Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование. Подготовка выкройки к раскрою
ГУ " Железнодорожная средняя школа" Республика Казахстан Костанайская область Карасукский район село Железнодорожное
Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование. Подготовка выкройки к раскрою
Учитель Технологии
1 Категории
Исупова Татьяна Юрьевна
Класс 5
Тема урока: Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование. Подготовка выкройки к раскрою
Цели урока:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с процессом моделирования;
- способствовать формированию умений и навыков моделирования фартука.
Развивающая:
- способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого и критического мышления.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность в работе
- способствовать формированию навыков работы в коллективе
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа в парах, частично-поисковый, практическая работа.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: компьютерная презентация, технологическая карта.
Раздаточный материал: карточки-задания, шаблон выкройки в масштабе 1:4.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, клей, ножницы, цветная бумага, линейка, цветные карандаши.
Ход урока
I Организационный момент (2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку, количество присутствующих учащихся.
Приветствие учащихся:
Я рада приветствовать вас на уроке. Желаю плодотворно потрудиться сегодня, узнать много нового и интересного.
МЕНЕДЖ МЭТ А сейчас давайте поприветствуем друг друга. Партнеры по плечу поздоровайтесь друг с другом ладошками правой руки.
Вступительное слово учителя.( доведение до учащихся плана урока)
- Сегодня на нашем уроке вы узнаете об одном из этапов изготовления швейного изделия. На уроке вам предстоит работать в парах, в команде, помогая друг другу. А это значит, что каждый из вас несет одинаковую ответственность за выполнение работы.
II Актуализация знаний (4 мин)
РЕЛЛИ РОБИН
На столе лежат конверты с карточками-заданиями
Учащиеся беру со стола конверт. Выполняют задание в течении 3 минут. Затем в течении 1 минуты участники обмениваются своими ответами с партнером по плечу (каждому партнеру для ответа предоставляется 30 секунд). Следующий этап: опрос учителя по данным карточкам. Вопросы задаются одному из партнеров в каждой паре. Если учащийся отвечает правильно, т учитель благодарит за ответ. Если ответ неверный, то этот же вопрос задается другой паре.
III Изучение нового материала ( 20 мин)
Конструирование одежды тесно связано с моделированием. Изменение формы деталей одежды и их художественное оформление выполняется путем моделирования. Детали изделия по форме должны сочетаться между собой. Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:
Модельер-конструктор – изготовляет чертежи и выкройки
Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения этой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций.
Сегодня вы побываете в роли модельера-конструктора и научитесь моделировать фартук, чертеж которого мы строили на прошлом уроке. Для начала познакомимся с понятием «моделирование». Что же это такое?
Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Это творческий процесс создания одежды, новой по фасону и отделке
Художественное моделирование – создание коллекций моделей, учитывая при этом моду и стиль одежды, им занимаются художники-модельеры.
Техническое моделирование – создание чертежей и выкроек по эскиза, рисункам, им занимаются модельеры-конструкторы.
Работа любого модельера начинается с формулы:
«Для кого – для чего – из чего»
Форма рабочей одежды разнообразная: халаты, куртки, брюки, комбинезоны, фартуки
Специальная одежда: фартук и косынка.
Фартуки могут иметь различное назначение : повседневные, нарядные, женские, детские.
Вопрос: Посмотрите на экран и скажите: Чем отличаются между собой представленные модели фартуков. (формой низа фартука, карманов, нагрудника, выбранным материалом, отделкой)
Фартук предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы
Для сварщика и для рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.
Придумывая модель изделия, необходимо учитывать назначение изделия, свойство материала, из которого будет изготавливаться данное изделие, знать основы композиции, направление моды. Фартук, сшитый из двух прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно. Желательно внесение изменений
Продумывая фасон, необходимо определить и отделку изделия. Можно использовать следующие виды отделки: вышивка, аппликация, отделка тесьмой, кружевом, бантом.
Выполняя техническое моделирование фартука, можно изменять форму и размеры нижней части фартука, нагрудника, достроить бретели, пояс, начертить карманы различной формы. Фартук может быть так же и цельнокроеным или отрезным по линиям талии.
При изменении линии фартука необходимо помнить, что форма деталей не должна быть разной: если нижняя часть имеет форму полукруглую, треугольную или прямоугольную, то и карманы или нагрудник должны иметь ту же форму.
Можно выделить несколько способов моделирования фартука: (запись в тетрадь)
1 - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука.
2 - применение художественной отделки.
3 - моделирование цветом.
Самый простой способ моделирования фартука –изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука
Отделка и цвет
Мода на цветовые сочетания в ней меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает очень важное место в общей композиции. То же самое можно сказать и о декоративной отделке. Современные модельеры используют разнообразные её виды: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию.
Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены на протии друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственные. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону.
IV Первичное закреплении знаний
Карточки задания
Подберите к нижней части фартука по форме нагрудник и карман.
- Подберите к нижней части фартука по форме и отделке нагрудник и карман.
4 конверта, в каждом различные варианты форм нижней части фартука и несколько вариантов карманов и нагрудников, подобрать и объяснить.
V Инструктаж по технике безопасности
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
Работа в команде. Партнеры по столу в течение 2 минут обсуждают ответ на вопрос по очереди. Каждый партнер проговаривает только по одному предложению за один круг.
Когда время остановится, учитель задает свой вопрос одному участнику с любого стола. Ученик отвечает на вопрос, остальные внимательно слушают. Затем учитель задает этот же вопрос следующему ученику, только с другого стола. (Второй участник должен дополнить ответ первого ученика). И так до тех пор, пока все правила не будут проговорены.
Ответы учащихся сопровождаются презентацией
Правила техники безопасности при работе с ножницами
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
VI Практическая работа
Самостоятельная практическая работа учащихся с текущим инструктажем.
Предлагаю учащимся представить, что каждый из них художник – модельер.
Работа с технологической картой (карта прилагается). «Моделирование фартука»
Индивидуальная работа: для кого – для чего – из чего.
Для тех, кто всё выполнил.
Предлагаю несколько вариантов готовых фартуков.
Задание: рассмотреть фартуки, описать их и раскрасить цветными карандашами.
VII Рефлексия
- Вам понравился урок?
Давайте ответим на вопросы, которые находятся на экране. Продолжите одну из фраз:
- Сегодня я узнала
- Мне было интересно
- Мне понравилось больше всего
- Я бы хотела попробовать
- Мне было трудно
- Я научилась
- Теперь я могу
Сегодня на нашем занятии вы узнали о моделировании. Я думаю, что полученные знания вам очень пригодятся в будущем.
Я рада была с вами работать сегодня. Спасибо вам за активное участие. До свидания.