Коснпект урока русского языка по теме: «Словосочетание и предложение»
Цели : 1. Учащиеся вспомнят виды словосочетаний и предложе-
ний.
2.Будут распределять словосочетания и предложения по
характерным признакам, совершенствовать свои умения
и навыки в видах разбора. Будут развивать зоркость, бы-
строту , умение работать с текстом и статьей учебника.
Развивать монологическую речь.Память.
3. Работая в группах, учащиеся почувствуют ответствен –
ность друг перед другом за свою работу, будут слушать
ответ товарища, выражать поддержку, терпимее отно-
ситься друг к другу.
Материалы задачи оценка
Мел, доска, 1.образовательная разминка, распределитель-
учебник,тек ный диктант, кластер.
сты. 2.Развивающая групповая работа с текс-
том, дополнение кластера
задавание вопросов, вос-
становление по памяти,
работа с эпиграфом.
3.воспитательная наблюдение за работой
в группах.
Содержание урока.
1.Побуждение.
Разминка:
Назовите синоним к слову НОЧЬ
Назовите синоним к слову ПРИВЕТ
Сколько девочек в классе?
Сколько Саш в классе?
Как зовут соседа по парте?
Пятая буква алфавита?
Назовите число, кратное 5.
Сколько разделов в русском языке?
Какой раздел русского языка изучали в 8 классе?
Что изучает синтаксис?
Учащиеся записывают тему урока « Словосочетание и предложение».
11.Реализация.
1.Распределительное списывание. Распределить по темати ческим группам с
учетом темы урока. У ребят должно получиться 3 группы, если некоторые
запишут в 2 группы, то учитель просит внимательнее прочитать то , что напи-
сано на доске.( словосочетание, двусоставное предложение, односоставное пред-
ложение).
Дивное деревцо, Тишина, В декабре солнце поворачивает на лето, палили из
пушек, Художник, воспитай ученика! Их слушали только листья, птицы да блед-
ное, застенчивое псковское небо.
2. Учащиеся вспомнили единицы синтаксиса, далее следует работа по группам.
1группа рассказывает о словосочетании по заданию в карточке.П.2-4
( определение, структура, виды связи
Задание: прочитать текст, вы
·писать словосочетания с разными видами связи.
В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист
Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами.
2.группа рассказывает двусоставном предложении. П.5-9.
Двусоставное предложение
Задание: прочитать текст, выделить грамматическую основу в двусоставном
предложении. Дать характеристику по цели высказывания.
Брошу в море сети частые, белый парус подыму. Все стали весело смеяться.
Желание посетить родные места овладело мной.
3группа рассказывает об односоставных предложениях.
Односоставные предложения
Задание: прочитать текст, указать грамматическую основу в односоставных
предложениях, определить вид односоставных предложений.
И какой же русский не любит быстрой езды? Любуемся чудесной картиной
осенней природы. Как тихо. Осенью комнату украшают букетами из красной
рябины.
Группы защищают кластер,подтверждая примерами из текста.
3.Тренировочные упражнения. Группы выбирают текст с заданием, выполняют
совместно, виды разбора ученик делает у доски.
1.Рассказать, какие виды предложений встретились, выписать словосочетание
с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
Синий май. Заревая пыль. Не позвякнет кольцо у калитки.(С.Есенин)
2.Переделайте 1-е предложение в побудительное. Произведите синтаксический
разбор 2-го предложения.Выпишите словосочетание с типом связи
СОГЛАСОВАНИЕ.
Вновь к черемухе душистой пчелы ранние летят. Из полей тянуло гречишным
медом.
3.Переделайте предложения в вопросительные.Произведите разбор 2-го
предложения. Выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала. Я совсем растерялся, не
понимая происходящего.
Учащимся предлагается внести дополнения в кластер, если таковые имеются.
111.Рефлексия.
1.Вспомнить, что делали на уроке.
2.Задать вопрос товарищу по теме.
3.Написать эссе по любому высказыванию.
А так как смысл присущ только речи и отдельное слово меняет в нем свое значение,
то с чего надо начинать? Ответ на это – с синтаксиса.
Л.В.Щерба.
Язык неистощим в соединении слов.
А.С.Пушкин.
4.Подведение итогов урока.
Заголовок 115