Урок по литературному чтению для 2 класса «Там, на неведомых дорожках…»


Литературное чтение
2 класс, программа «Школа 2100»
Тема: «Там, на неведомых дорожках…»
(обобщение по разделу)
Мингалева Светлана Владимировна
МОУ «НОШ № 23»
2013-2014 учебный год
Литературное чтение (2 класс)
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках»
Тип урока Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных ) учащихся 2 «б» класса в предметной области литературное чтение по теме «Там, на неведомых дорожках…».
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
4) Развитие творческих способностей.
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
2)карточки со словами - помощниками;
3)проектор
4)листы А-3, фломастеры.
5) Листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.
Ход урока.
1.Организационный этап.
-Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.
2. Актуализация
- Прочитайте тему урока. Тема сегодняшнего урока «Там, на неведомых дорожках…»
- Что можете сказать по этой теме? (Как называется раздел, по которому мы работали)
- Какие понятия мы изучали, работая по разделу? (что такое сказка, автор сказки, виды сказок, признаки сказки, структуру сказки, характеристику героям давали, делили героев на положительных, отрицательных, помощников, нейтральных, находили пословицы к сказкам) - Давайте вспомним, какие сказки вы читали и их авторов. (Сказочка – Б.Заходер, Иван крестьянский сын и чудо-юдо – русская народная сказка, Конёк –горбунок – П.Ершов, Сказка о рыбаке и рыбке – А.Пушкин, Мороз Иванович – В.Одоевский, П. Бажов «Серебряное копытце», Мальчик золотой хохолок и девочка Золотая Коса – литовская сказка) Какие тексты не похожи на остальные сказки? (Сказочка – Б.Заходер, стихотворение, П. Бажов «Серебряное копытце» - сказ)
- Сегодня у нас последний урок по теме. Для чего он нужен? (повторить, обобщить что знаем, подготовиться к проверочной работе)
-У каждого есть лист самооценки. Отметьте № 1 – Что я знаю по разделу
Этапы работы Я себя оцениваю
1.Что я знаю по разделу «Там, на неведомых дорожках…» 2.Постановка цели урока 3.Выполнение своего задания 4.Работа в группе 5.Готов к проверочной работе 6.На уроке я себя чувствовал… 3. Целеполагание.
-Какую цель поставим? (повторить и подготовиться к проверочной работе)
- Посмотрите, какой большой материал сегодня должен повторить каждый за урок. Скажите, это реально?
- Как предлагаете работать? (группами) Почему? (легче найти ответ, легче вспомнить и правильно распределить весь материал работать будем сообща)
-лист самооценки. Отметьте № 2 – Постановка цели урока
4. Применение знаний и умений.
- Работаем в группах. Все сели. Ребята, что вам понадобиться для работы? (материал)
- Где возьмёте материал? (учебник, тетрадь)
- Удобно будет работать? (не очень)
- Я взяла на себя смелость, собрала материал вам в помощь.
- Что будете делать? (повторять, заполнять таблицу, распределять материал). Раздать таблицу.
- Как вы это будете делать? (искать материал в учебнике,в рабочей тетрадке, вспоминать, работая парами и сообща)
(Каждая группа получает набор разрезанных карточек - помощниц по разделам таблицы. Сначала в группе работают парами, затем весь материал собирают (вклеивают) в таблицу).1 группа – что такое сказки, виды сказки, признаки сказки, структура сказки
2 группа – какие черты характера соответствуют героям прочитанных сказок, на какие группы можно разделить героев прочитанных сказок
3 группа – соотнести пословицы и героев прочитанных сказок
1 группа
1. Что такое сказка?
- жанр устного народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
 - жанр литературного творчества
- литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
- описание какого-либо пред мета или явления, данное обычно в форме вопроса. 
- Небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
2. Виды сказок
- о животных, волшебные, бытовые, авторские, народные, весёлые, красивые, добрые, поучительные
3. Структура сказки
-начало, завязка, концовка, середина, перёд, промежуток
3. Признаки сказки.
-присказка, зачин, волшебные предметы, герои и события, повторение и троекратный повтор, концовка, добро побеждает зло, один герой, события одного дня, …
группа
1. Черты характера героев прочитанных сказок:
-сварливые, добрые, мягкие, властные, жадные, грубые, податливые, справедливые, жестокие, злопамятные, щедрые, трудолюбивые,весёлые, заботливые, равнодушные, мудрые, серьёзные, ласковые, дружные, скромные, непослушные, грубые, глупые, хвастливые,2. Сказочные герои бывают
Положительные – Иван крестьянский сын, старик рыбак, Рукодельница, Кокованя, Мороз Иванович, Дарёнка, кошка Мурёнка, мальчик Золотой Хохолок, девочка Золотая Коса, родители детей, рыбак и рыбачка.
