Рабочая программа по ИЗО
7 КЛАСС
i. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой.
примерной программы основного общего образования, 2011г.;
примерной основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Краснополковская ООШ, требований к результатам освоения основной общей образовательной программы основного общего образования;
фундаментального ядра содержания общего образования;
I. 1. цЕЛИ КУРСА
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
11.2 .ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;
формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;
знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;
давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;
раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;
углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;
продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;
развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;
развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования .Специфика подобного деления на блоки состоит в том , что первый блок раскрывает содержание учебного материала , второй намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий дает инструментарий для его практической реализации, четвертый содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же , но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную ,языковую и деятельностную. Они ( все вместе!)в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания
III. пЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
в ценностно-эстетической сфере-
Формирование худ-го вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
толерантное принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
худ-й вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной ) сфере- ;
умения е познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;
в трудовой сфере-
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
Метапредметными результатами обучающихся являются:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни(техника, музеи ,архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов ( лит-ра, окр.мир, родной язык и др.)
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных ,деятельных и др.) худ-но- эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений самостоятельно организовывать худ-но-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать ср-ва для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
в познавательной сфере-
познавать мир через визуальный худ-й образ, представлять место и роль из-го ис-ва в жизни чел-ка и об-ва;
осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов из-го ис-ва, худ-х средств выразительности;
приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
различать изученные виды пластических искусств;
воспринимать и анализировать смысл ( концепцию) худ-го образа произведений пластических ис-в;
описывать произведения из-го ис-ва и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-эстетической сфере-
формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический (художественный )вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства:
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере-
способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека, ориентироваться в социально- эстетических и информационных коммуникациях;
организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в трудовой сфере-
применять различные выразительные средства, худ0жественные материалы и техники в своей творческой деятельности;
в эстетической сфере-
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
воспринимать эстетические ценности , высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, худ-м традициям своего народа и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор;
В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса освоит:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
научатся:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера
IV.сИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и альбомах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и в альбоме, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и альбомах (принцип минимакса).
Формы текущего контроля уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
викторины;
конкурсы
тестирование;
беседы с детьми и родителями;
коллективные творческие работы.
наблюдение за детьми в процессе работы;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
конкурсы внутри коллектива и учреждения;
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дидактические единицы, реализуемые в программе 7-го года обучения
Дидактические единицы
7 кл
1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве
8
2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве
6
3. Народный мастер – носитель национальной культуры.
10
4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.
10
Всего часов:
34
Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве
Д.е. 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов.
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.
Д.е. 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов.
Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.
Д.е. 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов.
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.
Д.е. 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов.
Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.
VII . РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Оборудование:
Краски акварельные, гуашевые
Бумага формата А3,А4
Бумага цветная
Фломастеры
Кисти беличьи № 5,10,20
Кисти из щетины №3, 10, 13
Ёмкости для воды
Пластилин
Стеки
Клей
Ножницы
Модели и натурный фонд
Муляжи овощей и фруктов (комплект)
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
Игры и игрушки
Конструкторы
Театральные куклы
Маски
2. Оснащение
Альбомы по искусству
Книги о художниках и художественных музеях
Книги по стилям из-го ис-ва и арх-ры
Словарь искусствоведческих терминов
Информационно-коммуникативные средства
Примерный перечень произведений искусства: русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);Дж. Констебл. «Воз с сеном», «Заход солнца осенью»; К. Д. Фридрих. «Деревенский пейзаж при утреннем освещении», «Гигантская горная гряда»; В. Ван Гог. «Пшеничное поле и кипарисы»; К. Моне. «Осенний день в Аржантее!; П. Сезанн. «У подножия Равин»; Ф. Васильев. «Мокрый луг»; И. Левитан. «Вечерний звон», «Золотая осень»; А. Головин. «Осень»; Л. Туржан-ский. «Золотая осень»; В. Борисов-Мусатов. «Осенний мотив»; Е. Гуро. «Осенний сон»; музыка П. Чайковский. «Времена года»; М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»; литература Н. Некрасов. «Славная осень»; С. Есенин. «Поздняя осень».графика Д. Митрохин. «Орехи и два яблока» и другие рисунки графической серии; А. Матисс. «Натюрморт с магнолией» (серия «Темы и вариации», чернила, перо), «Букет цветов в кувшине» (тушь, перо); живопись Ф. Снайдерс. «Овощная лавка», «Фруктовая лавка»; Фра Анжелико. Фреска «Рай»; Я. Брейгель Старший (Бархатный). «Райский сад»; И. Хруцкий. «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами»; П. Сезанн. «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Персики и груши»; К. Коровин. «Цветы и фрукты»; П. Кончаловский. «Натюрморт. Фрукты», «Яблоки»; А. Куприн. «Натюрморт с тыквой»; М. Сарьян. «Фрукты»; народное и декоративно-прикладное искусство стенная роспись гробницы Нашеден в Древнем Египте «Древо жизни с богиней плодородия»; мозаика во дворце короля Роджера в Палермо «Древо жизни»; мозаика в церкви Сан-Клименте «Райское древо жизни»; миниатюра в молитвеннике епископа Зальцбургского «Древо жизни и смерти»; Серафина. «Виноград»; Л. Романова. «Осенний букет» (текстиль, коллаж); Ю. Селиверстов. «Лестница к дереву познания»; образцы северных вышивок и кружева с древом жизни, вырезанки из бумаги с мотивом дерева, цветущей ветки (Россия, Украина, Польша, Китай); «Древо плодоносящее» в произведениях дымковских мастериц.графика М. Врубель. «Дворик зимой» (кар.); Г. Верейский. «В саду Русского музея» (тушь, перо, кисть);
3. УМК для учителя:
1.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2013г
УМК для ученика :
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2013г
4. Литература:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2006.–96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.- 77с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Интернет- ресурсы.
