Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей Лето моей мечты
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Всехсвятское Белохолуницкого района
Кировской области
УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО
Директор школы: на заседании педсовета
__________И.А.Анфилатов протокол № от 23.05.2014
23 мая 2014 года
Программа
летнего лагеря дневного пребывания
«Лето моей мечты»
Автор программы:
Чеглакова Татьяна Анатольевна,
заместитель директора школы
по воспитательной работе
Всехсвятское
2014
Пояснительная записка
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания функционирует для учащихся первой и второй ступени на базе МКОУ СОШ с. Всехсвятское. Обязательным является вовлечение в лагерь детей «группы риска», учащихся из многодетных и малообеспеченных семей.
К реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с учреждениями микросоциума (сельская библиотека, Дом культуры, ФАП, ООО «Суворовское»).
ЦЕЛЬ ЛАГЕРЯ: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
1. Создавать условия для организованного отдыха детей.
2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Сроки реализации программы: с 2 июня по 27 июня 2014г. (18 дней)
Исполнители: педагогический коллектив и работники школы, работников Всехсвятского ДК
Участники лагеря: учащиеся школы 1-8 классов (по заявлениям 30 человек)
Концепция программы
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Лето моей мечты» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
· оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· при развитии детского самоуправления;
· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Лето моей мечты»;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
· запуск программы «Лето моей мечты»;
· формирование органов самоуправления,
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Экипажи находятся в стартовой зоне. Идет организационная работа по созданию ЦОМ (центр общественного мнения), службы спасения, радио, стенгазеты. Каждый экипаж прибыл на праздник «Привет, друзья!» - где принял посвящение в хранители души корабля, законы, указ и ориентиры для моряка.
3. Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
· работа творческих мастерских.
Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:
· «Порт странствий»;
· «Залив веселых шуток»;
· «Бухта хочу стать взрослым»;
· «Залив сильных, ловких, смелых»;
· «Остров экспромтов»:
· «Бухта «Наши родные места» и т. д.
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Экипажи завершают кругосветное путешествие на острове «Радости», на котором подводятся итоги смены, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности. Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра -это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Игровая легенда:
Ребята и педагоги в течение всего сезона на борту корабля «Бригантина» совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.
Игра развивается в течение 18 дней, т. е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности.
Основное содержание программы
Лагерь работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Используются природные факторы: чистый воздух. В программу включены следующие мероприятия:
· ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
· спортивные игры;
· эстафеты и соревнования;
· спортивные праздники;
· водные процедуры;
· ежедневный осмотр детей медицинским работником;
· принятие солнечных и воздушных ванн (в соответствующую погоду);
· организация здорового питания детей;
· организация спортивно-массовых мероприятий:
· подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея, Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека; Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в кружках.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
· Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
· Альтернативного провождения времени
· Свободного времени
· Совместного планирования досуговой деятельности.
· Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
· Уровень целостного детского коллектива смены;
· Уровень отряда;
· Уровень организации досуга в группах по интересам;
· Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация кружковой деятельности
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
· изучение интересов детей;
· презентация кружков на линейке в начале смены;
· ознакомление детей с режимом работы кружков;
· самоопределение детей и запись их в кружки;
· деятельность ребят в кружках;
· текущее отражение результатов деятельности детей;
· подведение итогов работы кружков в конце смены.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
· беседа «Символика Российской Федерации»;
· дискуссия «Природа моего края»;
· спортивно-развлекательная игра с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;
· посещение районного музея;
· конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
· «Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа
· экологический КВН
Работа с детьми из проблемных семей:
- вовлечение детей во все мероприятия лагеря,
- создание для них ситуации успеха,
- особый контроль за посещаемостью,
- индивидуальная работа, беседы.
Работа с одаренными детьми:
- индивидуальная работа с детьми: самостоятельная организация и проведение конкурсных программ, игр, мини-концертов и др.
- деятельность органов детского самоуправления,
Работа с родителями:
- общешкольное родительское собрание с обсуждением вопросов, связанных с организацией летнего отдыха детей (апрель),
- сбор заявлений в лагерь (апрель),
- индивидуальные беседы с каждым родителем участников лагеря (май),
- распространение «Памятки родителям» о требованиях и режиме работы лагеря (23 мая),
- своевременное информирование родителей о проблемах в поведении, о здоровье детей в период работы лагеря (июнь),
- участие родителей в ключевых лагерных мероприятиях (июнь).
Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания
№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
1. совещание при директоре школы
2. собрание методических объединений классных руководителей.
3. совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время
Апрель
Директор, зам. дир. по УВР
2.
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
Апрель
Директор, зам. дир. по УВР
3.
Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей.
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.
Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.
Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.
Удовлетворенность работой лагерной смены.
Апрель-май
июнь
Классные руководители
Начальник лагеря
4.
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации лагеря.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.
Апрель-май
Директор, зам. по ВР, начальник лагеря
5.
Организация оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов
Разработка плана воспитательной работы
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Май
Начальник лагеря
Воспитатели
6.
