Конспект урока технологии по теме Классификация текстильных волокон. Волокна и ткани растительного происхождения
Урок по разделу "Материаловедение". 5-й класс.
Тема: "Классификация текстильных волокон. Волокна и ткани растительного происхождения.
Цели:
· ознакомить учащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;
· способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;
· способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
· способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности;
· способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Методы: словесный; наглядный; практическая работа под контролем учителя.
Объект труда: хлопчатобумажные ткани, лён, льняные ткани, пряжа, полотняное переплетение. Межпредметные связи: биология, рисование. Оборудование и материалы: - учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, - рабочие тетради;
- презентации;
- раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, иллюстрации) Материалы для контроля знаний учащихся;
- карточки-задания;
- схемы, таблицы, словарь новых понятий;
- образцы тканей. Тип урока: комбинированный;
Вид урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент:
1. Контроль посещаемости 2. Проверка готовности к занятию
II. 1. Повторение пройденного материала.
1. Проверка и оценка домашнего задания (макеты, эскизы кухни).
2. Устный опрос. Вопросы для повторения:
1. Какую квартиру можно считать комфортной?
2. Что такое интерьер?
3. Какие функции выполняет кухня в современной квартире?
4. Какие требования предъявляются к кухне?
5. Что входит в минимальный набор кухонного оборудования?
6. Перечислите, какие электроприборы могут быть на кухне и объясните их назначение.
7. От чего зависит порядок размещения мебели и оборудования на кухне?
8. Почему необходимо соблюдать санитарно – гигиенические требования, прядок на кухне, а также личную гигиену и какую именно?
2. Актуализация новых знаний:
Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Например, изготовить одежду? (Ответы учащихся)
Из чего бы вы изготавливали свою одежду? (Ответы учащихся)
Была бы ваша одежда похожа на современную и почему? (Ответы учащихся)
Потому что вам не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я предлагаю вам подготовиться к любой жизненной ситуации и узнать, из чего можно изготовить одежду, чтобы она была не только красивой, но и удобной, практичной, сохраняла здоровье человека.
IV. Изучение нового материала.
1. В технологии есть очень интересный раздел - «Материаловедение». Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Изучив этот раздел, мы получим всю необходимую информацию о тканях и волокнах, из которых делают одежду.
Тема нашего урока: «Классификация текстильных волокон. Волокна и ткани растительного происхождения.» (Слайд 1)
У вас на столах лежат кусочки ткани и лупы. Внимательно рассмотрим нашу ткань. Что вы видите? (Ответы учащихся)
Если внимательно рассмотреть любую ткань, можно увидеть, что она состоит из переплетающихся между собой нитей. Если взять отдельную нить и распушить ее конец, то станут заметны отдельные волоски – волокна. Все волокна делятся на две группы: натуральные и химические. Натуральные волокна – волокна, которые существуют в природе. Их получают из растений (хлопчатника, льна и т.д.) и шерсти животных (овец, коз, верблюдов и др.). Химические волокна (вискоза, капрон, лавсан и др.) – получают на предприятиях химической промышленности.
Схема классификации текстильных волокон. (см.приложение 1) (Слайд 2)
Сделаем запись в тетради: (Слайд 3) Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Текстильные волокна - это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение ( способ получения) и химический состав. Натуральные волокна - это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу. Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путём в заводских условиях.
2. Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна растительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений. Вопрос: А как выдумаете, из каких растений?
Вспомните сказку двенадцать принцев-лебедей. Из какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки? (Это была крапива.)
Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем стали использовать волокна культурных растений - хлопка и льна.
Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде.
Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из химических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге, когда мы потеем, электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции, то вывод напрашивается один. Какую одежду лучше выбирать?
(Ответы учащихся).
Волокна хлопка (Слайды 4- 6) Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах, родина – Индия. Эти волокна называют хлопком. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка 5-50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец.
Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном.