1.Википедия: свободная энциклопедия- режим доступа: http:|\\ru/wikipedia.org\wiki
2. Педсовет орг. Всероссийский интернет-педсовет- Режим доступа: http:|\\ pedsovet. org
3.Фестиваль педагогических идей.- Режим доступа: http:|\\ftstival.1september.ru
Информационно- коммуникативные средства:
1. Архитектура России 12-19в.в, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»
2.Бабрихин А.А. 2008,ООО «Форум книга 2008» «Народное искусство Урала» ( CD)
3.Государственный исторический музей, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»
4. Искусство 20в.в. , Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»
5. Русское искусство , Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»
6.Художники России-1-й и 2-й выпуски, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»
7.Что такое искусство, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»
Календарно-тематический план
7 класс
№урока
тема. тип урока
основное содержание темы, термины, понятия
виды деятельности ,формы работы
планируемые результаты обучения
Творческая ,проектная исслед-я деят-ть
формы контроля
Дата по плану
Дата по
факту
освоение предметных зн.ум
УДД
1
2
3
4
5
6
7
8
Человек и среда в жизни и в изобразительном искусстве(8ч.)
Д.Е. 1. Объекты архитектуры в пейзаже (2ч.)
1
Природа мест, где я живу.
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа.
Беседа о развитии городского арх-го пейзажа в тв-ве рус-х худ-в
научатся выполнять наброски арх-х сооружений и применять графические приемы в создании выразительного изображения
узнают смысл понятия: ведута
Р. Уметь организ-ть свое раб место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия
П.умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи
К. . уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулир-ть собственное
Л. . сориентированы на эмо-но-эст-е восприятие любимых уголков родного города
т.з. наброски и зарисовки с натуры или по памяти элементов арх-х сооружений родных мест, выбирая объекты как компоненты будущей пейзажной композиции
1Изображение городского пейзажа на темы «Новый район» и т.д (материалы по выбору учащихся)
05.09
2
Красота городского и сельского пейзажа
восприятие графич-х и живописных пейзажей зарубежных и отечеств-х худ-в, создавших неповторимые образы разных уголков Зап.Евр. и России
Специфика худ-го изображения . Арх-й образ.
Сравнение пейзажей и выявление сходства и различия в композицион-ном построении , манере исполнения, передаче эмоц-го настроения
научатся выявлять в изобр-ии пейзажей композиционные, колористические,эмоц-е особенности передачи арх-й среды и гармонии ее с природой;
узнают смысл понятия: кубизм
Р. уметь планировать и проговаривать послед-ть действий на уроке, работать по предложенному учителем плану
П. извлечение необх-й информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя
К. умение строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности .
Л . сориентированы на эмо-но-эст-е восприятие любимых уголков родного города
т.з. выполнение
композиции
сельского пейзажа с использованием графических средств выразительности(линия, пятно, штрих, светотень)
2Изображение сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», и т.д (материалы по выбору учащихся)
12.09
Д.Е. 2. Предметная среда человека в натюрморте (3ч.)
3
О чем поведал натюрморт
Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо. «Скрипка и гитара» и др.
