Пед проект Коллективные способы обучения учащихся на уроках технологии
Педагогический проект
Тема: Коллективные способы обучения учащихся
на уроках технологии
Выполнила –Муртазина Ольга Николаевна, учитель технологии
Ульяновск
2013
Содержание
Стр.
Введение1
Глава I. Коллективные способы обучения на уроках технологии.
1.1. Понятие «Коллективные способы обучения»3
1.2. Принципы « коллективного способа обучения».6
1.3 Формы организации учебного процесса...7
1.4.Методические приемы, используемые на коллективных занятиях.8
1.5. Психологический аспект коллективной работы9
1.6.Характеристика основных методик коллективного способа обучения14
1.7.Формы контроля«КСО»……………………………………………......................16
1.8.Учет возрастных особенностей при реализации КСО на уроках технологии17
Глава II. Опыт по реализации коллективного способа обучения на уроках технологии в Баклушинской средней общеобразовательной школе.
2.1. Роль и место раздела «Кулинария»……………………………21
2.2. Технологические педагогические карты по разделу «Кулинария»
5 класс………………………………………………………………41
2.3. План-конспект уроков по теме «Полноценный завтрак- залог здоровья» ........................................................................................ 42
2.4. Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении раздела «Кулинария» 54
2.5. Охрана труда и правила техники безопасности при изучении
раздела «Кулинария»..........................................................................59
Заключение .........................................................................................................61
Введение.
Школьный возраст – возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но все это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Изучая окружающую среду и приспосабливаясь к ней, человек в то же время подготавливается образованием для встречи с собственным «Я». Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.
Вопрос о коллективном способе обучения (КСО) в последние годы все чаще ставится на страницах педагогической печати. Этот вопрос – один из главных, волнующих современную педагогическую общественность.
Интерес к коллективному способу обучения вызван тем, что возникла настоятельная необходимость переосмыслить формы организации урока и классно-урочной деятельности. Личностно-ориентированное обучение предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и индивидуальной работой. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.
Цель нашей работы рассмотреть новые формы организации коллективной работы школьников и исследовать степень влияния коллективных форм обучения на уровень обученности и сплоченности коллектива школьников.
Задачи:
Изучение теоретических материалов о коллективных способах обучения (КСО);
Выбор методов изучения влияния на обученность и сплоченность школьников КСО;
Проведение исследования влияния КСО на уровень развития школьника;
Определение степени влияния КФО на развитие обученности и сплоченности школьников.
Цель работы: рассмотреть новые формы организации коллективной работы школьников и определить степень их влияния на уровень усвоения учебного материала и сплоченности коллектива школьников.
Глава I.
Коллективные способы обучения на уроках технологии.
Определение «Коллективные способы обучения»
Под коллективным способом обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Нередко учителя считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснить сложный материал. На практике мы убедились, что во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, если им будет обеспечена необходимая помощь учителя. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учит не только учитель, но и ученики друг друга. Учитель заранее делит класс на группы по 5—6 учащихся в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры — будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливает все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели изделий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, оборудование, инструменты и др. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изучили технологическую карту и отработали определенные операции. Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи в рабочих тетрадях. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а также продумать вопросы для второй группы, та готовит вопросы для третьей группы и т.д. Если у отвечающих возникают затруднения, то дают пояснения задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или задавать вопросы. Применение КСО возможно на обобщающих уроках. В этом случае ученики, давая ответ, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению технологических, экономических, экологических проблем. И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. Учитель после обсуждения предлагает оценить наиболее оптимальное решение. В некоторых школах достаточно успешно применяют КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащийся сдает готовую работу вначале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение технологической последовательности при изготовлении изделия, соблюдение техники безопасности при работе. Кроме того, учитывается ведение записей в рабочей тетради, чистота и порядок на рабочем месте. Учитель, как правило, согласен с оценкой или задает дополнительные вопросы. Существует несколько способов деления класса на группы. Например, разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой собрать сильных и слабых учеников, или создать разноуровневые группы, т.е. объединить в одних — успевающих, в других — неуспевающих учащихся. В первом случае учитель может ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания и будет уверен, что все группы справятся, хотя одни быстрее и лучше, другие — позже и хуже. Положительным моментом является тот факт, что в каждой группе есть сильные ученики, которые объяснят материал, решат трудную задачу и помогут "вытянуть" проблему. Однако психологи считают, что при таком делении нет условий для развития "стеснительных" учащихся. Они как в классе вели себя тихо, не высказывали своих мыслей, не проявляли инициативы, так и в составе группы будут следовать за сильными учениками. При втором варианте инициатива слабых, робких не подавляется сильными. Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход необходим и к сильным ученикам — им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку. Сложность заключается также в большой подготовительной работе с лидерами, подготовке раздаточного материала, его тиражировании. Некоторые учителя технологии используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней паре. Учителя, постоянно применяющие КСО на своих уроках, как правило, заранее предупреждают учащихся о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах. Ученики знают, с кем они будут работать. Применение КСО на уроках технологии помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности. Ознакомившись с коллективным способом обучения (КСО), я решила использовать его на уроках технологии. Проводя опрос, работу организую в парах (в 5-8 классах) и малых группах (в 5-8 классах), используя карточки с вопросами и ответами. Каждый ученик задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его. Ниже приводится образец карточки используемой на уроках КАРТОЧКА ВОПРОСЫ- ОТВЕТЫ
1. Перечислите основные свойства тканей. ( К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические свойства.)
2.Какие виды волокон вы знаете? ( Существуют два вида волокон: натуральные и химические. )
3. От чего зависят технологические свойства тканей? (Технологические свойства тканей зависят от свойств волокон, ткачества, характера отделки ткани. )
4. Перечислите основные технологические свойства тканей. ( К основным технологическим свойствам тканей относятся: осыпаемость нитей, раздвижка нитей в швах, усадка, растяжимость.) Взаимопроверка знаний в парах и малых группах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создает условия для естественного общения детей.
