Программа для летнего лагеря «Там на неведомых дорожках»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МОУ «Новоуральская СОШ»
Пояснительная записка
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его оздоровления, социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Ежегодно в нашей школе в летний период организуется лагерь дневного пребывания детей. Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходима программа школьного оздоровительного лагеря.
Результаты анкетирования школьников и опроса родителей позволили выявить следующие проблемы летнего детского отдыха:
бесконтрольное времяпрепровождение;
нарушение детьми режима дня;
нерегулярное питание;
гиподинамия;
однообразный досуг;
недостаток общения со сверстниками;
отсутствие возможности пребывания на природы в сопровождении взрослых.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, который функционирует на базе школы просто необходима. 2012 год объявлен в России годом здорового ребёнка, поэтому на лето 2012 года предложена программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, которая является продолжением воспитательной работы, проводимой в течение учебного года.В лагере отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным для классных руководителей является привлечение в лагерь детей «девиантного поведения», ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа «Там, на неведомых дорожках» является комплексной. Она краткосрочная, реализуется в течение смены пришкольного лагеря МОУ «Новоуральская СОШ».
В лагерной смене несколько отрядов, в которых пребывают дети младшего школьного возраста и подростки. При комплектовании отрядов учитываются возраст и интересы детей.
Актуальность данной программы очевидна потому, что лагерь – особый вид пространства воспитания растущей личности, где пребывание детей происходит в условиях отдыха. А идея проживания детей в роли путешественников, которая будет проходить в форме сюжетно – игровой деятельности, даст возможность детям приобрести не только знания и умения игровой деятельности, но и определенный социальный опыт, навыки коммуникативной культуры. Форма организации летнего отдыха детей имеет ярко выраженную социально-педагогическую направленность, так как прививает стремление быть полезным себе и людям, воспитывает разносторонние качества личности, позволяет занять активные жизненные и общественные позиции, стать творческим человеком, приобрести лидерские качества, влияет на изменение самооценки у ребенка.
Принципы организации работы в лагере:
·
·добровольность;
·
·гуманность;
·
·любовь к природе;
·
·инициативность;
·
·творчество;
·
·сотрудничество;
·
·сопричастность.
Цель: создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, укрепление здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи:
1. Повысить мотивацию обучающихся на здоровый образ жизни;
2. Создать условия для повышения физической активности школьников;
3. Укреплять здоровье детей путём разнообразной досуговой деятельности на природе;
4. Формировать у школьников представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе;
5. Воспитывать чуткое отношение к окружающим путём участия в акциях добрых дел;
6. Формировать компетенцию сотрудничества;
7. Способствовать формированию культуры труда.
Направления работы лагеря
Оздоровление
Экологическое образование
Трудовое воспитание
Социализация
Содержание программы
Деятельность по программным направлениям включает в себя участие ребят в различных мероприятиях в условиях оздоровительного лагеря, направленных на развитие и воспитание детей, на укрепление их здоровья, на реализацию спортивных, образовательных, досуговых мероприятий, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, правовое, патриотическое, экологическое воспитание детей.
Оздоровление. «Дорога к доброму здоровью»
Сохранение и укрепление здоровья детей, витаминизация питания, необходимый объём двигательных упражнений, соблюдение режима и правил техники безопасного поведения осуществляется через использование современных методов оздоровления и природных факторов: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
осмотр детей медицинским работником;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
подвижные спортивные игры.
Экологическое образование «Лесная школа»
Содержание деятельности лагеря направлено на создание мостика, переброшенного со страниц учебника (абстрактных понятий) в реальный мир (конкретных фактов) и превращающий знания в силу, способную, по меньшей мере, изменить отношение учащихся к природе. Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для детей, так как они испытывают в этом трудности. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период в «Лесной школе», позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Формы работы:
беседы;
заочные экскурсии по заповедникам России;
виртуальные экскурсии по заповедникам Омской области;
экскурсии в природу;
экологическая олимпиада, викторины, конкурсы;
природоохранные мероприятия, акции.
Социализация «Дорогою добра».
Организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры, социализация предполагает вовлечение воспитанников в различные формы досуга, воспитывать чуткое отношение к окружающим, расширяет кругозор. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности, социальной значимости.
Формы работы:
акции;
конкурсы, викторины;
праздник;
походы, экскурсии
соревнования;
эстафеты;
занятия в кружках.
Организация досуговой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
·проведение совещаний при директоре и заместителе директора по УВР;
·воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
·издание приказа по школе о проведении летней кампании;
·разработка программы деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Там, на неведомых дорожках»;
·подготовка методического материала для работников лагеря;
·отбор кадров для работы в школьном оздоровительном лагере;
·составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.
Организационный этап смены
Встреча воспитателей, вожатых и детей, знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей, изучают интересы и индивидуальные возможности детей, распределяются поручения; закладываются нормы отношений в коллективах и перспективы совместной деятельности, запуск программы «Там, на неведомых дорожках», планируется деятельность отрядов.
Основной этап смены
Осуществляется организация совместной и индивидуальной деятельности, которая направлена на развитие лидерских качеств и освоение знаний и умений организаторов дел.
Организация деятельности отрядов, проектирование «социально – значимых дел», проигрывание разных социальных ролей, практических способов анализа собственной деятельности. В ходе деятельности происходит освоение детьми: способов организации собственной деятельности в отряде, конкретных форм совместной деятельности в делах лагеря, алгоритма организации и КТД. Основным ориентиром работы является воспитание здорового образа жизни детей. Отряды путешествуют по тропам, для того, чтобы попасть на «Остров сокровищ»:
«Экологическая тропа»;
«Тропа здоровья»;
«Тропа безопасности»;
«Тропа чудес»
Заключительный этап смены.