Высказывание своего мнения о натюрморте как произведении , в котором худ-к стремится отразить время, в котором он живет, свое настроение и видение окруж-го мира
Узнают о вкладе худ-в в развитие жанра натюрморта, особенностей манеры, стиля того или иного худ-ка , средств худ-й выразит-ти в натюрмортах, своеобразия в композициях
Р.уметь осущ-ть пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя
П. Умение эмоц-но реагировать на цвет,форму предметов, осуществлять анализ предметов
К.уметь пользоваться языком изо ис-ва, доносить свою позицию до собеседника
Л Сориентированы на наблюдение и восприятие форм предметов в жизни , в произведениях народ. ис-ва
т.з. наброски и зарисовки предметов, кот. войдут в композицию натюрморта
3 Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору учащихся
19.09
4-5
Атрибуты искусства в твоем натюрморте
Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др.
Обсуждение о своеобразии ис-ва натюр-та в разные периоды его развития , худ-но выраз-ит-х средств создания образа предметного мира
Узнают о разнообразии способов передачи свето-воздушной среды, колористического решения в общей эмоц-но –творческой атмосферы
Р. Уметь планировать, контролировать оценивать учебные действия
П. .выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов
К.уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение
Л. сориентированы на эмо-но-эст-е восприятие натюрморта
т.з. выполнение композиции натюрморта с использованием граф-х и живописных средств выразительности
4-5 Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)
26.09
03.10
Д.Е.3. Интерьер как отображение предметно- пространственной среды человека(3ч.)
6-7
Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве
Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись. Дионисий.
Беседа об интерьере как портрете среды определенной эпохи , как отражения бытующего в культуре стиля, вкусов
Узнают о рановидностях интер-в , о своеобразии его декора в зависимости от стиля арх-ры; научатся построению интер-ра с учетом линейной перспективы
Р. Планировать и проговаривать этапы работы, согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата
П. осознанное высказывание об особенностях изображения интерьера
К. уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения
Л. Имеют положительное отношение к творч-й деят-ти
т.з. выполнение зарисовок и рис-в композиции интерьера или арх-х элементов с учетом линейной перспективы
6-7 Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь)
10.10
17.10
8
Интерьер твоего дома
Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма.
Знакомство с интерьерами отеч-х и западных живописцев и графиков,выявляя и сравнивая их функциональное назначение
Познакомятся с правилами линейной перспективы;
научатся давать характеристику особенностям декора своей комнаты, своего дома,
Р. оценивать и анализировать результат своего труда;
П. умение высказывать мнение об особенностях выполнения интерьера;
К. использовать образную речь при описании декора интерьера;
Л. Воспринимать и эмоц-но оценивать красоту внутреннего убранства интерьеров
т.з. выполнение зарисовок и рис-в композиции интерьера
8 Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели.
24.10
Мир русско-дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве(8ч.)
Д.Е.4. Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (3ч.)
9
Архитектур-ный облик дворцовой усадьбы 17 –второй половины 18 в. Особенности паркострое-ния
Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов.
Суждения о красоте и гармонии жилища человека и окружающей природы; о целесообразности и красоте внутреннего убранства усадебных интерьеров
Узнают о роли зодчих в формировании целостного облика ансамбля усадьбы;
Овладеют худ-но-графическими навыками в изображении элементов фасадов
Р.уметь планировать и проговаривать послед-ть действий на уроке, работать по предложенному учителем плану
П. осознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях архитектурного облика дворянской усадьбы.
К. уметь пользоваться языком изо ис-ва ,доносить свою позицию до собеседника
Л. Имеют положительное отношение к творч-й деят-ти
т.з. Выполнить зарисовки дворца или сооружений садово-парковой арх-ры в усадьбах 17-19в.в.
9 Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь)
07.11
10-11
Подмосков-ные дворянские усадьбы и их парки конца18-середины19 в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни
Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др.
Беседа о своеобразии подмосковных усадеб ;
получат представление о внешнем облике и внутреннем устройстве интерьера дворянской усадьбы;
Р. Уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планируя свои действия в соответствии с ней
П. умение сам-но формулировать творческую проблему ,делать умозаключения и выводы ,осуществлять анализ объектов
К. активно слушать одноклассников, учителя, вступать в совместное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы
Л. Имеют положительное отношение к творч-й деят-ти
т.з. выполнить по памяти и представлению композ-ю дворянского особняка в карандаше и в цвете
10-11 Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся
14.11
21.11
Д.Е.5. Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве(5ч.)
12
Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий
Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью и др.
Знакомство с произведениями отеч-х мастеров портретной живописи 18-19в.
Узнают об особенностях муж-й и жен-й дворянской одежды 18-19в.