1.2. Принципы « коллективного способа обучения»
В основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов: 1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий; 2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка; 3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям; 4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее; 5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе; 6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ; 7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения; 8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
1.3 Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на
общие и конкретные.
Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.
Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.) , когда люди не видят и не слышат друг друга). Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает. Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек). Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).
1.4.Методические приемы, используемые на коллективных занятиях.
Взаимные тесты. Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила. Порядок работы: 1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом). 2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. 3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант. 4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй. 5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок. 6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок. 7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Петров, проверял Сидоров». Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок. Работа по вопросникам. Устное письменное выполнение упражнений: 1.Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение. 2.Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение. 3.Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику сое упражнение. Затем они расходятся для работы в следующей паре.
1.5. Психологический аспект коллективной работы.
Неотъемлемой частью деятельностного подхода в обучении является идея интериоризации – движения «снаружи» «внутрь». Чтобы научить ученика внутренним, теоретическим действиям, чтобы у него сформировались полноценные навыки, и – главное – чтобы его учебная деятельность была самостоятельной и творческой, надо идти от внешних, практических, материальных действий. В основе его теории лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное, общественное. Речь идет не только о непосредственно коллективной деятельности, например производственной. Карл Маркс писал, что даже и тогда, когда мы занимаемся научной деятельностью – мы заняты общественной деятельностью, потому что действуем как люди. Материал для деятельности не только дан, в качестве общественного продукта, – даже сам язык, на котором работает мыслитель, – но и бытие – есть общественная деятельность.
Сознание маленького ребенка рождается из его деятельности. Не индивидуальной, а совместной со взрослыми: чтобы научить ребенка самостоятельно есть ложкой кашу, надо сначала буквально водить его рукой. У обычного, нормального ребенка эта прямая зависимость развития его психики от совместной деятельности не так заметна; но она совершенно очевидна у слепоглухих детей.
Общее положение формулируется им так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая... Таким образом, структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна». Ребенок определенного возраста и уровня развития вступает в специфические отношения с окружающей его действительностью, прежде всего социальной: эта ситуация, и есть основной источник развития. Если поставить перед ребенком данного умственного возраста какую-то познавательную задачу, то, может быть, он способен решить ее самостоятельно. В образовательной практике мы обычно учитываем и контролируем только такое решение. Но ведь может быть и так, что ребенок для решения задачи нуждается в «подсказке» – наводящем вопросе, указании на способ решения и т.д. И есть круг задач, которые он пока не может выполнить самостоятельно, но которые он может решить под руководством или в сотрудничестве. Но ведь то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.
Все то, что ребенок сегодня может выполнять только в сотрудничестве, а завтра будет способен выполнять самостоятельно, Выготский назвал «зоной ближайшего развития». Эту «зону» создает обучение, которое, должно забегать вперед развитию. Обучение приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Когда для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, то, проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка.
Представьте себе, говорит он, что нас с вами посадили во второй или четвертый класс. «Я думаю, что каждый из нас окажется в этом классе первым учеником по абсолютной успешности, т.е. школьные требования, по-видимому, мы с вами будем выполнять лучше, чем дети этого класса, и, несомненно, будем поставлены по абсолютной школьной успешности на первое место. Но приобретем ли мы что-нибудь в школе, научимся ли мы чему-нибудь? Ясно, что мы выйдем с теми же знаниями, с которыми мы туда попали... Можно с уверенностью сказать, что самый последний из всех неуспевающих учеников этого класса по относительной успешности будет выше нас. Таким образом, мы видим, что абсолютная успешность еще ничего не говорит об успешности относительной».
Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то следует сам процесс обучения превратить в коллективную (по форме, а не только по существу) деятельность. И не только обучение, но и воспитание. Сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем. Коллективный характер обучения постулируется как необходимый для воспитательной работы с классом и создания условий для организационного управления им. Это значит, что школьники в коллективе должны учиться дружбе, ответственности друг за друга, дорожить честью коллектива и его интересами. Считается, что четкая работа коллектива создает благоприятные условия для всестороннего развития любого его члена, а каждый учащийся должен выполнять определенную работу, приводящую к общему результату. Одновременно педагог осуществляет индивидуальный подход к детям и, учитывая их индивидуальные способности, вовлекает в коллективную работу класса.
В реальной практике система организации обучения учащихся в классе чаще всего сводится к стремлению управиться с большим количеством школьников в нем и добиться достаточной результативности с точки зрения овладения основами изучаемого материала. На самих же уроках организации взаимодействия учащихся и роли в нем учителя достаточного внимания не уделяется. Чаще всего учитель управляет коллективом учащихся императивно-авторитарно: ученики обязаны слушаться, обязаны выучивать, обязаны подчиняться требованиям. Внимание к учебной работе обеспечивается строгой проверкой и наказанием. В такой ситуации школьники в основном слушают, выполняют, повторяют, отвечают, а не исследуют, не анализируют, не взаимодействуют в совместном учении.
1.6.Характеристика основных методик коллективного способа обучения.
Тип урока Особенности методики Отличие от МР
Методика Ривина (МР)
Изучение нового. Изучение нового и первичное закрепление.
Применима для любой возрастной группы учащихся. Применима от 20 мину-г до двух уроков. Требует умений читать, выделять главные мысли, пересказывать, вести диалог. 2. Мурманская методика (ММ)
Систематизация и обобщение. Комплексное применение знаний. Применима для всех возрастных групп учащихся. Применима от 20-40 минут до двух уроков. Методика устная. Проводятся самостоятельные работы с самооценкой. Обработка, обобщение и систематизация знаний.
3. Методика взаимопередачи тем (МВТ)
Изучение нового. Применима для всех возрастных групп, не имеющих навыков работы с литературой. Применима от 45 до 90 минут. Даются задания трех уровней сложности. Проводится индивидуальный учет знаний в малых группах с обязательной оценкой. Возможен взаимоконтроль.
