Внеклассное мероприятие по развитию речи по теме: «Весна, весна, и все ей радо…»
Внеклассное мероприятие по развитию речи
по теме: «Весна, весна, и все ей радо…»
Цель: раскрыть детям красоты весенней природы.
Задачи: пополнить знания учащихся о временах года, сезонных
изменениях в природе
воспитывать любовь к природе;
развивать творческое воображение детей.
Оборудование: иллюстрации, картинки,
альбомные листы, цветные карандаши.
«Уж тает снег, бегут ручьи,
в окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.»Ход занятия
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами проведем занятие по теме «Весна, весна, и все ей радо…».Слайд 1
А какие времена года вы знаете
Дети. Осень,зима, весна, лето.
Учитель. Молодцы, ребята.
А сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете о каком именно времени года пойдет речь. Готовы?
Дети. Да! Готовы!
Учитель. Тает снежок.
Ожил лужок
День прибывает.
Когда это бывает. (Весной)
Дети. Весной!
Правильно. Так как и сейчас какое время года наступило? (Весна).
Дети. Весна.
Учитель. Ребята, назовите весенние месяцы.
Дети называют весенние месяцы (Март, апрель, май).
Учитель. А сейчас какой месяц идет (Март). Правильно март – первый месяц весны.
Ребята, а какие вы знаете приметы весны?
Дети называют приметы весны(тает снег, солнце светит ярче, появляются проталины, на деревьях набухают почки).
Учитель. Ребята, а вы знаете, что самыми приметными цветами весны являются – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод, вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками распускающихся листочков на деревьях.
И уж, конечно, только весной можно увидеть необыкновенно красивое оперение птиц, нежные весенние цветы. Но, что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи. Только весной так ярко блестят зеленые листья и травы, перья птиц и лепестки цветов.
Вряд ли кому на ум приходит, что за один сезон мы встречаем четыре весны! Каждая со своим характером, своими особенностями , своим названием: Весна света, Весна воды, Весна зелени и Предлетье.
Начало всей весны – Весна света. Слайд 2
С середины марта, с первых проталин мы замечаем её появление. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: все тот же снег, такие же деревья. Вот только солнце – нестерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Светлого времени суток пребывает с каждым днем, и наконец, 21 марта на всей земле день по времени равен ночи. Этот день называется днем весеннего равноденствия. Теперь светлого времени становится все больше и больше. Настоящий праздник света. Разбуженные теплом и светом просыпаются насекомые, начинается прилет птиц.
Распускаются первые цветы – сережки на деревьях и кустарниках. Кончается Весна Света.
Полосами проступает сквозь снег земля. Идет бурное таяние снега: снег и лед, растопленные весенним теплом, превращаются в воду. Начинается Весна воды. Слайд 3
Приход её совпадает с цветением цветка мать-и-мачехи.
Талые воды пропитывают землю, заполняют улицы. Голубые ручьи блестят на солнце. Реки выходят из берегов – идет половодье.
В начале мая, как только зазеленеет береза, наступает пора Весны зелени. Слайд 4
Распускаются листочки на деревьях. Круглые сутки, не смолкая поют птицы. Зацветают сады.
Появляются одуванчики, ландыши и другие весенние цветы.
С цветением сирени наступает Предлетье – последний период весны.
Слайд 5
Отцветают, опадают на землю белые лепестки цветущих садов , листва меняет свой оттенок. Завершается весенний перелет птиц. Краски природы в это время меняются каждый день. На клумбах, в садах, в парках распускаются все новые и новые цветы.
С цветением дикой розы – шиповника завершается Весна. Вот какое это замечательное время года.
ФизминуткаВы , наверное устали, давайте проведем физминутку. Слайд 6
- Послушайте стихотворение С.Острового “Взаимность”. Подумайте, какие черты характера присущи главному герою стихотворения.
Если из гнезда упала птица –Мне не спится.Если где-то умер зверь в берлоге –Я в тревоге.Если раздавлю зерно невольно –Мне больно.Если ствол рванулся бесшабашно –Мне страшно.Им бы жить да жить на белом свете –Я в ответе.Я ведь тоже ими – как ни мерьте –Защищён от смерти.
- Чему учит это стихотворение?
-Как нужно относиться к окружающей природе?
- Какие черты характера присущи главному герою стихотворения?
Дети: Добрый, честный, справедливый, хороший.
- Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.
Человек с красивой душой не сорвёт синий василёк, послушает пение птиц, шорох листьев, порадуется красоте зелёного убора, не сломает ветку, не оставит мусор, не раздавит бабочку, а сбережёт окружающую красоту.
- Ребята, а о каком человеке так говорят?
Душа нараспашку (откровенный).
Всё в руках горит (ловкий, умелый).
