Рабочая программа по внеурочной деятельности Там на неведомых дорожках.






Программа дополнительного образования
учащихся 1-х классов
«Там, на неведомых дорожках»
в условиях ФГОС
Срок реализации - 1 год обучения
























Пояснительная записка
Программа дополнительного образования учащихся 1-х классов «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Низкая мотивация младших школьников в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего окружения и своей школы.
Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках» предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.

Программа детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методами проектной деятельности
сбор собственного материала, его анализ;
обобщение, выводы;
защита работы.

Цели и задачи:
Углубление и расширение знаний учащихся по лексическим темам;
Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;
Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Мини-сочинения
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point

Структура занятия
Приветствие
Развивающие упражнения
Сообщение (беседа или игра)
Обсуждения
Разминка
Выполнение рисунков (презентаций)
Психогимнастика (игры)
Заключительная часть
Рефлексия занятия, способствующая формированию самосознания школьников. Домашнее задание.
Завершение (ритуал прощания)

Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять рассказ;
Оформлять фото- презентации;
Применять полученные знания на практике;
Самостоятельно провести беседу с одноклассниками;
Практиковаться в умении проводить презентации для слушателей в программе Power Point


Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности детей «Там, на неведомых дорожках» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации
тематическое планирование (33 часа)
Раздел 1. «Заботы моей семьи» - 11часов


п/п
Тема
Содержание деятельности.
Дата
Интеграция с другими предметами или воспитатель-
ной работой



Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)
Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)



1
Знакомство. Техника безопасности на занятиях.
Проективные методики, знакомство
Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?».
3.09
Психологические тесты

2
Имя твое.
Беседа: «Что означает твое имя». Что нам дарит природа осенью.
Самостоятель-
но найти в книгах. Игра что выше, где найти?..
10.09
Чтение и физкультура

3
Фамилия – герб семьи
Беседа «Что означает твоя фамилия». Как отдыхает наша семья на природе?
Самостоятель-
но найти в книгах. Рассказ и рисунок о выходе на природу, дачу.
17.09
Изобразительное искусство и чтение

4,5
Моя семья. Семейные традиции.
Беседа: «Где работают мои родители?» Как я помогаю по дому и в саду.
Проектирование семейного праздника «День рождения семьи».
24.09
01.10
Трудовое обучение

6,7
Семейные традиции в прошлом
Знакомство с традициями царской семьи и другими известными семьями Владимира
Составление герба своей семьи и просмотр презентации
08.10
15.10
история

8,9
Летопись семьи
Беседа: «Генеалогичес-
кое древо семьи».
Составление генеалогического древа семьи.
22.10
05.11
Окружающий мир и история

10,
11
Конкурс исследователь-
ских работ «История моей семьи – история моего народа»
Беседа «Что такое биография»
Работа по изучению биографии своих предков, игра: «Что было, что будет»
12.11
19.11


Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10 часов

12,
13
Моя школа - мой дом.
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
Конкурс рисунков «Моя школа»
26.11
03.12


14,
15
Школы города Владимира, их ученики и учителя
Рассказ об учителях и бывших учениках школы.
Сбор материала о знаменитых людях Владимира
10.12
17.12


16
Символы города.
беседа
Сбор материала о Золотых воротах и Дмитриевском соборе
24.12


17,
18
Реставрация церквей.
Изучение церквей Владимира
Интернэт-экскурсия. Викторина.
14.01
21.01


19
Мой двор, моя улица. За что люблю.
Беседа
Составление небольших рассказов о своем дворе
28.01


20,
21
Улицы Владимира. Прогулка с родителями.
Беседа
Сбор материала о названиях улиц микрорайона.
04.02
18.02


Раздел 3 «Начальные навыки туризма» -3часа

22
Туристское снаряжение. Ориентирование.
Беседа.
Практическая работа: укладывание рюкзака
25.02


23
Гигиена туриста. Правила техники безопасности.
Беседа.
Практическая работа.
Доврачебная помощь.

3.03


24
Какие бывают растения и животные (Безопасность)
Беседа
Изучение литературы. Игра; «Третий лишний»
10.03


Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа

25,
26
Растительность нашего края.
Беседа.

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-
щих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
17.03
07.04


27
Животный мир нашей местности.
Беседа.
Сбор информации о животных местности.
14.04


28
Защита проекта «Наша семья в защите окружающей среды»
Беседа.
Защита проекта
21.04


Раздел 5 « Поиск» – 5часов

29,
30
Какую пользу наша школа приносит нашему городу.
Беседа.
Оформление записей, фотоматериа-
лов.
28.04
05.05


31,
32
Защита проекта «Это всё моя семья»
Беседа.
Конкурс презентаций
12.05
19.05


33
Фотовыставка “Мои достижения!”

Сбор фотографий Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.






Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)
1. Вводная беседа и знакомство - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.

3 . «Малая родина – мой город»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Ориентирование в пространстве и времени.
Что должен помнить турист.
Правила техники безопасности в походе и на экскурсии.
Практические занятия:

Растительность нашего края.
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности.
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
Животный мир нашей местности.
Охрана окружающей среды, “Красная книга”
Проект «Наша экологическая тропа»
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Фотовыставка “Мои достижения!”
Проект «Это всё моя семья»

Средства контроля

Защита выполненных проектов.
Конкурсы выполненных работ.
Тестовые задания.







Учебно – методические средства обучения

Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!- Спб.:Издательский Дом «Литера». 2001.- 208 с.:ил.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
11. Учительская газета, № 15, 2006 год.
12. Учительская газета, № 21, 2006 год.
13. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
14. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2008. № 12.
15