Программа внеурочной деятельности на тему Там, на неведомых дорожках (3 класс)
МБОУ «КИРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ№2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
.Н.В.Мишура
от 28 августа 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Кировская
школа- гимназия №2»
Радченко Н.Б.
Приказ №185
от «01» сентября 2015 г.
Программа внеурочной деятельности
3-б класса
«Там, на неведомых дорожках»
Научно-познавательная деятельность
(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Срок реализации - 1 год
1 час в неделю (34 часа в год)
Составитель: Якубова З.Ю.
.
2015/2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности 3- го класса «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 8-9 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Низкая мотивация младших школьников в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего окружения и своей школы.
Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках» предназначена для учащихся 3 классов, занимающихся проектной деятельностью.
Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 34 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
24 сентября 2015 г. – праздничный день, запланировано 33 часа.
Программа детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается во 3-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методами проектной деятельности
сбор собственного материала, его анализ;
обобщение, выводы;
защита работы.
Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Цели и задачи:
Углубление и расширение знаний учащихся по лексическим темам;
Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;
Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Мини-сочинения
Конкурсы, викТОРИНЫ
Структура занятия
Приветствие
Развивающие упражнения
Сообщение (беседа или игра)
Обсуждения
Разминка
Выполнение рисунков (презентаций)
Психогимнастика (игры)
Заключительная часть
Рефлексия занятия, способствующая формированию самосознания школьников. Домашнее задание.
Завершение (ритуал прощания)
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать учащиеся:
Основные сведения о своем поселке, улице;
О своей школе, библиотеках;
О природе, что она нам дарит;
Какие бывают растения и животные;
Значение своего имени, фамилии;
Традиции своей семьи;
Правила техники безопасности.
Что должны уметь учащиеся:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
Составлять рассказ;
Оформлять фото- презентации;
Применять полученные знания на практике;
Самостоятельно провести беседу с одноклассникАМИ
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Количество часов всего
Содержание деятельности.
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)
Количество
часов
Практическая
часть занятия.
(Форма организац
ии деятельности)
Количество часов
1,2
Знакомство. Техника безопасности на занятиях.
2
Проективные методики, знакомство
1
1
Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?».
1
3,4
Имя твое.
2
Беседа: «Что означает твое имя». Что нам дарит природа осенью.
1
Самостоятель-
но найти в книгах. Игра что выше, где найти?..
1
5,6
Фамилия – герб семьи
2
Беседа «Что означает твоя фамилия». Как отдыхает наша семья на природе?
1
Самостоятель-
но найти в книгах. Рассказ и рисунок о выходе на природу, дачу.
1
7,8
Моя семья. Семейные традиции.
2
Беседа: «Где работают мои родители?» Как я помогаю по дому и в саду.
1
Проектирование семейного праздника «День рождения семьи».
1
9,
10
Семейные традиции в прошлом
2
Знакомство с традициями семьи известных людей
1
Составление герба своей семьи и просмотр презентации
1
11
Летопись семьи
1
Беседа: «Генеалогичес-
кое древо семьи».
Составление генеалогического древа семьи.
1
12
Конкурс исследователь-
ских работ «История моей семьи – история моего народа»
1
Беседа «Что такое биография»
Работа по изучению биографии своих предков, игра: «Что было, что будет»
1
13,
14
Моя школа - мой дом.
2
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
1
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
15,
16
Школы пгт Кировского , их ученики и учителя
2
Рассказ об учителях и бывших учениках школы.
1
Сбор материала о знаменитых людях пгт Кировского
1
17,
18
Символы поселка
2
Беседа
1
Сбор материала о достопримечательностях поселка
1
19,
20
Библиотеки
2
Для чего нужны библиотеки
Экскурсия в библиотеки
1
21
Мой двор, моя улица. За что люблю.
1
Беседа
Составление небольших рассказов о своем дворе
1
22
Улицы Кировского. Прогулка с родителями.
Беседа
Сбор материала о названиях улиц поселка
1
23
Туристское снаряжение. Ориентирование.
