Урок на тему Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Краткосрочное планирование урока по биологии в 10 «А» классе
по теме: «Селекция микроорганизмов. Биотехнология»
- сертифицированный учитель III уровня,
учитель биологии I категории Кабиева А.Ж.
СОШ №13, г. Уральск
Название занятия:
Селекция микроорганизмов. Биотехнология.
Общая цель:
Дать понятие об основных объектах и направлениях биотехнологии, методах селекции микроорганизмов, их особенностях.
Ожидаемый результат:
Учащиеся:
-знают основные объекты и направления биотехнологии;
-понимают и обосновывают использование биотехнологических процессов в различных промышленных отраслях и в сельском хозяйстве;
-сравнивают методы селекции, анализируют их.
Тип урока:
Изучение новой темы.
Задания:
Индивидуальная работа (тест), работа в паре (взаимопроверка), работа в группах на развитие памяти, внимания (взаимообучение, работа с ключевым словом, стратегия «6 шляп мышления», тонкие и толстые вопросы), мозговой штурм.
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Презентация «Биотехнология», учебник, ватманы, маркеры, стикеры, информационные карты, смайлики.
Ход урока:
Этапы урока
Действие учителя
Действия учеников
Вводная часть (3-5 мин)
Презентация
(10 мин)
Психологический настрой:
Я хочу учиться,
Тестовая проверка знаний
Упражнение на внимательность. Презентация «Упражнения к теме» слайд 3,4
Вам необходимо подумать о следующем:
-Какие стратегии вы используете для запоминания диаграммы и текста?
-Каким образом вы настраиваете себя на эффективную работу?
-Что в этом задании вам кажется наиболее легким/сложным?
Проверка заполнения таблицы «Основные методы селекции растений и животных»
Создание проблемной ситуации:
Вводное слово учителя о росте населения Земли с использованием фактических данных. Численность популяции любых видов живых организмов держится примерно на одном уровне, потому что на них действует ограничивающий фактор. У человека действие ограничивающего фактора ослаблено, так как он является биосоциальным существом. Удвоение численности вида Человек разумный происходит с невероятно большой для планеты скоростью. В 1980 г. на Земле насчитывалось 4,5 млрд.чел, от которых ежегодно рождается 80 млн.детей. В настоящее время на планете – 6 млрд.человек.
Рост численности населения всегда положительно для планеты? Или есть какая-то опасность?
Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить?
Да, нужны принципиально новые технологии производства. К счастью такая многоотраслевая наука недавно появилась – это биотехнология (найдите в интернете определение «Биотехнология», запишите в тетрадь. Составьте как можно больше слов из понятия БИОТЕХНОЛОГИЯ. Как вы думаете, какие задачи ставит перед собой биотехнология? Определение с учащимися задач урока.
Дети повторяют слова:
Я хочу учиться,
я хочу трудиться,
Я хочу учась, трудиться,
Я хочу трудясь, учиться!
Выполнение теста (самооценивание), работа ученика-консультанта.
Дети смотрят слайд «Селекция», один участник группы должен подойти к столу и постараться запомнить как можно больше информации схемы, прежде чем вернуться к команде и записать информацию.
Составление флипчартов, защита (взаимооценивание)
Учащиеся по данным характеристикам определяли методы селекции растений и животных(самооценивание).
Учащиеся просматривают слайды презентации
Предположительные ответы детей (10 млрд.человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения. Всех их надо одевать, поить, кормить, лечить Какие бы мы не выводили высокопродуктивные сорта растений и породы животных, Земля не в состоянии прокормить такое количество людей
Ответы детей.
В интернете находят определение «Биотехнология», записывают в тетрадь.
Составляют кластер «Биотехнология»;
Определяют задачи урока
Основная часть (25 мин)
Прочитать текст, определить, какие биологические объекты используются в биотехнологии, знакомство с новыми понятиями: микробиологией, штамм, методами селекции микроорганизмов (чтение с пометкой).
Можно ли использовать в селекционной работе микроорганизмы? Какими особенностями обладают бактериальные организмы как объекты селекции.
Работа учащихся в малых группах (парах). Поиск ответов на поставленные вопросы. Обсуждение.
Работа с дополнительным материалом.
Бодрячок.
Сообщения учащихся.
Традиционная биотехнология. Хлебопечение, сыроделие, виноделие.
Новейшая биотехнология
Микробиологический синтез витаминов:
Получение антибиотиков;
Производство ферментов;
Генная инженерия;
Клеточная инженерия.
Читают текст, выделяют главное. Самостоятельная работа (критическое мышление)
Ответы детей: высокая частота размножения, большая частота мутаций, эффективность отбора.
Ребята слушают сообщения, делают записи в тетради.
Подведение итогов (5 мин)
«Шесть шляп мышления»-работа в группах (слайд 7)
(выявляются коммуникатиные способности учащихся)
Правильны ли следующие утверждения(слайд 8-12) (метод критического мышления «Лови ошибку»)
Дети готовят выступления по данному заданию, используя ресурсный материал.
Закрепление знаний по теме
Рефлексия
Домашнее задание
С каким настроением вы уходите с урока, поднимите лимон или клубнику.
§ 55
Оценивание практического занятия:
Формативное,
Самооценка,
Взаимооценка,
Суммативное.
15