Коснпект урока биологии по теме: «Мир динозавров», 5 класс


Структура урока
Дата « 26 » Января 2013 г. ШколаМКОУ «СОШ№5» Предмет Природоведение Учитель Березенцева ОД Класс - 5
Тема урока: Мир динозавров
Цель урока: Создать ситуацию поиска и систематизации информации о динозаврах с помощью семиотического подхода.
Информационные ресурсы: Рисунки, модели, игрушки динозавров, энциклопедии, видеофильм о динозаврах, раздаточный дидактический материал, знаки –образы, знаки – индексы.
УУД:
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества; проявлять терпение, доброжелательность, доверие к однокласснику в ходу урочной деятельности.
Регулятивные: планировать решение учебной темы, цели урока, выстраивать последовательность необходимого плана характеристик; осуществлять итоговый контроль деятельности;
Коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; рефлексия
Познавательные: анализировать объекты с целью выявления признака; реализовывать семиотический подход на уроке;
Технологическая карта урока.
Время Этапы урока Задачи этапа Содержание учебного материала, примеры заданий
Предполагаемые трудности при выполнении заданий учащимися и запасные методические «ходы» Формы организации обучения, используемые на каждом этапе Методы обучения, используемые на каждом этапе Средства обучения, материалы Обратная связь и измерители Ожидаемые результаты
2 минуты Самоопределение к деятельности. Организационный момент Определить по «декорациям» класса тему урока, Создать условия для появления у учащихся позитивного настроя Предварительная подготовка класса: рисунки динозавров учащихся, нарисованных на уроках ИЗО, модели, игрушки динозавров, энциклопедический материал, принесённый из дома учащимися. Презентация: «Мир динозавров».
Задание: В каком мире мы сегодня побываем?
Какова тема урока сегодня? При соответствующей подготовке трудностей в определении темы быть не должно, если возникнуть учитель косвенно подсказывает. Фронтальная форма Иллюстративный Рисунки, модели динозавров, игрушки динозавров Учащиеся перед началом урока рассаживаются по группам для дальнейшей работы
Измеритель: Поднимите энциклопедию та группа, которая согласна с темой урока. Позитивный настрой на дальнейшее обучение
2 -5 минут Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Определить уровень знаний о динозаврах Обозначив тему урока, учащиеся должны вспомнить, где встречались с динозаврами в своей жизни (фильмы, книги, мультфильмы, игрушки итд).
Задание: Что мы знаем о динозаврах?
Что мы можем ещё узнать?
Для того чтобы упорядочить наши знания, что можно применить? Тема для детей знакомая, знаний из жизни динозавров много, трудностью может быть большое количество бессистемной информации, которую необходимо оформить в определённый порядок (таблицу) Фронтальная беседа эвристический Рисунки, модели динозавров, игрушки динозавров Измеритель: активность детей при ответах на поставленные вопросы, чем больше поднятых рук и ответов тем эффективней пройден этап. Учащиеся для приведения в систему своих знаний должны предложить использование таблицы
3 – 7 минут Постановка учебной задачи Выделить характерные признаки, необходимые для описания динозавров После того как учащиеся предложили использовать таблицу для систематизации знаний, учитель предлагает назвать характерные признаки, которые должны быть внесены в таблицу.
Задание: Какие характерные черты мы можем выделить у динозавров?
Таблицы для групп должны быть приготовлены заранее. Учащиеся должны выделить следующие характеристики: среда обитания, масса, рост, скорость, питание, органы защиты. Если некоторые характерные черты учащиеся не назовут, учитель наводящими вопросами должен направить ответы детей в правильное русло. Чем отличаются динозавры? Где живут? Почему один динозавр добежал до пищи быстрее, чем другой? Фронтальная форма Поисковый Рисунки, модели динозавров, игрушки динозавров Измеритель: Характерные черты должны быть сформулированы все, только тогда учитель отдаёт приготовленные таблицы (дидактический материал) Учащиеся должны назвать признаки, по которым раскрываются все характерные черты рептилий
15 минут Построение проекта выхода из затруднений Выбрать динозавра и охарактеризовать по предложенному плану. 4 группы учащихся осуществляют поиск информации о динозавре, которого они получили и по принесённым энциклопедиям, дают полную характеристику ящеру, записывая данные в таблицу.
Задание: Найти из предложенной энциклопедии данные на динозавра.
Заполнить таблицу.
