План — конспект урока технологии по теме: «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». Класс: 6
План - конспект урока технологии
по теме: «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
Класс: 6
Тема урока: «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Цель урока: в процессе изучения операции «моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» достичь следующих образовательных результатов:
Личностный результат: осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции «моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Метапредметный результат: уметь диагностировать результаты выполнения операции моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат:
-усвоить понятие процесса моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
- представлять приемы моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления); -уметь выполнять приёмы моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом путём изменения формы горловины, кокетки, низа изделия, низа рукава
с соблюдением установленных норм и ограничений (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
- уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (Трудовая сфера – 3 уровень осмысленияЗадачи урока:
познавательные: выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
- на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия моделирования одежды
- создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов моделирования одежды
- на основе анализа выполнения моделирования изделия осознать показатели качества выполнения операции моделирования одежды
- выполнить практическую работу по моделирования изделия с цельнокроеным рукавом
регулятивные: выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов моделирования изделия с цельнокроеным рукавом
коммуникативные:
- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов моделирования изделия с цельнокроеным рукавом, правил безопасной работы;
- осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе
личностные:
- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
- изучить и освоить приемы изменения на чертеже плечевого изделия;
- закрепить навыки чтения чертежа основы изделия с цельнокроеным рукавом. Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии, критического мышления, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы обучения: объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; практическая работа) Объект труда: чертеж и выкройки изделияМежпредметные связи: изо, математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые)
Ресурсы и оборудование:
1. Учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».2013 год.
2. Рабочая тетрадь.
3. Демонстрационные материалы и оборудование: образцы готового изделия с цельнокроеным рукавом, жилета, блузона, платья, ночной сорочки;Детали кроя изделия с цельнокроеным рукавом, жилета, блузона, платья, ночной сорочки с нанесенными линиями моделирования;
Готовые детали кроя изделия с цельнокроеным рукавом, жилета, блузона, платья, ночной сорочки
Фильм « Приемы моделирования изделия с цельнокроеным рукавом»
4. Материалы, инструменты и приспособления: чертеж, образцы готового изделия с цельнокроеным рукавом, жилета, блузона, платья, ночной сорочки; детали кроя изделия с цельнокроеным рукавом, жилета, блузона, платья, ночной сорочки с нанесенными линиями моделирования детали кроя изделия с цельнокроеным рукавом, жилета, блузона, платья, ночной сорочки, линейка, сантиметровая лента, компьютер.
ХОД УРОКА.
1.Организационная часть (3мин).
Учитель с помощью дежурного проверяет явку учащихся и заполняет классный журнал; проверяет готовность учащихся к уроку (возможны различные воспитательные ситуации по поводу опозданий, не подготовленности к уроку и др.).
Вступительное слово учителя. Мотивация и актуализация знаний (5мин). Каждая девушка любит красиво, модно и стильно одеваться. Каждая любит полистать журналы мод и выбрать ту модель. Которая вам будет к лицу. Вы, наверное, слышали художник – модельер, конструктор – модельер. Кто же эти люди и чем они занимаются? Художник – модельер создает новые модели. Известные кутюрье: Юдашкин, Зайцев, Коко Шанель и т д. Возможно, и в вас спит художник- модельер и сегодня есть уникальная возможность его разбудить.
Практическая работа. Запись в тетради: число, месяц. Задание: зарисуйте в тетради модель изделия с цельнокроеным рукавом, которое вы планируете шить в этом учебном году Опрос: Какие изделия вы планируете сшить на основе выкройки с цельнокроеным рукавом ?2. Целеполагание (3 мин) ( Мотивация к принятию цели урока)
Вы уже поработали художником – модельером, т.е. создали новые модели, новые формы изделий, зарисовали их в тетради. Знаю, что для некоторых это совсем не просто, но, то, что это увлекательно – однозначно. Если мы будем пользоваться той выкройкой, которую построили на предыдущем уроке, то получим все изделия одинаковые по форме но разные по размерам. Но вы сейчас зарисовали все разные модели. Так что мы должны сделать с выкройкой, чтобы получить изделия не только разные по размерам, но и разные по фасонам? Надо изменить выкройку. Этот процесс имеет свое название. Кто знает, как называется этот процесс? Кто знает, что такое моделирование? Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Тема урока «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
Итогом работы на уроке будет выкройки изделия, которые соответствуют вашим размерам и фасону вашего изделия.