4. Методика взаимообмена задачами (МВЗ)
Изучение нового. Обобщение и систематизация. Контроль. Применима для всех возрастных групп. Требует развитых общих умений. Применима от 45 минут. Рассчитана на систематическое и комплексное применение знаний в малых группах учащихся одного уровня.
5. Методика Ривина-Баженова (МРБ)
Систематизация и обобщение. Комплексное применение знаний. Контроль и коррекция. Требует от 45 до 90 минут. Одинаковых карточек нет. Посадка свободная. Учет знаний индивидуальный. Взаимоконтроль. Рассчитана на систематический контроль.
6. Обратная методика Ривина (ОМР)
Изучение нового. Обобщение и систематизация. Требует от 45 до 90 минут. Лучше в старших классах (гуманитарный цикл). Требует устойчивых навыков работы с любой литературой. Посадка по Ривину. Используется учет индивидуальной и малой группе. Защита в малой группе.
1.7.Формы контроля КСО
Существуют следующие формы контроля КСО.
1. Ученики проверяют друг друга, сравнивая свои ответы («учитель – ученик»).
2. Ученики проверяют друг друга, сравнивая ответы партнера со своим списком ответов («помощник – ученик» и «учитель – ученик»).
3. Совместное сравнение результата с результатом в справочном материале.
4. Учитель проверяет результаты работы после ее завершения («ученик – ученик»).
1.8.Учет возрастных особенностей при реализации КСО на уроках технологии
Технологию коллективного способа обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность, в том числе и на уроках технологии. Главное – первые задания давать такие, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия, умению общаться друг с другом. Для этого учитель должен подготовить памятки, карточки- опоры, примерные диалоги общения по темам для облегчения общения детей при их совместной деятельности.
Внедрение технологии КСО с учетом возрастных особенностей предполагает исключение методов принуждения к учению и использования лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.
В условии применения технология коллективного способа обучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений.
В конце 2012/2013 учебного года проведен анализ результатов учебной деятельности у учащихся 5-го класса. Полученные результаты показали, что у 75% учеников класса виден рост успехов в учебной деятельности и только у 25% учащихся отмечается одинаковый уровень (удовлетворительный) по годам обучения. Но и у этих учеников отмечен рост достижений на уроках чтения. Это говорит о том, что данная технология помогает учащимся воспринимать, понимать, излагать прочитанные тексты, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению материала, более высокой оценки деятельности и уровню знаний.
Сам процесс развития личности можно рассматривать как процесс последовательных достижений. Оценка достижений ученика включает ряд параметров. Это понятие более широкое, чем оценка знаний, умений и навыков. Оценка достижений позволяет отслеживать эффективность коррекционно-образовательного процесса, прогресс в развитии личности, последовательность в формировании психических новообразований.
Ребенок умеющий выразить свои мысли и чувства, то есть, владеющий в достаточной мере коммуникативной функцией языка, чувствует себя увереннее, оптимистичнее, желание учиться и успешность обучения у него возрастают. В конце 2012/2013 учебного года у учащихся 5-го класса проведена диагностика умственного развития учащихся.
Результаты, полученные в ходе проведения теста, представлены в следующей таблице:
№№
п/п Фамилия, имя Количество баллов по тесту Оценка успеш-
ности выпол-
нения Уровень по тесту Факти-
ческий
средний балл в журнале
осведомленность классификация умозаключения обобщение всего 1. Алькина Юлия 6,5 6,5 7 7 27 67,5% нормальный 5-6
2. Спирягина Анжелика 6 7,5 5 6,5 25 62,5% ниже среднего 5,5
3. Сатдарова Диана 5,5 4 3,5 5 18 45% низкий 3
4. Борисова Полина 3 3 2 1 8 20% низкий 3 (инд.)
5. Трофимова Снежана 7 6,5 4,5 5,5 23,5 58,8% ниже среднего
нормальный 5-6
6. Кононенко Софья 8 8,5 5 7 28,5 71,2 нормальный 6-7
Успех организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников во многом зависит и от педагога, который, активизируя работу учащихся, добивается решения не только ближайших (усвоения знаний, умений, навыков), но более дальних задач (формирование социально-значимых качеств личности). Овладение основами наук является необходимым средством в достижении главной цели обучения - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Как показывает опыт, коллективная учебно-познавательная деятельность школьников при умелой педагогической организации способствует решению в единстве и дидактических, и воспитательных задач.
Коллективная деятельность стимулирует развитие эмоционально-волевой сферы, воспитывает социальные мотивы учения, чувства ответственности, творческое отношение к делу.
Подводя итог, отмечу, что мне хотелось показать значимость технологии КСО на уроках технологии школы, последовательность приобщения школьников к совместной работе. Такая работа будет эффективной, если организовывать ее системно, что подразумевает, с одной стороны, понимания коллективной деятельности как полноценной формы организации обучения, разностороннее воздействующей на личность школьника ; с другой стороны – поэтапное введение такой работы, что я и постаралась показать. В связи с тем, что лично я стала использовать технологию коллективного способа деятельности уже давно и еще многое надо оценить, попробовать воплотить в жизнь, на уроках, но важно, я встретилась с такой технологией, которая позволяет развивать каждого ребенка, превратить его в субъект обучения. Учителя отмечают у многих учеников умение думать, рассуждать, доказывать, убеждать, обобщать. С ребятами интересно сотрудничать, потому что практическая направленность технологии позволяет детям осознанно усваивать материал, не пасовать перед трудностями, повышает интерес к предметам, самооценку, мотивацию.
Глава II.
Опыт по реализации коллективного способа обучения на уроках технологии в Баклушинской средней общеобразовательной школе.
2.1. Роль и место раздела «Кулинария»
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни и т.д.