Отрицательные – старший брат, средний брат, чудо –юдо, царь, сварливая старуха, Ленивица, злая старуха, мачеха
Помощники – конь Ивана, золотая рыбка, кобылица молодая, Конёк-горбунок, Серебряное копытце, птица, говорящая правду.Нейтральные – старик и старуха Ивана крестьянского сына, жар – птица, синее море, бояре да дворяне, нянюшка, петушок, печка, яблонька, соседи – рабочие Урала, заколдованные люди, усатые кот и кошка, золотые рыбки, старая женщина.3 группа
Соотнести пословицы и героев прочитанных сказок
1. Скучен день до вечера, коли делать нечего. – Ленивица «Морозко»
2. Если ты сварлив и жаден, ты потеряешь своё счастье. – Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены. – Кокованя, Дарёнка «Серебряное копытце»
4. Но давно уж речь ведется, что лишь дурням клад дается.- Иван «Конёк – горбунок»
5. Кто скоро помог, тот дважды помог. – Иван крестьянский сын «Иван крестьянский сын и чудо – юдо»
6. Семья вместе, так и душа на месте. – Дети и родители. «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
-Время для работы в группах 10 минут
- лист самооценки. Отметьте № 3– Выполнение своего задания
5. Обобщение и контроль.
- Представитель от каждой команды защищает работу своей группы, а остальные члены группы дополняют, исправляют, помогают. (У каждой команды получается сводная таблица).
6. Обсуждение и исправление ошибок.
- лист самооценки. Отметьте № 4– Работа в группе
(Для экономии времени можно проверку провести так: каждая команда анализирует по 2 столбика таблицы, а другие команды сверяют ответы, отмечают правильность выполнения или исправляют ошибки)
Сказка Виды сказок Признаки сказок Черты характера героев Сказочные герои бывают Пословицы к сказкам
- жанр устного народного творчества: устный
рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов;
 - жанр литературного творчества
- о животных,
- волшебные,
- бытовые,
- авторские,
- народные - присказка,
- зачин,
- волшебные предметы,
- герои и события,
- повторение и
троекратный повтор,
- концовка,
- добро побеждает зло сварливые, добрые, мягкие, властные, жадные, грубые, податливые, справедливые, жестокие, щедрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, серьёзные, ласковые, дружные, скромные, непослушные, грубые Положительные – Иван крестьянский сын, старик рыбак, золотая рыбка, Рукодельница, Кокованя, Мороз Иванович, Дарёнка, кошка Мурёнка, мальчик Золотой Хохолок, девочка Золотая Коса, родители детей, рыбак и рыбачка.
Отрицательные – старший брат, средний брат, чудо –юдо, царь, сварливая старуха, Ленивица, злая старуха.
Помощники – конь Ивана, кобылица, Конёк-горбунок, Серебряное копытце, птица, говорящая правду.
Нейтральные – старик и старуха Ивана крестьянского сына, жар – птица, синее море, нянюшка, петушок, печка, яблонька, соседи – рабочие Урала, заколдованные люди, усатые кот и кошка, золотые рыбки, старая женщина.-Скучен дел до вечера, коли делать нечего. – Ленивица «Морозко»
-Если ты сварлив и жаден, ты потеряешь своё счастье. – Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»
-Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены. – Кокованя, Дарёнка «Серебряное копытце»
-Но давно уж речь ведется, что лишь дурням клад дается.- Иван «Конёк – горбунок»
-Кто скоро помог, тот дважды помог. – Иван крестьянский сын «Иван крестьянский сын и чудо – юдо»
-Семья вместе, так и душа на месте. – Дети и родители. «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
Итог:
- Какая тема урока?
- Какую цель ставили?
- Достигли цели урока?
- Хотите сейчас проверить себя, готовы ли вы к проверочной работе?
ТЕСТ «Проверь себя»
1.«Серебряное копытце» - это
А) сказка В) рассказ
Б)стихотворение Г) сказ
2. Сказочные приметы
А) зачин, волшебные предметы и герои
Б) присказка, зачин, концовка
В) присказка, зачин, волшебные предметы,
герои и события, повторение и троекратный повтор,
концовка, добро побеждает зло.
3. Зачин – это
А) конец сказки
Б) начало сказки
В) главная мысль сказки
4.Черты характера у положительных героев
А) смелость
Б) зависть
В) находчивость
Г) жадность
Д) доброта
5.Положительные герои:
А) Чудо – юдоБ) Мороз Иванович
В) усатые кот и кошка
6. Отрицательные герои:
А) жар-птица
Б) золотая рыбка
В) Ленивица
7. Помощники:
А)КокованяБ)Конёк- горбунок
В) петушок
8.Нейтральные герои:
А) Рукодельница
Б) старший брат
В) заколдованные рыбки
-Давайте проверим тест. По итогам теста вы можете сказать, что готовы к проверочной работе?
- лист самооценки. Отметьте № 5– Готов к проверочной работе
8. Домашнее задание.
- Повторить материал по таблице.
9. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я вспомнил…
повторил…
запомнил…
- лист самооценки. Отметьте № 6– На уроке я себя чувствовал…