Происходит подведение итогов деятельности отрядов, детского объединения, закрепление детьми знаний и умений, освоенных на предыдущем этапе. В итоговый период смены проводятся отрядные дела, встречи между отрядами и общие мероприятия, которые дают возможность детям продемонстрировать и закрепить полученные лидерские качества, организаторские умения и навыки, обменяться приобретённым опытом в лагерной смене, подвести итоги путешествия, анализа предложений детей, родителей, педагогов по результатам деятельности оздоровительного лагеря в будущем. Отряды завершают путешествие по «неведомым дорожкам», подводятся итоги путешествия, определяются победители.
Особенности работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
временный характер детского объединения;
разнообразная деятельность – насыщенность всего периода;
интенсивность освоения детьми различных видов деятельности;
заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата;
изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения;
чёткий режим и рациональная организация всей жизнедеятельности детей;
здоровьесберегающие технологии.
Механизм реализации программы лагеря
Механизм реализации программы состоит из следующих модулей:
1.Организационный модуль
Формы работы:
·
·планирование;
·
·подготовка к лагерной смене;
·
·оформление лагеря;
·
·подготовка материальной базы;
·
·определение обязанностей;
·
·подготовка к сдаче приемной комиссии.
·
·организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2.Оздоровительный модуль
Формы работы:
·
·утренняя зарядка;
·
·встречи с медицинским работником;
·
·влажная уборка, проветривание;
·
·беседы о вредных привычках;
·
·организация питания;
·
·спортивные праздники;
·
·экскурсии;
·
·работа спортивных секций;
·
·подвижные игры;
·
·беседы по правилам дорожного движения, пожарной безопасности,
·
·безопасности на воде, во время пребывания на солнце;
·
·работа учителя по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
конкурсы;
викторины.
4.Экологический модуль
Формы работы:
беседы;
заочные экскурсии по заповедникам России;
виртуальные экскурсии по заповедникам области;
экскурсии в природу;
экологическая олимпиада, викторины, конкурсы;
природоохранные мероприятия, акции.
Игровая легенда
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- экологические занятия.
Игра направлена на:
- решение поставленных задач через занятия экологического всеобуча «Лесная школа», включающего теоретические занятия, экскурсионно-практическую программу;
- соответствие форм работы поставленным целям и задачам, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей; обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов для организации деятельности лагеря.
Ребята и педагоги в течение лагерной смены (18 дней) «Там, на неведомых дорожках» совершают путешествие по тропам: «Экологическая тропа», «Тропа здоровья», «Тропа безопасности», «Тропа чудес», «Привал», «Остров сокровищ». Каждый ребенок является путешественником.
На старте игры-путешествия отрядам вручают маршрутные листы, с которыми они путешествует по тропам. На каждой тропе участников ожидает интересные события и творческие задания. Результаты участия в состязаниях фиксируются в Маршрутном листе.
На «Экологической тропе» юных путешественников вместе с Экологом ждёт эко - опрос «Правила поведения в лесу», конкурсы стихотворений и рекламных роликов о природе, рисунков «Природа просит защиты».
На «Тропе здоровья» лесной Доктор проводит беседы о правилах личной гигиены, диспут «Солнце – друг или враг», «В гостях у Мойдодыра».
Главный Спасатель, встречая детей на «Тропе Безопасности» знакомит путешественников с правилами поведения в лесу, на воде, на дороге, на солнце, проводит акцию «Береги лес от пожара» в защиту окружающей природы, спортивный марафон с элементами ГО.
Всех путешественников на «Тропе чудес» ждут заочные экскурсии по заповедникам России, области, конкурсы поделок из природного материала.
Весёлый Затейник на «Привале» приглашает всех ребят и взрослых стать участниками занимательных игр, спортивных соревнований, игровых программ «Эколог-эрудит», «За здоровый образ жизни» и др.
Во время путешествия отрядам помогает «Совет Мудрейших» (воспитатели, вожатые, начальник лагеря).
Пройдя по всем тропам, участвуя в интересных делах, дети попадают на «Остров сокровищ» (финал путешествия), на котором их ждёт подведение итогов и награждение. Лучшим путешественникам и отрядам по результатам участия в конкурсах, соревнованиях, викторинах вручаются Почетные грамоты по номинациям: «Знаток леса», «Лучший следопыт», «Лучший эколог», «Экознайка», «Рекордсмен», «Самый спортивный отряд», «Самый дружный отряд», «Самый эрудированный отряд», «Самый креативный отряд», «Самый весёлый отряд».
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используется методика КТД. Эта методика, прекрасно учитывающая психологию детского и подросткового возраста, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в ней, пробуждается творческий потенциал. Коллективно-творческое дело - событие, предполагающее непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща. Реализация программы «Там, на неведомых дорожках» предполагает использование разнообразных видов КТД. Это:
·
·Организаторские дела (метод взаимодействия)
·
·Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
·
·Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
·
·Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
·
·Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
·
·Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
3. Материально-технические условия:
залы: актовый, спортивный;
кабинеты: медицинский;
библиотека, стадион,
игровые: комнаты, площадка;
пищеблок, столовая;
Техническое обеспечение: микрофоны, усилитель, пульт, экран, видеоаппаратура, спортивный инвентарь.
Ожидаемые результаты работы лагеря:- укрепление здоровья детей;- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Список литературы
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
5.Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: 2001.
7. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.:Знание, 1986.
8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
9. Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
10. Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.
11. Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
12. Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
13. Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998
15