1
Беседа.
Практическая работа: укладывание рюкзака
1
24,
25
Гигиена туриста. Правила техники безопасности.
2
Беседа.
1
Практическая работа.
Доврачебная помощь.
1
26
Какие бывают растения и животные (Безопасность)
1
Беседа
Изучение литературы. Игра; «Третий лишний»
1
27,
28
Растительность нашего края.
2
Беседа.
1
Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-
щих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
1
29
Животный мир нашей местности.
1
Беседа.
Сбор информации о животных местности.
1
30
Проект «Наша семья в защите окружающей среды»
1
Беседа.
Защита проекта
1
31
Какую пользу наша школа приносит нашему поселку
1
Беседа.
Оформление записей, фотоматериа-
лов.
1
32
Проект «Это всё моя семья»
1
Беседа.
Конкурс презентаций
1
33
Фотовыставка “Мои достижения!”
1
1
Сбор фотографий Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.
1
Календарно- тематический план
Раздел 1. «Заботы моей семьи» - 12часов
№
п/п
Тема
Количество часов всего
Содержание деятельности.
Дата
Интеграция с другими предметами или воспитательной работой
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)
Количество
часов
Практическая
часть занятия.
(Форма организации деятельности)
Количество часов
1,2
Знакомство. Техника безопасности на занятиях.
2
Проективные методики, знакомство
1
1
Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?».
1
04.09,
10.09
Психологические тесты
3,4
Имя твое.
2
Беседа: «Что означает твое имя». Что нам дарит природа осенью.
1
Самостоятель-
но найти в книгах. Игра что выше, где найти?..
1
17.09,
01.10
Чтение и физкультура
5,6
Фамилия – герб семьи.
2
Беседа «Что означает твоя фамилия». Как отдыхает наша семья на природе?
1
Самостоятель-
но найти в книгах. Рассказ и рисунок о выходе на природу, дачу.
1
08.10,
15.10
Изобразительное искусство и чтение
7,8
Моя семья. Семейные традиции.
2
Беседа: «Где работают мои родители?» Как я помогаю по дому и в саду.
1
Проектирование семейного праздника «День рождения семьи».
1
22.10,
29.10
Трудовое обучение
9,10
Семейные традиции в прошлом
2
Знакомство с традициями семьи известных людей
1
Составление герба своей семьи и просмотр презентации
1
12.11,
19.11
История
11
Летопись семьи
1
Беседа: «Генеалогичес-
кое древо семьи».
Составление генеалогического древа семьи.
1
26.11
Окружающий мир и история
12
Конкурс исследователь-
ских работ «История моей семьи – история моего народа»
1
Беседа «Что такое биография»
Работа по изучению биографии своих предков, игра: «Что было, что будет»
1
03.12
Раздел 2 «Малая родина – мой поселок» -10 часов
13,
14
Моя школа - мой дом.
2
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
1
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
10.12,
17.12
15,
16
Школы пгт Кировского , их ученики и учителя
2
Рассказ об учителях и бывших учениках школы.
1
Сбор материала о знаменитых людях пгт Кировского
1
24.12,
14.01
17,
18
Символы поселка
2
Беседа
1
Сбор материала о достопримечательностях поселка
1
21.01,
28.01
19,
20
Библиотеки
Для чего нужны библиотеки
Экскурсия в библиотеки
2
04.02,
11.02
21
Мой двор, моя улица. За что люблю.
1
Беседа
Составление небольших рассказов о своем дворе
1
18.02
22
Улицы Кировского. Прогулка с родителями.
1
Беседа
Сбор материала о названиях улиц поселка
1
25.02
Раздел 3 «Начальные навыки туризма» -4 часа
23
Туристское снаряжение. Ориентирование.
1
Беседа.
Практическая работа: укладывание рюкзака
1
03.03
24,
25
Гигиена туриста. Правила техники безопасности.
2
Беседа.
1
Практическая работа.
Доврачебная помощь.