Р. планировать алгоритм своих действий по организации раб места и в творч. работе, вносить необходимые дополнения и коррективы в план действия
П. стремление к расширению своей познавательной сферы
К. вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника
Л. Имеют мотивацию учебной и творческой деят-ти,
тв .з. с использованием средств выразительности языка графики Зарисовки элементов одежды дворян
12 Зарисовки элементов одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры)
28.11
13-14
Русская скульптура 18-начала19в.
В простран-стве города, дворянской усадьбы и парка/
Самобытность рус-й скульптуры, ее виды ,.декоративная пластика(архитектурный рельеф),круглая станковая скульптура(памятник, статуя), скульптурный портрет(бюст), арх-но-худ-й ансамбль
Обсуждение средств худ-й выразительности скульптурного портрета и аллегорических фигур в архитектурно-худ-х ансамблях
Узнают о пластических приемах и средствах , которые используют скульпторы для передачи духа эпохи, черт индивидуальности чел-ка
Р.опр-ть послед-ть промежуточных целей с учетом конечного результата, организовывать свое раб. место
П. освоение способов решения проблем творч-го и поискового хар-ра
К. уметь активно участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения
Л. эстетически воспринимать красоту пластических искусств
т.з. с использованием худ-но выразит-х средств скульптуры для передачи движения в объемной композиции
13- эскиз муж. или жен. Фигуры в светском костюме
14-вылепить из мятой бумаги фигуры (муж или жен) в светских костюмах
05.12
12.12
15-16
Быт и традиции русского дворянства 18-начало
19 в. В жизни и искусстве
Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп.
Рассматривание живописных произведений ,отражающих атмосферу светского или религиозного праздника, традиционно бытовавшего в дворянской среде
Знакомство со способами изготовления персонажей вертепа
Р. Уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планируя свои действия в соответствии с ней
П. умение сам-но формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы ,осуществлять анализ объектов
К. активно слушать одноклассников, учителя, вступать в совместное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы
Л. Имеют положительное отношение к творч-й деят-ти
т.з. с учетом худ-но выразит-х средств условной передачи образов персонажей вертепного театра
15 эскизы кукол вертепного театра
16Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (сюжет и материалы по выбору учащихся)
19.12
26.12
17-18
«Без вышивки в доме не обойтись»
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства
восприятие изделий с традиционной вышивкой;
обсуждение особенностей ис-ва вышивки в разных центрах народного мастерства России
Узнают о символике и цветовой гамме вышивки
Р. Уметь организ-ть свое творческое пространство ,опр-ть послед-ть промежуточных целей с учетом конечного результата
П. выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для вышивки
К. уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулир-ть собственное мнение
Л. Воспринимают народную вышивку , понимают ее широкой значение жизни.
т.з. с испльзованием традицион-ных приемов вышивки
17-18 Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей).
16.01
23.11
19-20
«Разметныетравы, цветы, сказочные птицы и быстроно-гие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России
Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси
Обсуждение прялочного ис-ва; отражение в нем мира самобытной русской культуры
Узнают об конструктивных особенностях и пропорциях прялок,о разнообразии мотивов и приемов исполнения
Р. контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) корректир-ть свои действия в соответствии с выявленными отклонениями
П.умение сам-но выделять и формулир-ть познавательную цель, делать умозаключение и выводы в словесной форме
К. уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера
Л Сориентированы на эст-е восприятие многоцветия мезенской росписи
т.з. с использованием традицион-ных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева
19-20 Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. Деревянная заготовка (, матрешка и прялка)., гуашь)
30.01
06.02
21-22
«Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России.
Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки.
Беседа об игрушке как одной наиболее жизнестойкой форме народного ис-ва; выявление их сходства и различия в конструкции, в хар-ре очертаний , особенностей росписи
Знакомство с приемами лепки и декора изделий из глины;
Р. Планировать и проговаривать этапы работы, согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата
П. осознанное высказывание об особенностях изображения глиняной игрушки
К. уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения
Л. Имеют положительное отношение к творч-й деят-ти
21 Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы)
13.02
20.02
23-24
Русские ювелирные украшения России 17-20в.в. Традиции и современ-ность
Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг)
Беседа об ювелирном ис-ве как одном из древнейшем видов декоративно-прикладного ис-ва.
Знакомство со старинными и современными ювелирными изделиями, функцией юв-го ис-ва ( магической, обережной, декоративной, социальной)
Р. Планировать и проговаривать этапы работы, согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата
П. осознанное высказывание об особенностях изображения ювелирных украшений
К. уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения
Л. Имеют положительное отношение к творч-й деят-ти
т.з. с учетом связи формы с ее практическим назначением; связи декора с формой украшения
23-24 Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы)
27.02
06.03
25-26
Весенняя ярмарка- праздник народного мастерства и традицион-ное явление в культуре России
Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др.