Самореализация происходит через усиление мотивации к активной деятельности, через чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление. Свобода выбора форм творчества и востребованность в творческой деятельности школьников создают условия для формирования самореализации и социализации пока в образовательном процессе.
Мой опыт работы подтверждает, что с детьми следует говорить о том, к чему они уже готовы, что доступно их пониманию. Поэтому, при изучении раздела «Кулинария», предлагаю учащимся только те блюда, которые учащиеся данного возраста смогут самостоятельно приготовить дома. Необходимо увязывать программу по технологии с программами других предметов и быть в курсе того, что учащиеся знают и умеют к моменту знакомства с конкретной темой.
Хотелось бы показать разработки интегрированных уроков, которые мы с коллегами по другим дисциплинам проводим в школе во время предметных недель.
Это интегрированные уроки:
-Технология-ОБЖ «Организация питания в туристическом походе»;
-Технология-ОБЖ «Профилактика табакокурения»;
-
-
Уникальность предмета «Технология» в том и состоит, что школьники учатся использовать научные знания, полученные на уроках других дисциплин, в повседневной практической деятельности, что, естественно, способствует их социализации.
Наиболее оптимальными для реализации активности на уроке и получения первого опыта социализации учащихся являются групповые формы работы. Работа школьников в парах, в бригадах, творческих группах – широко применяются на уроках технологии.
Нестандартные уроки расширяют возможности предмета, дают необходимый эмоциональный всплеск, вносят атмосферу творчества и соревновательный дух.
Представляю вашему вниманию используемые мной разработки нестандартных уроков :
-Урок - игра по моделированию одежды (6 кл.);
- Деловая игра « Составление бюджета семьи» (8 кл);
- Итоговое занятие по кулинарии для 5-х классов в форме урока – конкурса;
Традиционно, в нашей школе в середине сентября проводится тематическая межпредметная неделя «Праздник урожая». Среди разных конкурсов от своей образовательной области наши учащиеся участвуют в конкурсе осенних заготовок «Осень в банке»; в театрализованном шоу-конкурсе « Овощной каламбур»; в конкурсе овощных блюд. Дух соперничества, накал игры, азарт и веселье заставляют ребят повторить изученный материал, найти новые сведения, презентабельно и артистично преподнести их другим детям. Все это не только стимулирует развитие внутренней учебной мотивации, но и способствует успешной социализации учащихся, формирует их социальную активность.
Творческие и исследовательские проекты дают возможность ученикам проявить свои возможности, научиться развивать свои силы и способности адекватно оценивать и контролировать себя, быть успешными в избранной деятельности и становятся первой ступенью к самореализации.
Следовательно, можно сделать выводы, что без элементарных навыков труда, без трудолюбия молодые люди становятся беспомощными во взрослой жизни; а участие в конкурсах, олимпиадах - наоборот, формируют столь востребованные сейчас лидерские качества.
2.2.Технологические педагогические карты по разделу «Кулинария», «Интерьер кухни», 5 класс.
№
п/п
урока
дата
кол.ч Наимено
вание раз-
дела,
темы Тип,
Вид
урока Цели урока
(образовательные,
развивающие,
воспитательные,
профориентационные) Содержание
нового
материала Словарь темы Предметные связи
(меж-, внутрипред-метные) Дидактиче-ское обеспечение
1 2 3 4 5 6 7 8
1-2.
2 часа Кулинария
Санитария и гигиена.
Здоровое питание.
Комбиниро-
ван-ный 1.Образовательные.
Способствовать:
- формированию представлений об истории кулинарии физиологии питания,правильном,
рациональном питании,о правилах санитарии и гигиены,
-запоминанию терминологии процесса пищеварения,
-осознанию роли витаминов в ж/д человека.
2.Развивающие. Способствовать:
- развитию умения анализировать, делать выводы,
-формированию и развитию самостоятельности учащихся,
-формированию культуры питания.
3.Воспитательные.Способство-вать воспитанию трудолюбия, культуры труда,инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности.
4.Профориентационные.
-познакомить с профессией технолог общественного питания Общие сведения о пищевых веществах, процессе пищеварения,
режиме питания.
Санитарно-гигиенические правила и ПТБ на уроках кулинарии. Требования к составлению меню. Режим питания,
процесс пищеварения,пищевые вещества, витамины,
желудочный сок,
желчь -Биология (6 класс «Пищевые вещества» «Процесс пищеварения»,
-Химия (химический состав продуктов),
-математика (5 класс «Пропор-ции»,
-ОБЖ(3 класс «Что и как мы едим»,
-Основы кулинарии «Необходимые сведения о физиологии питания» Учебник, плакат
«Пищевые вещества», «Режим питания» таблицы:«Суточная потребность организма в витаминах», «Содержание витаминов в продуктах пит-я».
Учебно-техническая документация:
ИТК №1-3,
Карты пооперацион-ного контроля
Содержание деятельности Практичес-кая работа Контроль Домашнее задание Дополнительнаялитература
Учителя (МО) Ученика
(ФОПД) С В У МО I II III IV 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
-рассказ,
-эвристическая беседа,
-фронтальный опрос(устный),
-самостоятельная работа с текстом,
-работа в тетради,
-работа к картами пооперационного контроля,
-тестирование -индивиду-альная,
-парная,
-групповая,
- фронталь-ная Проверка обеспечения меню завтрака витаминами 5-
К-1 5-К-1 5-ТК-1/1-3 параграф, вопросы +
Составить свой режим питания +
сост.
меню завтрака
с учётом. обеспечен. витаминами + подготовить сообщение о роли витаминов в жизни человека Похлёбкин В.В. кулинарный словарь.Москва.
центрполиграф,
1999
Книга о вкусной и здоровой пище.
Москва.Колос.
1996
№
п/п
урока
дата
кол.ч Наимено
вание раз-
дела,
темы Тип,
Вид
урока Цели урока
(образовательные,
развивающие,
воспитательные,
профориентационные) Содержание
нового
материала Словарь темы Предметные связи
(меж-, внутрипред-метные) Дидактическое обеспечение
1 2 3 4 5 6 7 8
3-4.
