной учебной литературой, словарём и электронными приборами.
Новые понятия запишите в тетрадь. Проверьте друг друга, уточните неправильную информацию.
Также вам предлагается определить опытным путём структуру тканей. Раппорт. С помощью электронного микроскопа рассмотреть образцы тканей выделить раппорт, сделать снимок и подписать его, определив название тканей по структуре, сравнивая с данными наглядного пособия.
Наглядное пособие: фотографии с изображением ткацкого переплетения: полотно, саржа, сатин, атлас + образец синтетического нетканого материала.
Воспользуйтесь учебниками (учебник стр. 103-105, рабочая тетрадь).
Лабораторная работа № 9, алгоритм ваших исследовательских действий по определению направления долевой нити и нити утка.
Лабораторная работа № 10, алгоритм ваших исследовательских действий по определению лицевой и изнаночной стороной тканей.
- Результаты исследований занести в таблицу (раздаточный материал)
- Чтобы продуктивнее организовать учебное исследование, распределитесь в группе так, чтобы все пособия использовались целесообразно. Два – три человека работают с микроскопом. Два – три человека работают с учебником и тетрадью. Затем через некоторое время меняются местами.
Во время работы не забывайте проверять, контролировать свою работу (самоконтроль) и работу группы.
Переход этапу решения проблемы. Лабораторно - практическая работа.
Работа в парах и группах.
Лабораторная работа № 9 «Определения направления долевой нити и нити утка. Определять опытным путём структуру тканей. Раппорт».
Лабораторная работа № 10 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей».
Запись в тетрадь темы исследований. Запись новых понятий.
Результаты исследований занести в таблицу (раздаточный материал)

Подведение итога: Оценка деятельности на уроке.
- Сегодня на выставке присутствует представитель журнала «Мир тканей».
Кристина делает опрос посетителей. Вы можете принять непосредственное участие в диалоге.
1. Было ли вам интересно?
2. Какие новые знания вы приобрели?
3. Как и чему вы научились?
4. Где могут пригодиться полученные сведения?
5. Что вас удивило?
VII. Рефлексивно - оценочный этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- К сожалению, экскурсия подходит к концу. Мы будем рады видеть вас на следующей экспозиции «Свойства текстильных материалов»
А сейчас просим вас оставить свои отзывы, комментарии и пожелания в нашей гостевой книге.
Значки обозначают:
Красный значок – мне очень понравилось;
Зелёный значок – не достаточно информации;
Синий значок – не интересно.
VII. Домашние задание:
-До свидания. Мы будем рады видеть вас на следующей экспозиции «Свойства текстильных материалов». Вы можете подготовиться заранее. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Хлопок», «Лён».
§ 16, стр. 100-104, учебника « Технология» 5 класс.



















Используемые источники и литература:
1. Методическое пособие для учителя по курсу: Технология: 5 класс
2. Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 141915




14 *,~Ђ¶ёВД
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 15