Проведение лагерной смены
Июнь
Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря
Условия реализации программы
Материально-технические условия предусматривают:
· спортивный зал;
· школьная библиотека;
· столовая;
· игровая площадка;
· спортивная площадка;
· кабинеты;
· ТСО;
· художественные средства, игры настольные и др.;
· хозяйственный инвентарь.
· аудиотека, фонограммы
· канцелярские принадлежности
· компьютеры с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийные проекторы
2. Кадровые условия.
№
Фамилия И.О.
Должность в организации
Обязанности в программе
1
Чеглакова Т.А.
Заместитель директора по воспитательной работе
Нормативно-правовое обеспечение
2
Исупова Т.А.
Учитель начальных классов
Начальник лагеря
3
Владимирова-Исупова Ю.В.
Учитель русского языка и литературы
воспитатель
4
Полуэктова Е.Е.
Учитель технологии
библиотекарь
Организация трудовой деятельности,
обеспечение литературой участников лагеря
5
Корзунина И.А.
повар
Организация питания
6
Ослина Л.Н.
техслужащая
Обеспечение пропускного режима, уборка помещений
7
Кашина Л.В.
Директор ДК
Организация спортивных мероприятий
8
Суворова Е.К.
Худрук ДК
Организация досуга
9
Алиева Л.Е.
Музыкальный
работник ДК
Организация досуга (музыкальный час)
10
Салтыкова Г.Н.
Заведующий ФАП
Контроль за состоянием здоровья детей и работников лагеря
11
Попова В.В.
Сельский библиотекарь
Организация досуга
Система контроля за реализацией программы
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Классные руководители
2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Воспитатели
3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, отрядные воспитатели
4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Начальник лагеря
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены.
Охрана жизни и здоровья детей.
Весь персонал лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.
Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.
Начальник лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца.
Организация питания осуществляется на базе столовой школы.
Ожидаемые результаты
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Личностный рост участников смены.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.Приложение 1
План мероприятий лагеря
«Лето моей мечты»
День
Мероприятие
Форма проведения
Направление
Первый
«Привет, друзья!»
Игра
Нравственное
Второй
«Морской бой»
Соревнование
Физкультурно-оздоровительное
Третий
«Подводное царство»
Конкурс рисунков
Гражданско-патриотическое
Четвертый
«Большой аврал»
Спортивно-развлекательная игра
Физкультурно-оздоровительное
Пятый
«Остров сокровищ»
Ярмарка
Нравственное
Шестой
«Танцы на суше»
Конкурс
Физкультурно-оздоровительное
Седьмой
«Огонь, вода и медные трубы»
Соревнование команд
Физкультурно-оздоровительное
Восьмой
«Веселый Роджер»
Конкурс видеоклипов
Нравственное.
Девятый
«Бермудский треугольник»
Развлекательная игра
Гражданско-патриотическое
Десятый
«Ты-морячка, я-моряк!»
Конкурс
Нравственное
Одиннадцатый
«Музыкальная карусель»
Конкурс
Нравственное.
Двенадцатый
«Малые Олимпийские игры»
Соревнования
Физкультурно-оздоровительное
Тринадцатый
«Малые Олимпийские игры»
Соревнования
Физкультурно-оздоровительное
Четырнадцатый
«Русалка 2014»
Конкурс
Нравственное
Пятнадцатый
«Знатоки этикета»
Игра
Нравственное
Шестнадцатый
«Юнга 2014»
Конкурс
Нравственное
Семнадцатый
«Самый культурный экипаж»
Игра-соревнование
Нравственное
Восемнадцатый
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Концерт
Гражданско-патриотическое,
Нравственное
Приложение 2
Режим дня
8.00 – «Все на борт!» - утренняя линейка (построение, план на день)
8.10 – «Экипажи, в строй!» - зарядка
8.20 – «Все на камбуз!» - завтрак
«Счастливых путешествий!»
8.30 – трудовой час
9.30 – отрядные мероприятия
10.00 – спортивный час, подвижные игры
11.00 – музыкальный час
12.00 – обед
12.30 – творческий час
14.00 - «Заполни бортовой журнал!» - линейка (подведение итогов дня)
Адмирал - директор лагеря
Боцман – воспитатели
Кок-повар
Классы - каюты
Моряки и юнги - дети
Врач - медицинский работник
· Овладеть секретами сказочного морского мастерства.
· Потешать весь экипаж дивами дивными.
· Моряк должен быть мужественным, бесстрашным, честным и находчивым.
· Моряк не должен отвергать помощь других, должен помогать, кому это необходимо.
· Моряк не должен нарушать законы.
· Как бы медленно ты не двигался, главное - не останавливаться!
· Пущенная стрела не возвращается.
· Труднее всего справиться с собой.
· Выбрав дорогу, не сворачивай.
· Загляни себе в душу, спроси свое сердце.
· Для тех, кто верит, нет ничего невозможного.
· Не забывай о себе!
Закон территории.
Закон точного времени.
Закон доброго отношения.
Закон охраны природы.
Закон здорового образа жизни.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
Закон соуправления.
Закон свободы слова.
Приложение 4
Анкета
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2мђЗаголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615