2 часа
Кулинария
Технология
приготовления бутербродов,
горячих напитков.
комбинированный 1.Образовательные.
-способствовать формированию и развитию умений и навыков при приготовлении бутербродов,горячих напитков.
2.Развивающие.способствовать овладению умениями делать обобщения,выводы,формулировать ответы, принимать самостоятельно решения,
Формированию и развитию интереса учащихся к предмету
3. Воспитательные.Способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия,бережному отношению к продуктам питания, чувству ответственности за общее дело.
4.Профориентационные.
познакомить с профессией пиццмейкер и пекарь Виды бутербродов, горячих напитков, значение хлеба в питании,
ассортимент горячих напитков кофейник, сандвич, канапе Биология(чайный куст,кофей-ное дерево,шоколадное дерево) , география (родина чая,кофе,какао), химия, русский язык (правописание технологических терминов и слов) учебник, тетрадь, плакаты
«горячие напитки», «бутерброды», образ-цы разных видов бутербродов,горячих напитков,ИТК «Приготовление бутербродов», «Приготовление горячих напитков», карты п/к
Содержание деятельности Практичес-кая работа Контроль Домашнее задание Дополнительнаялитература
Учителя (МО) Ученика
(ФОПД) С В У МО I II III IV 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рассказ, эвристическая беседа, устный и письменный опрос
опрос, работа с учебником,
инструк-
ционно-техно
логические карты, карты п/к,
тесты индивидуаль-ная,
-парная,
-групповая,
- фронтальная Приготов
ление бутербродов. Приготовление горячих напитков. 5-К-5/1
,5/2,5/3 5-К-5 5-ТК-5/1-3 параграф, вопросы + решить кроссворд +по-добрать сведения о бутербродах (горячих напитках) с иллюстрациями. +составить презентацию В.Д.Симоненко Технология 5 класс
В.В.Похлёбкин «Кулинарный словарь».
Книга о вкусной и здоровой пище.
№
п/п
урока
дата
кол.ч Наимено
вание раз-
дела,
темы Тип,
Вид
урока Цели урока
(образовательные,
развивающие,
воспитательные,
профориентационные) Содержание
нового
материала Словарь темы Предметные связи
(меж-, внутрипред-метные) Дидактическое обеспечение
1 2 3 4 5 6 7 8
5-6.
2 часа Кулинария
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий
Комбиниро-ванный 1.Образовательные.
Способствовать:
-формированию представлений о пищевой ценности крупы, бобовых, макаронных изделий, первичной обработке продуктов
-запоминанию основной терминологии
тепловой обработки продуктов.
2.Развивающие. Способствовать:
- развитию умения выделять главное, анализировать, делать выводы,
-специальных умений и навыков при приготовлении и оформлении блюд из вареных овощей.
3.Воспитательные.Способствовать воспитанию трудолюбия, культуры труда,инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности.
4.Профориентационные.
познакомить с профессией кондитер. Пищевая ценность крупы, макаронных и бобовых изделий,
общие правила приготовления блюд, требования к качеству, варка ,
виды круп,
макароны, бобовые изделия,
крупяная каша,рассыпчатая каша,
вязкая
каша, жидкая каша
Биология («Пищевые вещества»), русский язык(правописание терминов), учебник, тетрадь, плакаты
«Виды круп»,
презентация «Правила варки каш»
карточки-пооперацион-ного контроля
Содержание деятельности Практичес-кая работа Контроль Домашнее задание Дополнительнаялитература
Учителя (МО) Ученика
(ФОПД) С В У МО I II III IV 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рассказ.
Эвристическая беседа, фронтальный опрос (устный),
самостоятельная работа с текстом,
-работа к картами пооперационного контроля,
тестирование -индивиду-альная,
-парная,
-групповая,
-фронталь-ная Приготовление манной каши 5-
К-2 5-К-2 5-ТК-2/1-3 параграф, вопросы +
составить памятку варки каш +
+
подготовить сообщение о макаронах Похлёбкин В.В. кулинарный словарь.Москва.
центрполиграф,
1999
Книга о вкусной и здоровой пище.
Москва.Колос.
1996
№
п/п
урока
дата
кол.ч Наимено
вание раз-
дела,
темы Тип,
Вид
урока Цели урока
(образовательные,
развивающие,
воспитательные,
профориентационные) Содержание
нового
материала Словарь темы Предмет-ные связи
(меж-, внутрипред-метные) Дидактическое обеспечение
1 2 3 4 5 6 7 8
7-8.
2 часа Кулинария
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
Комбиниро-ванный 1.Образовательные.
Способствовать:
Формированию представлений о видах салатов,их оформлении, значении и видах тепловой обработки продуктов,
о пищевой ценности,значении,
первичной обработке и приготовлении блюд из свежих овощей.
2.Развивающие. Способствовать:
- развитию умения анализировать, делать выводы, специальных умений и навыков по нарезке овощей,
оформлению блюд из свежих овощей
-формированию и развитию самостоятельности учащихся,
3.Воспитательные.Способствовать воспитанию трудолюбия, культуры труда,инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности.
4.Профориентационные.
-познакомить с профессией повар
Значение овощей в питании человека.
Классификация овощей. Способы первичной обработки овощей. Способы нарезки овощей. Технология приготовления салатов из свежих овощей.
Способы тепловой обработки овощей. Группы овощей; сортировка, мойка,
очистка,
промывание,
нарезка,
соломка, брусочки, ломтики, дольки, кружочки
варка, жарка, запекание, тушение, припускание, пассерование,
бланширование,варка на пару,
салат, винегрет -Биология 6 класс «Плоды и семена»,
-ОБЖ 2 кл. «Что и как мы едим»,
-История древнего мира 5 кл.,
-русский язык (правописание слов с безударными гласными) Учебник, плакаты:
«ПТБ при кулинарных работах»(при работе режущими инструментами,
горячими жидкостями,электрической плитой),
-таблица:
«Пищевая ценность сырых овощей». Учебно-техническая документация:
ИТК №1-5,
Карты пооперацион-ного контроля
Содержание деятельности Практичес-кая работа Контроль Домашнее задание Дополнительнаялитература
Учителя (МО) Ученика
(ФОПД) С В У МО I II III IV 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рассказ.
