План летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
План
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«Фантазия»
Девиз лагеря:
«Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!».
Девиз программы:
«В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по группе, к взрослым людям».
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
формирование здорового и безопасного образа жизни.
Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Цель:
реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
- организовать систему оздоровительных мероприятий;
- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
- раскрыть творческий потенциал детей;
- развить различные формы общения в разновозрастных группах;
- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка
с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- организация среды, предоставляющей ребенку возможность
для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- формирование у ребят навыков общения и толерантности;
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Принципы реализуемой программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ №4» осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Прогнозируемые результаты
Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ №4»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ №4»;
разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
Организационный этап смены
Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ №4»;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение инструктажей.
Основной этап смены
Основной деятельностью третьего этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены
Основной идеей четвертого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;
выработка перспектив деятельности на следующий год.
День
Мероприятие
«День знакомств»
Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению;
Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»;
Подвижные игры;
Инструктаж по технике безопасности;
Тренинг «Знакомство», «Об именах»
«День защиты детей»
Конкурс рисунков на асфальте «Мы дети Земли»
Подвижные игры на свежем воздухе
«День Спорта»
Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;
Спортландия «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;
Посещение детской библиотеки «Права и обязанности детей»
Подвижные игры на свежем воздухе;
Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить:
- гребцов на байдарке с рулевым;
- толкание ядра;
- прыгунов в длину;
- мастеров синхронного плавания;
«День Леса»
Экологическая тропа (туристический поход)
Викторина «Зеленые страницы»
Познавательно – профилактическое занятие «Огонь - друг, огонь – враг, берегись беды, когда ты у воды»
«День Здоровья»
Игра «Счастливый случай!» за здоровый образ жизни;
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
«Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;
Дискуссия «Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет»!»
Инструктаж по технике безопасности, оказание первой помощи
«День Истории»
Экскурсия в музей
Инструктаж по технике безопасности,
Подвижные игры на свежем воздухе;
«День Сказок»
Путешествие в сказку
«Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:
- рабочий костюм Бабы-яги;
- парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка;
- спортивный костюм Кощея Бессмертного;
- зимний костюм Водяного;
Подвижные игры на свежем воздухе;
«День ПДД»
«Безопасное колесо» познавательный турнир;
Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак;
Подвижные игры на свежем воздухе;
«День Умников»
Познавательный турнир «Умники и умницы»;
Игра «В стране интеллектуалов»;
Круглый стол «Остров знаний»
«День России»
Конкурсная программа «Русская кудесница»;
Конкурс рисунков «Герб школы»
Конкурс рисунков «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;
«День смеха»
Развлекательная игра «Крокодил»
Конкурс карикатур
Чудесный мир птиц
«День Музыки»
Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;
Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -
- в прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;
- составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);
Подвижные игры на свежем воздухе;
«Вкусный день»
Своя игра «Гигиена питания»;
«Съедобный зоопарк» изготовить из разных овощей:
- огуречного крокодила;
- картофельного медведя;
- морковную лису и т.д.;
«День Талантов»
Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;
Конкурс частушек;
«День Грибника»
Экологический конкурс «Грибной марафон»;
«Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:
«Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды»;
«Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей»
«День Мастеров»
Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
«Завтра была война» (детская библиотека)
«День Художника»
Конкурс рисунков «Дети любят рисовать»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
«День Дружбы»
«Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;
Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы:
«Кошка – ложка – окошко – немножко»;
«Лето – зной – веселье – вой»;
«Стакан – банан – карман – обман».
«Писатели и поэты о дружбе»
«День Сокровищ»
Игра «В поисках сокровищ капитана Флинта»
Кинотеатр
«День Расставания»
«Сцена прощания» концертная программа.
Заголовок 3Заголовок 915