Целью урока, соответственно будет (формулируем вместе с учащимися): «научиться правильно выполнять моделирование изделия », овладеть приемами моделирования изделия.
В результате коллективного обсуждения определяем задачи на урок.
Задачи:
понять что такое процесс моделирования изделия
изучить приемы моделирования изделия
выполнить практическую работу по моделированию изделия
осознать показатели качества выполнения по моделированию изделия
проверить, что у нас получилось, чему мы научились на уроке, какие трудности возникли при работе.
( в дальнейшем по ходу урока учитель вместе с учащимися постоянно обращаются к установленным задачам, обозначая решение предыдущей и переход к следующей)
3. Повторение пройденного материала, актуализация знаний (5 мин)
Слово учителя. Мы с вами на предыдущем уроке построили чертеж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину и в масштабе 1:4.
1.Сколько деталей построено на чертеже ?2. Давайте вспомним названия конструктивных линий: линия горловины спинки, линия горловины переда, линия плеча, линия низа рукава, линия талии, линия бока, линия низа изделия, середина спинки, середина переда.
3. Если при раскрое мы все воспользуемся этой выкройкой, то мы получим, как вы думаете одинаковые изделия или разные?
Но, я думаю, вам захочется что-то изменить, для того чтобы у вас было изделие, которое подчеркнет ваши достоинства и скроет недостатки, будет интересным по отделки, решению конструктивных линий, т.е. будет эксклюзивным, единственным в своем роде.
Обратите внимание на образцы изделий с цельнокроеным рукавом. Перед вами блузон, платье, ночная сорочка, жилет. Все они выкроены по лекалам различной конфигурации, но базовыми лекалами были лекала изделия с цельнокроеным рукавом.
Вопрос: Как же определить, как изменится выкройка при изменении фасона изделия?
Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе новую модель в пространстве и уметь выполнять некоторые приёмы моделирования швейного изделия, с которыми мы сейчас познакомимся, нам необходимо научится моделировать, т.е. изменять линию горловины, длину изделия, строить кокетку, застежку и т.д.
4. Изложение нового материала -15 мин.
Учитель: Переходим к решению задачи – понять что такое процесс моделирования изделия и изучить приемы моделирования изделия
Давайте проанализируем образцы изделий (платье, блузон, жилет, ночную сорочку).
По форме выреза горловины.
Вырез горловины может быть круглым, квадратным (прямоугольным), мысом, фигурным, ассиметричным.
По длине изделия. При построении чертежа основы мы пользовались меркой длина изделия. Если по модели предусмотрена оборка, пояс, то необходимо внести изменения в выкройку.
По длине и форме рукава.
Рукав может быть длинным, коротким, расклешенным и зауженным к низу. Изделие может быть и вовсе без рукавов.
По наличию и форме кокетки.
Кокеткой называется верхняя часть изделия. Кокетка может быть прямой, фигурной, круглой. По кокетке могут располагаться складки, сборка.
По наличию и расположению застежки.
Застежка может быть на пуговицы, тесьму «молния», липы, крючки, кнопки. Застежка может располагаться на полочке, спинке, в плечевом шве.
ВЫВОД (учащиеся): На основе построенного чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий.
Задание учащимся: Перед вами образцы изделий и комплекты лекал. Попробуйте определить:
1. Какой комплект лекал был использован при раскрое каждого изделия. (Обучающимся предлагается 4 комплекта лекал и 4 изделия.)
2. Назовите какие конструктивные линии были изменены конкретно в каждом изделии.
Возникает вопрос: « А как правильно вносить изменения в чертеж, что бы получить нужный вариант выкройки, который соответствовал бы вышей модели» . Учитель: «И так, в соответствии с первой задачей нашей работы, мы должны усвоить (понять), что же такое « моделирование изделия» Будьте внимательны к тому, что я буду объяснять и показывать. Сегодня будем осваивать приемы изменения длины изделия, формы выреза горловины, кокетки, увеличение размера детали коническим и параллельным. Учитель демонстрирует прием моделирования.