Эвристическая беседа, фронтальный опрос (устный),
самостоятельная работа с текстом,
-работа к картами пооперационного контроля,
тестирование -индивиду-альная,
-парная,
-групповая,
-фронталь-ная 1.Нарезка овощей для салата.
2.Приготовление салата «Здоровье» 5-
К-2 5-К-2 5-ТК-2/1-3 п.27,
28
Отв.на вопр.с 130,
134,
Выучить ПТБ и санитарные правила +
Отработать навык нарез-ки ово-щей + загад-ки об ово-щах + подготовить сообщение «из
исто-
рии ово-щей» Похлёбкин В.В. кулинарный словарь.Москва.
центрполиграф,
1999
Книга о вкусной и здоровой пище.
Москва.Колос.
1996
Брунек Н.И.Овощная кулинария от А до Я.М.Экономика,2003,
100 блюд из капусты.Изд.Ростовского университета,
1990
№
п/п
урока
дата
кол.ч Наимено
вание раз-
дела,
темы Тип,
Вид
урока Цели урока
(образовательные,
развивающие,
воспитательные,
профориентационные) Содержание
нового
материала Словарь темы Предметные связи
(меж-, внутрипред-метные) Дидактичес-кое обеспечение
1 2 3 4 5 6 7 8
9-10.
2 часа Кулинария
Блюда из яиц.
Комбинированный 1.Образовательные.
Способствовать:
-формированию представлений о значении яиц в питании человека
-запоминанию основной терминологии
Способов заготовки продуктов.
2.Развивающие. Способствовать:
- развитию умений первичной и тепловой обработки продуктов,
-специальных умений и навыков при приготовлении и оформлении блюд из яиц
3.Воспитательные.Способствовать воспитанию трудолюбия, культуры труда,инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности.
4.Профориентационные.
познакомить с профессией купажист. Пищевая ценность и химический состав яиц, срок хранения, употребление в пищу;
способы варки яиц,способы крашения яиц к пасхе.
сушка, заморозка,
яйца диетические,
столовые,
«в мешочек»,
вкрутую,
всмятку Неорганичес-кая химия,
Биология(пищевая ценность продуктов питания), ОБЖ, русский язык(правописание терминов урока), история, литература, математика, физика учебник, тетрадь, плакаты, кулинарный словарь, плакаты, «строение яйца», «приспособления для взбивания яиц»,»блюда из яиц»,
образцы объектов
Содержание деятельности Практичес-кая работа Контроль Домашнее задание Дополнительнаялитература
Учителя (МО) Ученика
(ФОПД) С В У МО I II III IV 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рассказ, эвристическая беседа,
фронтальный опрос (устный и письменный), работа с учебником, тестирование,
ИТК,
-картами пооперационного контроля индивидуаль-ная,
-парная,
-групповая,
- фронтальная Приготов
ление блюд из яиц (омлет по-французски.
5-
К-4/1,
5-
К-4/2, 5-К-4/1,
5-К-4/2 5-ТК-4/1-3 параграф, вопросы +приготовить дома и запи-сать в тетрадь
рецепт
блюда из яиц +составить анаграммы по теме урока +подготовитьсообщение по теме «Значение яиц в питании человека» В.Д.Симоненко Технология 5 класс
В.В.Похлёбкин «Кулинарный словарь».
Книга о вкусной и здоровой пище.
№
п/п
урока
дата
кол.ч Наимено
вание раз-
дела,
темы Тип,
Вид
урока Цели урока
(образовательные,
развивающие,
воспитательные,
профориентационные) Содержание
нового
материала Словарь темы Предметные связи
(меж-, внутрипред-метные) Дидактическое обеспечение
1 2 3 4 5 6 7 8
11-12.
2 часа
Кулинария
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. комбинированный 1.Образовательные.
-способствовать формированию и развитию умений и навыков при сервировке стола к завтраку;этикету за столом.
2.Развивающие.способствовать овладению умениями делать обобщения,выводы,формулировать ответы, принимать самостоятельно решения,
Формированию и развитию интереса учащихся к предмету
3. Воспитательные.Способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия,бережному отношению к продуктам питания, чувству ответственности за общее дело.
4.Профориентационные.Обобщить знания о профессиях официанта,
бармена.
Воспитывать уважение к работающему человеку. сервировка стола к завтраку значение хлеба в питании, складывание салфеток, культура и правила поведения за столом Сервировка салфетка, меню, этикет Биология(чайный куст,кофей-ное дерево,шоколадное дерево) , география (родина чая,кофе,какао), химия, русский язык (правописание технологических терминов и слов) учебник, тетрадь, плакаты
«сервировка стола к завтраку»,
презентация«Сервировка стола к завтраку»,карты п/к
Содержание деятельности Практичес-кая работа Контроль Домашнее задание Дополнительнаялитература
Учителя (МО) Ученика
(ФОПД) С В У МО I II III IV 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рассказ, эвристическая беседа, устный и письменный опрос
опрос, работа с учебником,
инструк-
ционно-техно
логические карты, карты п/к,
тесты индивидуаль-ная,
-парная,
-групповая,
- фронтальная Сервировка стола к завтраку, складывание салфеток 5-К-5/1
,5/2,5/3 5-К-5 5-ТК-5/1-3 Параграф, вопросы + решить кроссворд «Сервировка» +подобрать дополнительную литературу +Придумать новые варианты складывания салфеток В.Д.Симоненко Технология 5 класс
В.В.Похлёбкин «Кулинарный словарь».
