Коснпект по окружающему миру Жизнь леса (4 класс)
Дата: 08.12
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4Б
Учитель: Каландина Д.А.
Тема: Жизнь леса
Цель: Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи: Обучающая: познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; познакомить с растительным и животным миром леса на примере Сахалинской области.
Развивающая: развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных; умение работать в группе; умение рассуждать, обобщать.
Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент -Проверьте свою готовность к уроку. Проверяют готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний -Вспомните, что такое сообщество? - сообщество – это жизнь сообща, где одно не может быть без другого.
Самоопределение к деятельности. -Скажите, в какой природной зоне находится наша Сахалинская область?
-А что такое лес?
-А почему все это находится в лесу? Почему там не могут быть только деревья и кустарники?
-Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке?
-А еще о чем?
-Какую цель перед собой поставим?
-в зоне лесов
-место, где растут деревья и кустарники, живут звери, насекомые и птицы.
-потому что все в лесу взаимосвязано и друг без друга существовать не сможет.
- О жизни леса
-О лесах на Сахалине.
- Узнать о жизни леса, то, чего мы еще не знали и узнать о жизни сахалинского леса.
Работа по теме урока - Представьте себе, что солнышко постепенно встает и начинает освещать лес, на что падает свет в первую очередь?
-А почему?
-Затем на что он перемещается?
-Следующее за кустарниками?
-Дальше лучик перемещается еще ниже - это?
- А затем, куда не попадает солнечный свет?
-Почему мы спускали именно в таком порядке?
-Посмотрите, как мы их будем называть и определять.
- Сейчас мы с вами определили ярусы, но есть еще и этажи. Что это такое?
-Расскажите о них поподробнее.
-А теперь проверим ваши предположения, читаем на слайде статью М.Пришвина.
-Верно ли мы с вами определили?
- Посмотрим, кто же эти жители лесных этажей.
-Назовите других животных.
Рассмотрим растения.
-Назовите другие растения леса
-Скажите, а что растет на нижнем этаже – мы их не называли сегодня?
-Верно, грибы, а какую пользу они приносят?
-Найдите в учебнике на стр.164-165 информацию о грибах, прочитайте. Что сказано?
- Скажите, а без чего лес не сможет существовать?
- Верно, лес также как и мы с вами не сможет обойтись без неживой природы - солнечного света, воздуха и воды.
- А что такое лесная подстилка и где она находится?
-Проверьте свои предположения на стр.168. Для чего она нужна?
-Верно, молодцы. - на деревья
-потому что они самые высокие
-на большие кустарники
- маленькие кустарнички
-трава
-мхи
-потому что именно в таком порядке располагаются ярусы леса
-Этажи леса, на них располагаются птицы и животные.
-Мыши живут в корнях деревьев, соловьи вьют гнезда на земле, птицы большего размера на деревьях и кустарниках.
-верно
Смотрят на слайд
-бурундук, лиса, различные птицы – дятлы, совы, соловьи.
-ягодные растения, вороний глаз-ядовитое
-грибы
- они являются пищей некоторых животных
- Помогают деревьям расти.
-без солнца, воздуха и воды.
-Вероятно, это то, что лежит на земле. Состоит из опавших листьев.
-Бактерии и насекомые, находящиеся внутри нее, помогают быстрому перегниванию, этим поддерживается круговорот веществ в лесу.
ФизминуткаПрактическая работа -А теперь вы поработаете в группах. Мы с вами рассмотрим леса в нашей Сахалинско области. При помощи атласов, каждая группа подготовит небольшое сообщение о растениях и животных наших лесов. Затем, мы послушаем эти сообщения. Прежде чем начать работу, нам необходимо вспомнить правила работы в группах.
-Молодцы, начинаем работать
-А теперь каждая группа сделает небольшой доклад о проделанной работе.
-А сейчас мы послушаем сообщения некоторых учащихся, которые подготовили их дома. -В группе должен быть организатор обсуждения,Каждый может высказать свою версию решения,Один говорит, а остальные слушают,Каждая версия обсуждается в группе,В группе согласуется общее решение,Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Работа в группах
Сообщения учащихся.
Закрепление -Для того, чтобы закрепить наши знания, вы сейчас самостоятельно выполните задание № 4 на стр.77 в рабочей тетради. Выполняют самостоятельно, затем друг друга проверяют
Итог урока
Выставление оценок за урок.
Д.з. - Мы с вами в начале урока ставили цель, мы ее достигли?
-Чем занимались на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
Стр.164-168, «Проверь себя» на стр.169, раб тетр.стр.77 № 3.-Достигли
-Изучали жизнь леса, повторили правила работы в группе, работали в группах.
-Какие животные и растения есть в нашем сахалинском лесу.