Первичная обработка хлопка:
- Сбор хлопка-сырца с полей. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тысяч волокон)
- Отделение волокон от семян и предварительная очистка от примесей
- Сортировка по качеству: длинные волокна (20-50 мм);
короткие или пух (6-20 мм); подпушка (менее 6 мм)
- Упаковка в кипы (прессование)
Длинные волокна используют для производства пряжи, ниток, пух – для приготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна менее 12 мм подвергаются химической переработки в целлюлозу для получения искусственных волокон.
Льняные волокна. (Слайды 7-9)
Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна - долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. В каждом стебле 350-650
волокон.
Первичная обработка льна:
- сбор и получение льняной соломы;
- замачивание льняной соломы;
- сушка тресты;
- мятьё;
- трепание для отделения примесей.
Таким образом, ткань состоит из тонких переплетенных между собой нитей, а каждая нить в свою очередь содержит несколько отдельных, скрученных между собой тоненьких волокон.
Нити, пряжу используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы, сутажа и других текстильных изделий.
(Слайд 10)
Производство пряжи — сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.
(Слайд 11)
Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить — пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства — прядильщица. Готовая пряжа поступает - на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.
(Слайд 12)
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких танках, на которых работают ткачи. Ткань получается путем переплетения нитей.
Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити, расположенные поперек, называют нитями - утка.
Нити основы очень прочные; длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края — кромка. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Ткани различают по окраске. Они могут быть гладкокрашенные (одного цвета – голубая, красная и т.д.) и с печатным рисунком (на однотонный фон нанесен рисунок). Ткань имеет лицевую сторону и изнаночную сторону. На лицевой стороне рисунок более яркий, меньше узелков и ворсинок. Гладкокрашенную ткань называют двусторонней, т.к. в ней трудно определить лицевую и изнаночную стороны. Такую ткань можно использовать с обеих сторон.
ФИЗМИНУТКА
V. Практическая работа.
У вас на столах кусочки ткани и таблицы хода практической работы. Нужно определить вид ткани, ее долевую и уточную нити, лицевую и изнаночную стороны.
Самостоятельная работа учащихся под контролем учителя. (Приложение 2)
VI. Закрепление знаний учащихся. Вопросы для закрепления:
1. Что изучает материаловедение?
2. Что называют волокном?
3. На какие классы делятся текстильные волокна?
4. К какому типу волокнистых растений относятся, хлопок, лён?
5. Какими свойствами обладает льняное волокно и волокно хлопка (в сравнении)?
6. Этапы получения ткани?
7. Для чего необходима первичная обработка сырья? 8. Как определить долевую и уточную нить в ткани? 9. Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
VII. Д/З: Задание по выбору
§ 14 Технология. (Технология ведения дома)
5 класс Н. В. Синица, В. Д. Симоненко.
Узнайте в Интернете, что означают следующие понятия: «веретено», «прялка», «светец», «мочесник». Для чего использовались эти инструменты и приспособления?
Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
- Как изготавливали пряжу в домашних условиях?
- Как изготавливали ткани в домашних условиях?
- Что такое узорное ткачество?
- Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей
прабабушки?
- Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?
Приложение 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН
Приложение 2
Практическая работа
1. «Сравнение волокон хлопка и льна»
Вид волокна Отличительные признаки:
По внешнему виду На ощупь Толщина
нитей Вид пряжи, количество нитей
Хлопок
Лён
2. «Определения направления долевой нити».
Результаты исследований занести в таблицу
«Определение в ткани направления нитей основы и утка»
Нить По кромке (вдоль или поперёк кромки) По степени растяжения (растягивается больше или меньше) По звуку (звук звонкий или глухой) По виду нитей
Толщина (толстая или тонкая) Гладкость (гладкая или пушистая)
Основа Уток 3. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Образец ткани Признаки лицевой стороны Признаки изнаночной стороны Примечания
1. 2. 3. 4.