Книга о вкусной и здоровой пище.
2.3. План-конспект уроков по теме «Полноценный завтрак- залог здоровья»
Цель урока: формирование знаний о составлении меню и сервировке стола к завтраку.
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о составлении меню, сервировке стола и умения применять их на практике.
Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, эстетический вкус.
Профориентационная- познакомить с элементами работы официанта.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: полотняные салфетки, инструкционные карты «Способы складывания салфетки», карточки с эскизами продуктов, столовые приборы, проектор, компьютер, презентация.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Стремление к совершенствованию своих умений Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка стола». Уметь составлять меню для завтрака и рассчитывать количество калорий. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку. Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
ХОД УРОКА
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД
1. Организационный момент Активация учащихся. – Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.(Настраивает учащихся на работу.) Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. – Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации фрагмента из мультфильма» (Звучит фрагмент м/ф) (Слайд №1)Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Давайте вместе попробуем разрешить спор наших героев из м/ф и выясним кто прав? Вы готовы в этом разобраться? Догадались о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходима?Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3).Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.Помогает, советует в планировании. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Регулятивные: целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3.Актуализация знаний. Выявить уровень знаний и систематизировать их. Предлагает ответить на вопросы:– Поднимите пожалуйста руку, кто сегодня завтракал? – А кто считает, что ваш завтрак был полноценным ? Если да, то почему?Дома вы провели опрос: Кто завтракает и какие продукты предпочитают на завтрак?Давайте вместе подведём итог собранной информации. (Слайды №4-5)Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.Вопрос: что такое калорийность продуктов? Представляют результаты исследования.Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные: осознание своих возможностей.Регулятивные: умение регулировать свои действия.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
4.Первичное усвоение новых знаний. Организовать осмысленное восприятие новой информации Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.Демонстрирует презентацию 1.Задает вопросы:1. Что обозначает слово «завтрак»? 2. Почему необходимо завтракать? 3. Из каких продуктов должен состоять завтрак?4. Как составить правильно меню и на что необходимо обратить внимание? Сервировка стола к завтраку: – расстановка посуды; – способы складывания салфеток.
Вопрос: Какое назначение салфеток? Из какой ткани лучше сшить салфетки? Почему?Какие способы складывания салфеток вы знаете?– правила поведения за столом. Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности сервировки стола.
5. Первичная проверка понимания. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. Задает вопросы:– Что называется сервировкой стола?– Как располагают приборы для завтрака на столе?– Как меняется сервировка в зависимости от меню?Предлагает задание: по схемам сложить салфетки Выбирают самостоятельно варианты складывания салфеток по сложности, выполняют упражнения по складыванию салфеток. Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.Познавательные: применять полученные знания о способах складывания салфеток.
6. Первичное закрепление. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Предлагает задания на «новое» знаниеКаждой группе выбрать продукты (карточки с изображением различных продуктов), в соответствии с выбранными продуктами составить меню и рассчитать калорийность завтрака. Выполнить сервировку стола в соответствии с меню. Придумать небольшой сценарий по применению правил этикета за завтраком.Учитель устанавливает осознанность ситуации.Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует. Осуществляют учебные действия по намеченному плану Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.Объясняют, анализируют, формулируют. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.Консультирует, советует, помогаетОбучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные: самоопределение.Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Организовать обсуждение и запись домашнего задания При всей нашей жизни «на бегу» сложно представить завтраки в кругу семьи. Совместные завтраки в будни – это скорее из области фантастики!
Домашнее задание:
1. Постарайтесь в выходной день приготовить завтрак для себя или всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку. 2. Узнайте в Интернете сколько калорий содержат продукты, входящие в состав блюд вашего завтрака. Отметьте для себя низкокалорийные и высококалорийные продукты (на выбор).3. Найдите пословицы о завтраке, дайте к ним комментарии(на выбор)4. Найдите новые способы складывания салфеток (на выбор). Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание Регулятивные: умение выбрать задание по силам.Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
9.Рефлексия деятельности 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.Давайте вернемся к м/ф. Кто же на самом деле был прав? Какие советы вы хотели бы дать нашим героям?Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания ? Для чего нужно знать правила сервировки стола?Какие затруднения у вас возникли?Какие способы сложения салфеток вам понравились больше всего?Дайте анализ своей деятельности на уроке. Выполнить задание: в тексте вставить правильные слова.Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: осознавать успешность своей деятельности.
2.4. Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении раздела «Кулинария»
тест -5класс
1уровень
Выберите несколько правильных ответов
1. Название овощей входящих в группу луковичных:
Сельдерей
Чеснок
Свёкла
Петрушка
Лук репчатый
Выберите несколько правильных ответов
2. Виды тепловой обработки овощей:
Варка
Жарение
Сортировка
Очистка
Припускание
3.Отметьте буквой С – санитарно-гигиенические требования, буквой Т- правила безопасности работы.
_______ 1. Руки мойте с мылом.
_______2. Перед включением электроприбора проверьте исправность электрошнура.
_______3. Наденьте фартук и косынку.
_______4. Включайте и выключайте приборы сухими руками.
_______5. Рукава одежды закатайте.
2 уровень
Выберите несколько правильных ответов
1. Название овощей входящих в группу луковичных:
Сельдерей
Чеснок
Свёкла
Петрушка
Лук репчатый
Выберите несколько правильных ответов
2. Виды тепловой обработки овощей:
Варка
Жарение
Сортировка
Очистка
Припускание
3. Укажите цифрами последовательность подачи блюд на стол.
Десерт
Закуски (горячие, холодные, мясные, овощные, рыбные)
Напитки (горячие, холодные)
Супы
Горячие вторые блюда
4.Обозначьте посуду, приспособления и инструменты, необходимые для нарезки овощей:
П- посуда, Пр- приспособления,
И- инструменты, С-столовые приборы.