Беседа о традициях проведения народных ярмарок на Руси, ярмарочных атрибутах ,увеселениях и развлечениях
Узнают о своеобразии проведения ярмарки, праздничных атрибутах, оформления киосков,торговых рядов, средствах худ-й выразительности
Р. осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя
П. умение эмоц-но реагировать на цвет, форму предметов, осуществлять анализ предметов оформления
К. использовать образную речь при описании ярмарочных гуляний
Л. воспринимают красоту ярмарки как одного из явлений праздничной атмосферы
т.з. с использованием графич-х и живописных средств выразит-ти в оформлении ярмарочной площадки
25-26 Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся
13.03
20.03
Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (4ч.)
Д.Е.6. Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и искусство.»4ч.)
27
Галакти-ческая птица
Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет».
Беседа о разнообразии и красоте форм летательных аппаратов.
Участвовать в обсуждении содружеств а худ-ка и космонавта в создании достоверного образа межконтинентальной аппаратуры, композиции картин
Познакомятся со своеобразием живописной техники, связанной с темой космоса, научатся сопоставлять живописные картины со своими представлениями о космосе, летательных аппаратах
Р. Уметь организ-ть свое раб место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия
П. умение сам-но формулировать творческую проблему
К. уметь участвовать в обсуждении использования выразит-х средств в произведениях изо ис-ва
Л.сориентированы на эмо-но-эст-й отклик при восприятии космических явлений
т.з. с использование выразительных средств графики
27 Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо)
03.04
28-29
В «конструк-торском бюро» новых космических кораблей.
Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова. Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых
Восприятие произведений «космической живописи» А.Леонова,
А .Соколова
Беседа о живой природе как источнике конструкторских идей в космическом строении.
научатся выражать в творческой работе свое отношение к задуманной конструкции
Р. Уметь организ-ть свое раб место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия
П. осознанное и произвольное речевое высказывание о о красоте космоса
К. использовать образную речь при описании космического пространства
Л. сориентированы на эмо-но-эст-е восприятие космоса
т.з. с учетом пропорций и конструктивных особенностей формы космической техники
28-29 рис-е на тему космоса Проектирование макета и конструирование космической станции (работа в группах) (бумага, проволока и др.)
10.04
17.04
Д.Е.7 Военная героика и искусство(2ч.)
30-31
Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20в.в.
Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др.
Беседа о живописных и графич-х произведениях отечественных живописцев, отразивших в своих произведениях образ военного человека
Знакомство с композиционными, граф-ми, живописными приемами отражения мужественности , храбрости и других героических черт
Р. планировать алгоритм своих действий по организации раб места и в творч. работе
П. осознанное высказывание об особенностях портретной живописи ,выразительных возможностях
К. уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изо ис-ва, высказывать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы
Л. Эмоционально воспринимать подвиги русского воина, произведения портретной живописи
т.з . с использование выразительных средств графики и живописи
30-31 Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь)
24.04
08.05
Д.Е.8. Спорт и искусство (3ч.)
32
Образ спортсмена в изобрази-тельном искусстве.
Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека.
Участвовать в обсуждении отражения в произведениях пластич-х ис-в о нравственности и эстетике. О здоровье и красоте человека в момент состязаний, отраженных в ис-ве
узнают о средствах худ-й выразительности
для передачи силы, ловкости, стойкости, выносливости спортсменов, желания достичь наивысших результатов
Р. уметь планировать и проговаривать послед-ть действий на уроке, работать по предложенному учителем плану
П.умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;
К. умение строить понятные речевые высказывания использовать образную речь при обсуждении произведений ис-в
Л. Сориентированы на наблюдение и восприятие образа человека-спортсмена
т.з. с использованием выразительных средств графики и приемов схематично-го рисования фигур для определения пропорций и характера движения спортсмена
32 Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся)
15.05
33-34
«Спорт, спорт, спорт.»
Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства
Знакомство с произведениями худ-в 20 в. В которых мастерски отражены спортивное мужество и стремление к победе начинающих и опытных спорт- сменов
научатся в своей творч-й работе выражать свое отношение к силе, мужеству и спортивному героизму спортсменов при помощи известных худ-х приемов и средств
Р.определять наиболее эффективные способы достижения результата
П. умение производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов эскизов костюмов с целью выявления соответствия их образу выбранного героя)
К. уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Л. Выражают в своей работе свое отношение к задуманному образу спортсмена и соответствующему ему костюму
т.з. с использованием выразительных средств графики и живописи
33-34 Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель)
22.05
29.05