Подготовить карточки для заполнения таблицы на доске (карточки со знаками – индексами: масса, рост, скорость; знаками – образами: сред обитания, пищи, органы защиты )Трудность в подборке необходимого материала из большого текста.
Учитель во время работы учащихся должен направлять, помогать, подбадривать. Групповая форма Поисковый метод
Творческий метод Энциклопедический материал Измеритель:
На партах каждой группы должна быть заполненная таблица и приготовленные карточки со знаками – образами, знаками – индексами Развитие метапредметных связей
6 - 10
минут Первичное закрепление Обобщить материал о динозаврах, приведенный в систему Закрепление проходит в форме выступления:
Каждая группа характеризует своего динозавра с помощью размещения карточек со знаками - индексами и знаками – образами на доске в приготовленной таблице
Если материал подобран качественно, трудностей при воспроизведении не возникнет, если группа подготовилась слабо, можно позвать на помощь другие группы и найти недостающие характеристики с помощью энциклопедий Групповая форма Репродуктивный с семиотическим подходом Таблица на доске, карточки знаками – индексами, знаками – символами, видеофильм Измеритель:
На доске должна быть заполненная таблица: характерные черты динозавров Развитие речи, памяти, внимания
5 минут Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Подвести итог полученным знаниям Учитель предлагает учащимся итоговую тестовую работу с помощью презентации: несколько заданий разных видов. Заранее раздаются листочки для контроля.
Задания:
1.Выберите из предложенных животных, динозавра, который летает.
2.Выберите из предложенных животных, динозавра, который плавает.
3. Выберите из предложенных животных, динозавра -свирепового хищника
Динозавры: Тираннозавр, стегозавр, ихтиозавр, птеродактиль, бронтозавр
4.Назовите три среды обитания динозавров:
5. Назовите период, в котором жили динозавры?
5. Самая большая скорость какая, и у кого?
6. Самый массивный динозавр? Трудность может возникнуть при решении тестовых заданий, учащиеся должны быть внимательны, не торопиться при ответах. Учитель должен создать рабочую атмосферу. Индивидуальная форма Тестирование Индивидуальные листы с тестовыми заданиями Измеритель: Решение заданий не должно вызвать затруднения
На все вопросы должны быть ответы т задание выполнено в срок Правильность выполненных заданий
1 -2 минуты Рефлексия деятельности (итог урока) Полученные знания на уроке связать с жизнью и деятельностью человека Учитель предлагает следующее Задание: Представьте, вы выросли, работаете в разных сферах, по разным специальностям, какой профессии пригодятся знания о динозаврах? Если возникнут затруднения, учитель должен подсказать или направить Фронтальная форма Творческий - Измеритель:
Названо как можно больше профессий, которым нужны знания о динозаврах Профессии: писатель, археолог, палеонтолог, мультипликатор, воспитатель, врач, профессор биологии итд.

Самоанализ урока.
Тема урока: Мир динозавров
Цель: Создать ситуацию поиска и систематизации информации о динозаврах с помощью семиотического подхода.
Одной из важнейшей задачей ФГОС является формирование навыков учебной деятельности, которые обеспечиваются через активное участие ребёнка на каждом этапе урока. На данном уроке я постаралась показать совместную деятельность учителя и учащихся на каждом этапе урока. При условии ограниченного времени объём этапов сведён до минимума. Моя тема самообразования: «Тест как одна из форм ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ и ГИА по биологии». Связь с темой самообразования прослеживается на этапе контроля.
На уроке использовались подходы:
Компетентностный – с его помощью учащиеся формулировали мысли, планировали время, сотрудничали в группах, распределяли обязанности.
Семиотический - с помощью знаков: образов и индексов показан алгоритм единого описания животного – динозавра.
Формы организации обучения:
Фронтальная ( 1,2, 3 этапы урока )
Групповая ( 4,5 этапы урока )
Индивидуальная ( 6,7 этапы урока )
Методы обучения:
Иллюстрированный ( Самоопределение к деятельности. Организационный момент )Эвристический (Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности )Поисковый ( Постановка учебной задачи, Построение проекта выхода из затруднений )
Творческий (Построение проекта выхода из затруднений, рефлексия )Репродуктивный ( ( Первичное закрепление с семиотическим подходом)
Тестирование ( Этап контроля)
Приёмы:
Демонстрация презентации
Беседа
Предварительная подготовка
Поиск информации
Обработка полученной информации в систему знаков
Тестовые вопросы
Вопрос для рефлексии, создающий ситуацию связи с жизнью, с действительностью.