Мухи не обидит (безобидный).
Не робкого десятка (смелый).
Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).
Упражнение «Ромашка»
(пословицы о добре)
- Закрыв глаза, пальчиками определить букву на карточке. Взять у ромашки соответствующий лепесток. Прочитать пословицу, досказав словечко и объяснить ее смысл.
Поговорки, приметы о весне. Слайд 7
Кто спит весною - плачет зимою.
Апрель с водой, а май с травой.
Матушка – весна всем красна.
Учитель. А сейчас мы с вами позанимаемся творчеством. Вы любите рисовать?
Дети. Да, любим!
Учитель. Тогда давайте нарисуем любой из периодов весны – весну света, весну воды, весну зелени или предлетье. Перед вами репродукции картин художников о весне. Можете нарисовать свою картину, а можете раскрасить и дополнить чем-то своим готовую.
- Подумайте и скажите, что еще можно изобразить кроме весенних изменений в природе. (труд людей весной, животных)Беседа. Слайд 8
Итак, вооружились необходимыми цветными карандашами.
(Идет творческая работа)
Физминутка для рук «Солнышко»
Учитель. Почти все ребята закончили свои работы. Молодцы! А теперь давайте повесим все готовые рисунки на доску.
(Дети вешают свои работы на доску)
Учитель. Посмотрите какая у нас получилась выставка. Какие замечательные рисунки получились. Давайте нашу выставку назовем «Весенняя фантазия».
Вы согласны?
Дети. Да!
Учитель. И в заключении нашего занятия хотелось бы подвести итог.
Чему оно было посвящено?
Что мы с вами делали?
Вы узнали для себя что-то новое?
Вам понравилось?
Хотелось бы отметить активную работу всех ребят.
Занятие окончено. Всем спасибо!
ЗАГАДКИ
Я раскрываю почкиВ зеленые листочки.Деревья одеваю, посевы поливаю.Движения полна…Зовут меня … (весна)Тает снежок, ожил лужок,День прибывает.Когда это бывает? (весной)Снежок растаял и с полейБежит проворливый … (ручей)Бегу я как по лесенке По камушкам звеня.Издалека по песенкеУзнаете меня. (ручей)Конь бежит, земля дрожит. (гром)Раскаленная стрелаДуб свалила у села. (молния)Его просят, его ждут,А как придет – Прятаться начнут. (дождь)Из-под снега вышел друг – И весной запахло вдруг. (подснежник)Солнце пригревает,Лед на речке треснул.Речка зашумела,Льдины подгоняет.Как это явление Весною называют. (ледоход)Бах трах-тарарахРаскатился гром в горах.Молния сверкает,Дождик поливает. (гроза)Зазвенели ручьи,Прилетели грачи.В дом свой – улей пчелаПервый мед принесла.Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (весной)Сиренью пахнет, небо ясно,Трава нежна и зелена.И в сарафане ярко-красномШагает по земле … (весна)Я всегда со светом дружен,Если солнышко в окне,Я от зеркала, от лужиПробегаю по стене. (солнечный зайчик)Появился из-под снега,Увидал кусочек неба.Самый первый самый нежный,Чистый маленький … (подснежник)Весна поет, звенит капель,Почистил крылья воробей.Кричит скворцу он:- Не робей! Иди купатьсяВот … (ручей)Зеленоглаза, весела, девица- красавица. Нам в подарок принесла, то что всем понравится: зелень - листьям, нам – тепло, волшебство - чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы – песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица -......(весна)В теплых солнечных сапожках,с огонечком на застежках, по снегам бежит мальчишка – снег пугает, шалунишка: только ступит - стаял снег,раскололся лед у рек. Охватил его азарт: а мальчишка этот - ....(март)Будит лес, поля и горы, все полянки и сады. Он во все стучится норы, напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех...(апрель)В лапотках бежит малыш, ты шаги его услышь. Он бежит, и все цветет,он смеется – все поет. Спрятал счастье в лепестках у сирени на кустах.. «Ландыш мой, благоухай!» - повелел веселый ....(май)Рыхлый снег на солнце тает,Ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ...(весна)Солнышко всё ярче светит,Снег худеет, мякнет, тает.Грач горластый прилетает.Что за месяц? Кто узнает? (Март)***В ночь -морозС утра- капель,Значит, на дворе (апрель) ***Зеленеет даль полей,Запевает соловей,В белый цвет оделся сад,Пчёлы первые летят,Гром грохочет. Угадай,Что за месяц это? (май)***Шорохом неслышным лепестков Жемчуг белоснежный распустился, Свежим нежным крохотным цветком Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник) Шагает красавица, легко земли касается,Идёт на поле, на реку,И по снежку, и по цветку.(весна)