Для того чтобы выполнить моделирование изделия необходимо ознакомится и освоить приемы с помощью которых производятся изменения тех или других деталей.
Вы зарисовали модель, определили фасон своей модели. Для того, чтобы начинать выполнять моделирование необходимо определить какие конструктивные линии вы должны изменить, что бы получить лекала своего изделия
Самостоятельная практическая работа – 20 минут.
В тетради запишите: Моделирование какой конструктивной линии вы должны выполнить, чтобы в итоге получить лекала необходимые для вашего изделия. (Работа с учебником стр.93-97.)
Учитель: «Переходим к решению нашей следующей задачи – изучению показателей и критерии качества выполнения моделирования изделия
Учитель акцентирует внимание обучающихся на порядок выполнения работы.
Учитель: «Качество любой работы оценивается по определенным критериям (показателям)».
Вопрос учителя «Как следует проводить моделирование длины изделия, формы выреза горловины, кокетки, увеличение размера детали коническим и параллельным.
Учитель показывает учащимся все указанные способы проверки качества деталей кроя полочки и спинки
Проверка качества усвоения содержания вводного инструктажа
Учитель вызывает 4 обучающихся показать на чертеже моделирование линии горловины, линии низа, кокетки, линии борта. С помощью класса выявляет ошибки
Демонстрация эталонного моделирования изделия ( ночной сорочки, платья, жилета, блузона)
Учитель обращается к деталям кроя изделий и вместе с обучающимися уточняет требования к выполнению моделирования изделия.
Учитель говорит обучающимся о возможных ошибках при моделировании деталей кроя.
Учитель напоминает о важности выполнения основных трудовых функций: работа с чертежом, порядке выполнения работы, подборе инструментов; своевременном контроле за процессом и результатами работы; обслуживанием рабочего места и др.
5.Самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж - 30 мин.
Учащиеся начинают работать самостоятельно, используя записи в своих рабочих тетрадях на выполнение моделирования.
Учитель проводит целевые обходы, организует деятельность учащихся по устранению ошибок (обращение к источникам информации: учебнику, рабочей тетради и др; объяснение причин затруднений в работе и др.):
Первый обход - проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда.
Второй обход - проверка правильности выполнения приемов и технологической последовательности.
Третий обход – проверка правильности ведения обучающимися контроля. Текущая оценка работ в форме обсуждения их результатов с учащимися.
Во время работы учитель фронтально проводит три текущих целевых инструктажа, что позволяет несколько снизить физическую и эмоциональную нагрузку на обучающихся: 1.Напоминает как правильно нанести линию горловины, низа изделия. 2. Напоминает как правильно нанести линию низа изделия. 3. Демонстрирует приёмы моделирования.
6.Заключительный инструктаж - 7 мин.
Обучающиеся укладывают детали своего изделия на стол. В результате моделирования каждый из вас имеет в руках те детали , которые обеспечат изготовление той модели, которая была зарисована у вас в тетради.Учитель показывает наиболее удачные работы, указывает на отдельные недостатки, выявляет (вместе с обучающимися) их причины, способы устранения дефектов; предлагает на основе критериев качества оценить свои работы самих обучающихся, выставляет отметки обучающимся за урок (с учетом оценок обучающихся).
Рефлексия деятельности: Обучающимся предлагается просмотреть фильм «Приемы моделирования изделия с цельнокроеным рукавом » и найти и озвучить ошибки, которые совершаются при моделировании изделия. (Ошибки: изменили ширину горловины полочки, а ширина горловины спинки осталась прежней, изменили длину полочки по боковому шву, а длина бокового шва спинки не изменилась, вырез проймы изделия не соответствует зарисовки модели).
Обучающиеся отвечают на ряд вопросов: «Что узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какие трудности были в процессе работы? Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?».
Учащимся выдается домашнее задание: определить вид ткани для изделия. Определить требования, которые вы предъявляете к изделию и ткани. Принести ткань.
7. Уборка рабочих мест (8 мин.)
Учащиеся выполняют трудовые действия по обслуживанию, уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами (инструкциями) поведения в мастерских.