____1. Кастрюля ____2. Ложка
____3. Терка ____4. Нож карбовочный
____5. Сковорода ____6. Овощерезка
____7. Миска ____8. Нож кухонный
____ 9. Тарелка
____10. Разливательная ложка
____11. Разделочная доска
____12. Нож для нарезки помидоров.
3 уровень
Выберите несколько правильных ответов
1. Название овощей входящих в группу луковичных:
Сельдерей
Чеснок
Свёкла
Петрушка
Лук репчатый
Выберите несколько правильных ответов
2. Виды тепловой обработки овощей:
Варка
Жарение
Сортировка
Очистка
Припускание
3. Укажите цифрами последовательность подачи блюд на стол.
Десерт
Закуски (горячие, холодные, мясные, овощные, рыбные)
Напитки (горячие, холодные)
Супы
Горячие вторые блюда
4. Проставьте на рисунке номера элементов яйца.
Желток; 2- скорлупа; 3-воздушная камера; 4- белок.
5. Отметьте цифрами последовательность операций по уходу за посудой.
Вымыть посуду:
______ столовую
______ кухонную
______ чайную
______ ополоснуть посуду горячей водой
______ очистить посуду от остатков пищи
______ сушить на сушилке.
4 уровень
Выберите несколько правильных ответов
1. Название овощей входящих в группу луковичных:
Сельдерей
Чеснок
Свёкла
Петрушка
Лук репчатый
Выберите несколько правильных ответов
2. Виды тепловой обработки овощей:
Варка
Жарение
Сортировка
Очистка
Припускание
3. Укажите цифрами последовательность подачи блюд на стол.
Десерт
Закуски (горячие, холодные, мясные, овощные, рыбные)
Напитки (горячие, холодные)
Супы
Горячие вторые блюда
4. Проставьте на рисунке номера элементов яйца.
Желток; 2- скорлупа; 3-воздушная камера; 4- белок.
5. Отметьте цифрами последовательность операций по уходу за посудой.
Вымыть посуду:
______ столовую
______ кухонную
______ чайную
______ ополоснуть посуду горячей водой
______ очистить посуду от остатков пищи
______ сушить на сушилке.
6.Заполните пропуски нужными словами.
На стуле нужно сидеть ……….., не класть локти на …………….. .
Есть и пить следует бесшумно, жевать с ……….. ртом. Не ешьте ………….. то , что можно есть вилкой. Все, что едят ложкой, набирают …….. Оставшуюся жидкость доедают, наклонив тарелку ……… . После окончания еды приборы кладут ……………
2.5. Охрана труда и правила техники безопасности при изучении
раздела «Кулинария»
Работа на кухне таит в себе опасности.
В ходе работы на кухне, чтобы избежать порезов рук, ожогов и других травм, необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.
1. Содержать пол чистым и сухим, чтобы не поскользнуться.
2. Нельзя оставлять нагревательные приборы без присмотра, так как это может привести к пожару.
3. Перед работой нужно проверить шнур электроприборов, он не должен иметь оголенных проводов.
4. Не допускать заливание электроплиты кипящей жидкостью, жиром и сахаристыми веществами. Следить, чтобы в разогретый жир не попадала жидкость, так как можно получить ожоги от брызг или от пламени горящего жира.
5. Включать и выключать электроплиту надо сухими руками, держась за вилку, а не за шнур.
6. Нож - это острый предмет. Обращаться с ним надо осторожно. Во время нарезки применять безопасные приемы работы. Передавать колющие и режущие инструменты и приборы ручкой вперед.
7. Открывать бутылки, банки с консервами и компотами следует специальным ножом, хорошо заточенным.
8. Нельзя подталкивать продукты в горловину мясорубки пальцами, для этого надо пользоваться деревянным пестиком.
9. Следить за тем, чтобы при работе с ручной теркой не поранить руку: хорошо удерживать продукт, не тереть слишком маленькие его части.
10. Брать горячую посуду следует прихваткой, а крышки кастрюль с кипящей жидкостью открывать от себя, чтобы капли горячей воды не попали на ноги. Использовать сковородник только с деревянной ручкой.
11. Посуду с длинной ручкой (сковорода, ковш и другие) ставить так, чтобы не зацепиться за нее и не уронить.
12. Не наливать горячую жидкость в стеклянную посуду: если посуда лопнет, то можно ошпариться.
13. Не пробовать горячую пищу, предварительно не охладив ее.
14. Периодически проветривать помещение, чтобы в нем не повышалась температура и влажность воздуха, не накапливался чад, образующийся при жарении.
15. Следить за тем, чтобы хорошо было освещено рабочее место.
16. Работу выполнять в чистой одежде – фартуке и косынке. . 17. Отходы и мусор собирать в мусорный бак. . 18. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимайте ее от себя. 19. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйтесь прихватками, а если сковорода без ручки, то сковородником. 20. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезайте на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, а кончики их находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.
Заключение
Человеку свойственно общаться, все человеческое общество существует благодаря общению и реализуется в нем. Таким образом, человек живет в обществе и развивается в общении. Человеку как виду необходима постоянная смена внешних воздействий, а значит, ему должна быть предоставлена возможность обогащать других своей индивидуальностью, а также обогащаться самому в процессе взаимодействия с другими людьми. Таким образом, человеку для полноценной деятельности необходима смена обстановки. Еще две стороны деятельности человека неразрывно связаны: единство речевой и мыслительной деятельности. Одна всегда является катализатором для другой. Поскольку через эти три механизма осуществляется человеческое развитие, они должны стать основой для процесса обучения.
Что будет с нашей страной в дальнейшем, зависит не столько от деятельности президента и правительства, сколько от работы учителей и поведения родителей. Какими будут наши дети, когда они вырастут, – такой будет и наша страна. Я считаю, что главное – это не только дать образование нашим детям, но и воспитать их. А в этой ситуации коллективная форма работы сочетает хорошую мотивацию к учебной деятельности с большим воспитательным потенциалом.