1
10.03,17.03
26
Какие бывают растения и животные (Безопасность)
1
Беседа
Изучение литературы. Игра; «Третий лишний»
1
23.03
Раздел 4 «Охрана природы» 4 часа
27,
28
Растительность нашего края.
2
Беседа.
1
Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-
щих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
1
07.04,14.04
29
Животный мир нашей местности.
1
Беседа.
Сбор информации о животных местности.
1
21.04
30
Защита проекта «Наша семья в защите окружающей среды»
1
Беседа.
Защита проекта
1
28.04
Раздел 5 « Поиск» – 3 часа
31
Какую пользу наша школа приносит нашему поселку
1
Беседа.
Оформление записей, фотоматериа-
Лов.
1
05.05
32
Защита проекта «Это всё моя семья»
1
Беседа.
Конкурс презентаций
1
12.05
33
Фотовыставка “Мои достижения!”
1
Сбор фотографий Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.
1
19.05
3. Содержание программы
1. Вводная беседа и знакомство - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 11
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории поселка через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина – мой город»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма -4ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Ориентирование в пространстве и времени.
Что должен помнить турист.
Правила техники безопасности в походе и на экскурсии.
Практические занятия:
Растительность нашего края.
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности.
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
Животный мир нашей местности.
Охрана окружающей среды, “Красная книга”4 часа
Проект «Наша экологическая тропа»
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах. 4 часа
Фотовыставка “Мои достижения!”
Проект «Это всё моя семья»
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности детей «Там, на неведомых дорожках» для учащихся 3 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации
5. Формы и виды контроля
Защита выполненных проектов.
Конкурсы выполненных работ.
Тестовые задания.
6. Методические рекомендации
Программа внеурочной деятельности «Там, на неведомых дорожках» даёт детям сведения о далёком, опираясь на их уже сложившиеся образы, представления, понятия.
Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн огромного мира, в котором мы живём, знакомит юных исследователей со звёздами и планетами, чудесами и загадками родной планеты, секретами растительного и животного царства природы.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, муляжи, натуральные наглядные пособия);
практические занятия (наблюдения, эксперименты, творческие проекты);
занятия-наблюдения;
лабораторные занятия;
экскурсии;
путешествия;
встречи с интересными людьми;
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.
Уместно использование аудиторную и внеаудиторную организацию занятий.
Подобранные тексты, видеофильмы, творческие проекты дают пищу для детского ума, пробуждают у ребят чувство удивления, вызывают удовольствие от открытия нового и значимости собственного вклада в исследовательскую работу, публичные выступления.
В ходе проведения внеурочной деятельности планируется:
1. Проводить беседы с детьми о том, как важно знать историю семьи, семейные традиции;
2. Подчеркивать значение семьи и себя, как личности;
3. Развивать творчество, фантазию, мышление;
4. Ощущать радость и удовлетворение от выполненной работы;
5. Поддерживать ребенка в его самостоятельной деятельности;
6. Развивать природные навыки;
7. Прививать любовь к своему поселку, окружающему миру;
8. Мотивировать интерес к образовательному процессу;
9. Выявлять научно-познавательную деятельность.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (Список литературы, рекомендованной для учителя)
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!- Спб.:Издательский Дом «Литера». 2001.- 208 с.:ил.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
11. Учительская газета, № 15, 2006 год.
12. Учительская газета, № 21, 2006 год.
13. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
14. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2008. № 12.
Список литературы, рекомендованной для детей
Плешаков А.А «Окружающий мир»// Просвещение, 2011
Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г
Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007
Универсальный Атлас Мира. – М., 2008
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Интернет-ресурсы
Печатные пособия
Плакаты методические
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Аудиозаписи
Цифровая фотокамера
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).
Презентации Power Point
DVD диск «Окружающий мир»
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры
Карандаши, краски, альбомы для рисованиЯ
Оборудование кабинета
Ученические столы двуместные с комплектом стульев.
Стол учительский с креслом.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска.
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 115